Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Значение памяти в жизни человека очень велико. Абсолютно все, что мы знаем, умеем,
есть следствие способности мозга запоминать и хранить в памяти образы, мысли,
пережитые чувства, движения и их системы.
Память сохраняет нам знания, а без знаний немыслимы ни плодотворная деятельность, ни
успешное обучение. Чем больше человек знает и умеет, то есть, чем больше хранится у
него в памяти, тем больше пользы он сможет принести своему народу, своей Родине.
Память, как и все остальные психические процессы, имеет характер деятельности.
Человек запоминает больше те факты, события и явления, которые имеют для него, для
его деятельности особо важное значение. И наоборот, все то, что для человека
малозначительно, запоминается гораздо хуже и скорее забывается.
Память - процессы запоминания, сохранения, воспроизведения и забывания индивидом
его опыта.
Чтобы подняться на высшую степень развития, ребенок должен усвоить знание об
окружающем мире, овладеть нормами поведения, приобрести определенные навыков и
умений. Все это связано с работой памяти. Если бы человек не запомнил то, что
воспринимал, переживал, делал, его психическое развитие было бы невозможно
Современный человек не в состоянии буквально воспроизводить то, что воспринял,
потому что объем сведений очень большой. В связи с этим изменились требования и к
обучению. Если раньше в учебе важно было запомнить и воссоздать сведения, то теперь
на первый план выходят задачи умственного развития учеников.
Главная и постоянная забота учителя – вооружать учащихся прочными знаниями, то есть
в большом объеме и надолго. Чтобы школьники сохранили здоровье и эмоциональной
устойчивость, равновесие, учителю недостаточно знать только свой предмет и
современную методику его преподавания. Кроме этого он должен учитывать и сведения,
касающиеся психики и памяти ученика. Сначала те, что вытекают уже из определений
непосредственно памяти: любое воздействие, идущее от учителя, оставляет отпечаток в
3
сфере чувств, мыслей, памяти или движений ученика. Долгосрочное хранение нужной
информации в его памяти можно организовать процесс обучения. При соблюдении
определенных условий следы памяти оживают и приобретенная школьниками
информация (знания) оказывается, актуализируется.
Объектом нашего исследования является развитие памяти.
Предметом нашего исследования являются индивидуальные особенности памяти у
подростков.
Итак, цель данной курсовой работы – рассмотреть природу памяти, ее особенности и
проблемы, а также исследование особенностей памяти в подростковом возрасте.
Задачи исследования:
- дать понятие о памяти, ее видах, показателях;
- изучить индивидуальные особенности памяти;
- охарактеризовать методы исследования памяти;
- рассмотреть развития памяти у подростков.
Результаты исследования: результаты исследования сформированы исходя из
поставленных задач.
Структура работы: введение, основная часть, заключение, список литературы. Объем
работы: 31 страница печатного текста. Список использованной литературы содержит 21
источник.
ГЛАВА 1. Память как психолого-педагогическая категория
1.1 Понятие о памяти, ее видах, показателях и уровнях сформированности
Трудно точно сказать, где и когда появились первые взгляды на нашу память. Видимо,
первые мысли принадлежали древним грекам и были связаны примерно с VI веком до
нашей эры. Сейчас эти соображения кажутся довольно наивными, особенно если учесть,
что они делались мыслителями всех времен и народов.
Парменидес в VI веке до н. э. считал память смесью света и тьмы, тепла и холода. Он
думал, что если эти связи не «расшевелятся», память будет в порядке. Забывание -
результат перемешивания, помутнения [4, с.45].
Аристотель (IV век до н. э.) был первым, кто ввел научную терминологию для описания
психических процессов. Он считал, что языка, используемого им, недостаточно для
описания физических аспектов процесса запоминания. Вводя новую терминологию,
Аристотель одновременно приписывал сердцу все те функции, которые мы сейчас
приписываем мозгу.
Многие идеи, предложенные древними греками, были отвергнуты, и на их место пришли
представления, взятые из современных биологических наук. Развитие современных
представлений о памяти внесло значительный вклад в развитие технологий и
методологии. Почти все исследователи согласны с тем, что память локализована в коре
головного мозга. Однако даже в настоящее время точная локализация памяти - это очень
сложная задача, и понимание механизмов памяти.
Идеи о памяти развивались в нашем веке, начиная с исследования Эббингхауса, который
изучал проблему изучения и забывания кривых, построенных в начале века, и заканчивая
сложными и изощренными концепциями.
Мы видим, что проблема памяти действительно привлекла умы ученых только за
последние 2 тысячи лет, и за первые 1,5 миллиона лет прогресс был ничтожно мал.
Практически только последние 200 лет были плодотворными, чтобы изучить проблемы и
избавиться от сомнительных понятий, связанных с жидкостями и так далее, мы теперь
локализовали память в определенной области нашего тела.
4
Образы внешнего мира, возникающие в коре головного мозга во время восприятия, не
исчезают бесследно. Они хранятся в памяти. Что же такое память? По словам известного
психолога П. Блонского, «проблема памяти является ровесницей психологии как науки».
Память - когнитивный (познавательный) процесс сохранения информации для
дальнейшего использования. Память свойственна и человеку, и животному. Однако
пользоваться памятью может лишь человек, ибо только он умеет рассуждать.
Итак, память - это образы в коре головного мозга.
Термин «память» происходит от имени греческой богини Мнемозины, матери девяти муз.
Вот почему мы иногда употребляем словосочетание «мнемические действия»,
«мнемическая деятельность», «мнемическая техника». При мнемической деятельности мы
запоминаем, сохраняем и воспроизводим информацию с целью усовершенствование
окружающей среды и самосовершенствование.
«Воротами памяти» является выборочное внимание. Наши потребности и интересы
обеспечивают успешность запоминания, является его стимулом.
Значение памяти - неоценимо. Она - основа нашей жизни.
Понятными становятся слова известного психолога С.Рубинштейна: «Не обладая
памятью, мы были бы «калифами на час». Наше прошлое было бы мертвым для
будущего» [9, с.103]. Память - это ориентир в окружающем мире, это наше богатство. Она
является основой любого познания. Ни один из психических процессов не происходит без
памяти. Чем богаче память, тем ярче личность.
Благодаря памяти каждое поколение имеет возможность передавать свои знания и опыт
следующему. А без знаний невозможна плодотворная деятельность. Каждый из нас
накапливает память поколений.
Память тесно сопряжена с мышлением и речью. Эту связь отмечал П.Блонский: «...память,
поднимаясь благодаря разуму, все более и более приближается к мышлению в конце
концов настолько близко, что даже в повседневной жизни в определенных случаях без
разницы употребляются слова «вспомнил» и «подумал»... [1, с.127].
Одним из важнейших и загадочных аспектов изучения памяти является исследование
процесса кодирования и сохранения информации в мозге. Большинство психологов
пришли к выводу, что введение новой информации оставляет в мозгу «следы»
(физические изменения). Во время исследования этих «следов» перед учеными появились
две большие проблемы: идентификация участка или участков мозга, которые, возможно,
участвуют в возникновении процесса памяти; и вторая - определение, раскрытие природы
изменений в мозге в процессе памяти. Ключом к решению этих проблем является
изучение мозга людей с расстройствами памяти.
Памятью и эмоциями управляют одни и те же участки головного мозга. Мы скорее можем
воссоздать эмоциональный материал, чем неэмоциональный, сухой. Эту зависимость
объясняют в своих исследованиях Б.Милнер, С.Коркин, Г.Тойбер.
Практика свидетельствует, если повреждена левый промежуточный участок
(промежуточный мозг), то нарушается словесная память (запоминание рассказов, имен,
слов). Если же поражена правый промежуточный участок, то человек теряет способность
вспоминать невербальную информацию (рисунки, лицо, мелодию и тому подобное).
Заслуживают внимания экспериментальные исследования французского философа
А.Бергсона и австрийского психолога К.Бюлера, которые выделяли две формы памяти:
низшую, или ассоциативную, которая является следствием деятельности мозга, и высшую,
что является следствием
Фрагмент для ознакомления
3
1. Аткинсон, В. Познай себя: Развитие памяти и интеллекта / В. Аткинсон. – СПб.:
Респекс, 2016. – 384 с.
2. Аткинсон, В. Человеческая память и процесс обучения / В. Аткинсон. – М.:
Прогресс, 2015 – 528 с.
5
3. Блонский, П.П. Память и мышление / П.П. Блонский. – СПб.: Питер, 2013. – 288 с.
4. Гайссельхарт, Р. Память. Тренировка памяти и техники концентрации внимания / Р.
Гайссельхарт, К. Буркарт; пер. с нем. Н. О. Сыпаловой. – М.: СмартБук, 2010. – 125 с.
5. Гиппенрейтер, Ю. Б. Введение в общую психологию: учеб. пособие для вузов / Ю.
Б. Гиппенрейтер. – М.: ЧеРо, 2011. – 336 с.
6. Денисова, В. П. Психология и педагогика: учебное пособие / О. П. Денисова. – М.:
Флинта, 2013. – 240 с.
7. Каменева, И. П. Память как иерархическая система организации знаний / И. П.
Каменева // Психология и соционика межличностных отношений. – 2017. - № 7. – 10 с.
8. Кулагина, И.Ю. Возрастная психология: Развитие человека от рождения до поздней
зрелости: Учебное пособие для вузов / И.Ю. Кулагина, В.Н. Колюцкий. – М.: Юрайт,
2016. – 464 с.
9. Маклаков, О. А. Общая психология / О. А. Маклаков. – СПб.: Питер, 2014. – 258 с.
10. Немов, Р. С. Психология: учебник / Р. С. Немов. – М.: Юрайт, 2010. – 639 с.
11. Носкова, О.Г. Психология / О. Г. Носкова. – М.: Смысл, 2012. – 164 с.
12. Общая психология / Под ред. Максименко С. Д. – К.: Деловая книга, 2013. – 163 с.
13. Общая психология: учеб. для студ. вузов / Под ред. Б. С. Братуся. – М.: Академия,
2016. – 476 с.
14. Общая психология: учеб. пособие для студ. вузов / Под общ. ред. Е. И. Рогова. –
Ростов н/Д: МарТ, 2014. – 557 с.
15. Педан, Т. П. Память и типы: особенности запоминания / Т. П. Педан // Психология
и соционика межличностных отношений. – 2017. - № 5. – С. 6.
16. Психология памяти. Тексты / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В. Я. Романова. – М.:
ЧеРо, 2012. – 303 с.
17. Середа Г. К. Проблема памяти и обучения / Г. К. Середа // Вопросы психологии. –
2017. – № 1. – С. 115–126.
18. Смирнов, А.А. Произвольное и непроизвольное запоминание // Психология памяти
/ Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер и В.Я. Романова. – М.: ЧеР, 2014. – 816 с.
19. Столяренко, Л. Д. Психология: учебник для вузов / Л. Д. Столяренко. – СПб.:
Питер, 2016. – 592 с.
20. Фельдштейн, Д.И. Возрастная и педагогическая психология: Избранные
психологические труды / Д.И. Фельдштейн. – М.: МПСИ, 2012. – 427 с.
21. Шлычкова, А. Н. Изучение эффективности разных видов запоминания / А. Н.
Шлычкова // Вопросы психологии. – 2019. – № 6. – С. 81-88.