Фрагмент для ознакомления
2
определенной территории, сформированная для реализации ими своих прав по решению вопросов, представляющих общий интерес. Население же как субъект муниципальной власти включает в себя всех жителей муниципального образования вне зависимости от их прямого волеизъявления, а также форм объединения. Общий же интерес населения находится в публичной сфере управления муниципальным образованием и осуществления местного самоуправления. В связи с этим если осуществление местного самоуправления как такового возможно местными сообществами, то муниципальная власть реализуется только населением муниципального образования.
Л.Т. Чихладзе и В.П. Иванский используют феноменологический подход для определения местного населения как носителя общественного правосознания - совокупности жителей муниципального образования, обладающей правосознанием и способностью принимать активное участие в правовой жизни посредством правовой коммуникации. Вместе с тем полагаем, что правильнее говорить не о коллективном правосознании граждан, обладающих правом на участие в местном самоуправлении, а об их самосознании как лиц, принимающих участие в местном самоуправлении.
Е.И. Бычкова называет местное население объединением жителей определенной территории, имеющих общие интересы в решении вопросов местного значения. Данная дефиниция достаточно широка для того, чтобы только населением всего муниципального образования исчерпать перечень субъектов местного самоуправления. При условии, что таких объединений может быть несколько в рамках одного муниципального образования, необходимо выделить субъект, способный осуществлять именно властные полномочия.
Кроме того, если теоретически население можно определить как самый крупный, но лишь один из видов местных сообществ конкретного муниципального образования, то фактически население объединяет в себе всех жителей муниципального образования, а также остальные местные сообщества. При этом максимально широкое понимание жителей муниципального образования как лиц, обладающих правом на осуществление местного самоуправления, служит конкретизации пределов воздействия муниципальной публичной власти в муниципальном образовании, поскольку нельзя забывать, что население является не только субъектом, но и объектом властного воздействия.
1.2. Система местного самоуправления как форма народовластия
Согласно Закону 2003 года население может выносить на референдум вопрос о структуре органов местного самоуправления только во вновь образованных муниципальных образованиях. Причем если речь идет о вновь образованных внутригородских районах, то там также запрещено проводить референдумы по структуре органов. Это, кстати, означает разный правовой статус однотипных муниципальных образований, что противоречит статье 19 Конституции РФ.
Правовой статус каждого органа местного самоуправления имеет довольно детальное правовое регулирование на уровне федерального закона. С одной стороны, это является гарантией реализации прав граждан на осуществление местного самоуправления, а с другой - вмешательством в организационную самостоятельность местного самоуправления, предусмотренную в статье 12 Конституции РФ.
Таким образом, анализ законодательства о местном самоуправлении в рассматриваемой области позволяет выявить следующие тенденции его развития:
- централизация полномочий (эта тенденция в целом сохраняется, несмотря на то что в соответствии с майскими поправками 2014 года определенный объем полномочий передан субъектам РФ) и унификация организационных моделей местного самоуправления;
- предпочтение отдается модели, предполагающей создание института «сити-менеджера»;
- органы местного самоуправления все больше формируются таким образом, чтобы минимизировать прямое волеизъявление население, чтобы жители не голосовали за конкретного кандидата (активно вводится институт делегирования; глава муниципального образования избирается из числа депутатов; депутаты избираются по партийным спискам и т.п.);
- органы местного самоуправления все больше встраиваются в систему органов государственной власти.
2. Гарантии и реализация местного самоуправления как формы народовластия
2.1. Гарантии права местного самоуправления как формы народовластия
Традиционно гарантии местного самоуправления принято разделять на общие (политические, экономические, социальные, духовные) и специальные (организационные, финансово-материальные, территориальные, судебные, контрольные, отраслевые, институциональные и др.). Перечисленные виды гарантий, с учетом разности объема, взаимосвязаны с конституционными нормами, закрепляющими основные принципы организации местного самоуправления в России. Политические гарантии местного самоуправления связывают с наличием такого политико-правового режима, который обеспечивает функционирование этого института политической системы общества.
Основным критерием разграничения специально-юридических и политических гарантий местного самоуправления выступает то, что последние закрепляются в законодательстве в общем виде. Вместе с этим политические гарантии местного самоуправления создают предпосылки, возможности для реализации условий и юридических средств, находящихся в арсенале Конституции РФ и текущего законодательства, в целях осуществления гражданами права на местное самоуправление, функционирования муниципальных субъектов и территориальных институтов.
К политическим гарантиям местного самоуправления следует отнести право граждан на соблюдение и защиту их прав в сфере местного самоуправления, обусловленное положениями ст. 2, ч. ч. 1, 2, 3 ст. 3, ч. 2 ст. 6, ст. 12 Конституции РФ. Важнейшей политической гарантий местного самоуправления является правовой режим обеспечения законности в деятельности органов государственной власти и местного самоуправления, системно взаимосвязанный с положениями ст. 2 и ч. 2 ст. 15 Конституции РФ, поскольку их практическая реализация направлена на соблюдение и защиту субъективных прав, свобод и охраняемых законом интересов.
Местному самоуправлению присущи информационные, международные и внутригосударственные гарантии. Но информационные, внутригосударственные и международные гарантии универсальны и затрагивают практически все области общественных отношений, действуют в отношении различных субъектов права, применяются как в публичном, так и в частном праве. Другое дело - муниципальная гарантия (ст. 115 БК РФ ). Она представляет собой непоименованный способ обеспечения исполнения гражданско-правовых обязательств с участием публично-правового образования. Такую гарантию можно условно отнести к способу обеспечения тех вопросов, которые прямо или косвенно связаны с развитием местного самоуправления, муниципального образования. При этом в отличие от конституционно-нормативных конструкций «муниципальная гарантия» обладает документарной формой.
В системе гарантированности местного самоуправления самостоятельное значение имеют принципы, а также основные институты муниципального права, их наличие определяет систему гарантий местного самоуправления. Вместе с тем систему правовых гарантий расширяют еще и международные правовые акты, конституционные нормы и нормы текущего законодательства, регулирующие права, «полномочия», функции и ответственность органов публичной власти в отношениях смежных с местным самоуправлением.
Отдельно функционирует гарантия законности в местном
Фрагмент для ознакомления
3
Библиографический список
1. Конституция РФ (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ).
2. Европейская хартия местного самоуправления. Совершено в Страсбурге 15.10.1985 // Собрание законодательства РФ, 07.09.1998, N 36, ст. 4466.
3. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 N 145-ФЗ // Собрание законодательства РФ, 03.08.1998, N 31, ст. 3823.
4. Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ», 06.10.2003, N 40, ст. 3822.
5. Андриченко Л.В. Законодательство Российской Федерации в сфере разграничения полномочий: проблемы и перспективы // Современное общество и право. 2011. N 1 (2). С. 38.
6. Астафичев П.А. Разграничение ответственности органов местного самоуправления перед населением и государством // Юридическая наука: история и современность. 2017. N 9. С. 69 - 72.
7. Ахмедов И.Д. Участие Президента Российской Федерации в избрании (наделении полномочиями) глав субъектов Российской Федерации и отрешении от должности // Государственная власть и местное самоуправление. 2013. N 2. С. 23 – 28.
8. Бабичев И.В. Нормы-принципы Европейской хартии местного самоуправления как составная часть правовой доктрины российской модели местного самоуправления // Конституционное и муниципальное право. 2018. N 6. С. 74.
9. Боруленков Ю.П., Гранкина А.Б. Процессуальная самостоятельность следователя как непременное условие творческого подхода к расследованию уголовных дел // Расследование преступлений: проблемы и пути их решения: Сб. науч.-практ. тр. Вып. 4. М.: Академия Следственного комитета РФ, 2014. С. 339.
10. Вагин И.С. О необходимости включения органов местного самоуправления в единую систему государственного управления // Государственная власть и местное самоуправление. 2002. N 3. С. 35.
11. Гильванова И.Н. Организационная самостоятельность местного общественного управления в Российской империи во второй половине XIX - начале XX века // Проблемы государства и права. 2013. N 3. С. 8 - 13
12. Гриб В.В. Актуальные проблемы нормативного закрепления системы субъектов общественного контроля в Российской Федерации // Конституционное и муниципальное право. 2016. N 1. С. 13.
13. Мартынов А.В. Современное состояние и перспективы развития системы общественного контроля в России // Административное право и процесс. 2014. N 10. С. 8 - 16.
14. Нестеров А.В. Об общественном контроле и открытом государственном управлении // Государственная власть и местное самоуправление. 2014. N 3. С. 12.
15. Некрасов С.И. Самоуправление и автономия: некоторые вопросы теории // Сборник, посвященный памяти Владимира Фадеева. М.: Проспект, 2015. Т. II. С. 203.
16. Постовой Н.В., Таболин В.В., Черногор Н.Н. Муниципальное право России: учебник / под ред. Н.В. Постового. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Юриспруденция, 2015. С. 74.
17. Чеботарев Г.Н. Общественный контроль за деятельностью органов публичной власти: от теории к практике // Конституционное и муниципальное право. 2015. N 8. С. 62 - 65.
18. Шугрина Е.С. Отдельные аспекты организационных основ местного самоуправления в работах академика О.Е. Кутафина // Государственная власть и местное самоуправление. 2012. N 5. С. 46 - 48.