Фрагмент для ознакомления
2
стенах своих домов и кухонной утвари, были дары природы. Постепенно простое проявление талантов мастеров переросло в настоящее искусство, которое является величайшей культурной ценностью в современном мире.
На блюдах и других предметах домашнего обихода были изображены сцены из природы и быта людей.
Наши предки считали, что орнамент служит не только для украшения повседневной жизни, но и для защиты от всего зла. Через искусство рисования знаков они стремились к истине. Сегодня многие секреты паттернов утонули в забвении, но большинство из них раскрыты, и любой, кто хочет прикоснуться к истории, может овладеть знаниями.
Общеизвестный факт, что каждая нация имеет свою культуру, гордится ею и бережно передает свои традиции из поколения в поколение. Украшение является величайшей ценностью, потому что оно сохраняет тайное послание предков своим последователям [3].
Наши предки считали, что украшение наделяет обычные вещи амулетами.
Как и любой другой, орнамент в русском стиле имеет свои правила и особенности: составление декоративной композиции построено по принципу чередования. Согласно древним верованиям, чем больше символического чередования и повторения, тем быстрее желание сбудется.
Чередование узора также несет в себе чисто декоративное значение.
Необходимо обладать информацией о значении тех или иных символов, тщательно подбирая их по значению.
Особое место занимает выбор цветов, так как каждый цвет, как и знак, имеет свое значение.
В этом случае один из самых распространенных цветов – красный.
Окончательный образец должен вызывать только положительные эмоции, порождая гармонию в душе.
Составляя узор-амулет из определенной группы символов, важно иметь не только творческое настроение, но и заряжать орнамент своими мыслями о том или ином действии.
Узорные мотивы в русском народном стиле – это всегда красиво, ярко и оригинально. Помимо выразительной эстетики, орнамент может не только украшать, но и защищать или исполнять заветные желания.
Например, украшения и символы, нанесенные на одежду, должны защищать ее владельца от невзгод [10].
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ЗНАЧЕНИЯ И СИМВОЛИКИ ЭЛЕМЕНТОВ В ТРАДИЦИОННЫХ РОСПИСЯХ
Некоторые из самых древних образцов относятся ко времени, когда славянская цивилизация только зарождалась. Согласно легенде наших предков, зная секреты того или иного символа, мы дарим ему вечную жизнь! Этнокультурное происхождение каждого знака в орнаменте имеет свое магическое и тайное значение:
Линии. Они были использованы для изображения воды. Если был изображен дождь – линии были нарисованы вертикально, если реки – горизонтально. Кстати, геометрические символы использовались в русском орнаменте для передачи природных явлений. Вода, земля, солнце – это залог богатого урожая.
Признак Перуна. Изображение представляет собой шестиконечный крест, заключенный в круг. Сакральное значение такого символа – могущественное очарование дома от гнева древнего бога Перуна.
Символ солнца. На протяжении веков знак был изменен, и сегодня многие его изображения известны. К солнечным (солнечным) знакам можно отнести колесо, знакомое каждому, и даже любимый сказочный персонаж Колобок также является в некотором смысле солнечным знаком.
Орепей – это ромбовидный знак, который приносит счастье, душевное спокойствие и спокойствие.
Треугольник. В зависимости от изображения треугольник может иметь разные значения. Если его вершина имеет тенденцию повышаться, это символизирует жизнь, огонь и даже мужское начало. Если острый верх фигуры «смотрит» вниз – это женский символ, символизирующий материнскую любовь и защиту [6].
Берегиня. Символическое изображение женщины имеет глубокий смысл и олицетворяет Мать-Природу, которая дала жизнь всему живому на земле. Берегин обычно изображается с парой птиц в руках. Берегину также называли куклой-амулетом.
Дерево. Для славян орнамент с изображением дерева представляет особую ценность. По словам предков, это было дерево, которое могло питаться и прогреваться холодной зимой. Кроме того, дерево является символом рода, корней истории и памяти его предков. В славянской мифологии символ дерева очень глубокий и сложный.
Ладен – исключительно женский символ. Согласно древним поверьям, изображение такого знака на одежде незамужней девушки помогло найти настоящую любовь, обрести счастье с любимым человеком, родить ребенка. Он дал силы зрелой женщине поддерживать гармонию и гармонию в доме.
Свадьба. Символ славянской гвардии символизировал слияние двух родов, рождение новой семьи и традиционно изображался на одежде жениха и невесты. В наше время свадебный человек часто наносится на обручальные кольца.
Древнерусский орнамент всегда иллюстрировал тесную связь человека, природы и богов. В тонкостях графических символов изображены представления предков о мире, вере и истинах. Орнамент может состоять из множества знаков и символов, главное правило при составлении русского орнамента – общий смысл и гармония узоров [4].
Русская народная культура – одна из самых ярких и богатых в событиях. Россия всегда славилась ремесленниками, мастерами и художниками. Именно поэтому, прежде всего, это отражается в декоративно-прикладном народном искусстве. Яркой иллюстрацией художественного промысла в России является множество разных техник и приемов. Самыми известными и не менее популярными в современном искусстве по праву считаются хохломы.
Хохлома – не только самое известное, но и одно из самых красивых проявлений русского народного искусства.
Такая техника отличается не только яркими красками и оригинальным колоритом, но и глубокой народной философией, потому что в хохломском орнаменте каждый элемент имеет свое значение. История такого художественного ремесла уходит корнями в средневековье. Легенда гласит, что в древние времена в России на берегу реки жил ремесленник, который делал блюда из дерева, расписывая его так, чтобы казалось, что он сделан из чистого золота. Весть дошла до царя, он приказал найти ремесленника и доставить во дворец. Художник волшебным образом узнал об этом заранее и исчез, но сумел раскрыть жителям своей деревни секреты своего мастерства. Именно поэтому хохломские узоры – это поистине народное искусство.
Хохлома в русском стиле – это, как правило, растительные мотивы. Основные цвета, используемые в картине: золото, красный, черный, а иногда и зеленый [9].
Каждый элемент такой картины имеет свое значение:
- гроздья рябины – символ женской красоты и молодости;
- Уши ягод. В России они символизировали плодородие и щедрый урожай;
- золотые цветы – символ просвещения, знаний и проницательности;
- Жар-птица. Известный персонаж русской народной сказки на самом деле является аналогом птицы Феникс. Такой образец символизирует жизнь, долголетие, его повторение и бессмертие;
- Золотой петушок. Образ птицы означает восход солнца, также петушок в России считался покровителем детей. Как правило, петушок изображали на блюдах, из которых молодые люди пили и ели на свадьбе. Обычно блюда стилизованы под золотой петушок и окрашены должным образом;
- лоза. Часто изображается в хохломской росписи и символизирует веру человека в Бога. Мастера филигранно сочиняли композиции, применяя их к посуде и другим предметам домашнего обихода.
Особое значение имел цвет картины:
- золото – любимый цвет росписи в русском народном стиле, символ изобилия. Золотая хохлома на чёрном фоне выглядит особенно эффектно;
- красный – обладает защитными свойствами, символом тепла и огня.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Арутюнов, С. А. Народы и культуры: развитие и взаимодействие. – М.: Наука, 1984. – 247 с.
2. Бадмаев, А. А. Ремесла агинских бурят (к проблеме этнокультурных контактов). – Новосибирск: ИАЭТ СО РАН, 1997. – 160 с.
3. Бадяева, Т. А. Искусство и ремесло (к основам художественного промысла) // Народное искусство и современная культура: Проблемы сохранения и развития традиций: Материалы Всесоюз. с междунар. участием науч.-творч. конф., – М., – 1991. С. 117–127.
4. Бакушинский, А. В. Искусство Палеха. – М.; Л.: Академия, 1934. – 269 с.
5. Бакушинский, А. В. Исследования и статьи: Избр. искусствоведческие труды. – М.: Сов. художник, 1981. – 352 с.
6. Барадулин, В. А. Традиционное искусство в годы перемен [Текст] : ст. / В. А. Барадулин// Первые Худояровские чтения. Доклады и сообщения. 22-23 апреля 2004г./ ред. А. X. Фахретденова, Л. А. Павленко; Урал, училище прикладного искусства; Нижнетагильский музей-заповедник «Горнозаводской Урал». – Нижний Тагил, 2004. – С. 22-25.
7. Барадулин, В. А. Уральский букет. Народная роспись горнозаводского Урала /В. А. Барадулин. – Свердловск: Сред. Урал. кн. изд-во, 1987. – 128 с: ил.
8. Батьянова, Е. П. Промыслы и ремесла // Современное положение и перспективы развития малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока: Независимый экспертный доклад. – Новосибирск: Изд-во ИАЭТ СО РАН, 2004. – С. 95-109.
9. Горпенко, А. Е. Неизвестная страница из русского декоративного искусства [ Текст| : ст. / А. Е. Горпенко//Сборник трудов/ НИИХП. М., 1967.
10. Горьков, А. Возрождая традиции [Текст] : ст. / А. Горьков// Тагильский рабочий. – 1984. – 21 сент.
11. Канцедикас, А. С. Народное искусство [Текст] / А. С. Канцедикас. – М. : Искусство, 1975.