Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Для большинства обывателей чрезвычайное положение – это уникальное правовое
состояние, вводимое на территории целого государства или на территории отдельного
региона. Фактически режим чрезвычайного положения означает, что на определенной
территории перестают действовать все действующие нормативно-правовые акты. Здесь
может быть введено военное управление или что-то в этом вроде.
Нужно сказать, что ХХ век дал человечеству большое количество ситуаций, когда
вводился режим чрезвычайного положения. При этом нужно отметить, что до ХХ века
научный мир не изучал особенности состояния чрезвычайного положения ни с точки
зрения права, ни с точки зрения философии или политики.
Как говорилось выше, ХХ век изменил это научное благодушие. Две мировые войны, а
так же множество попыток организации государственных переворотов заставило научный
мир взглянуть на проблему чрезвычайного положения.
Одним из первых исследователей этого явления стал Карл Шмит. Уникальность работ
этого ученого состоит в том, что он анализировал проблему соотнесения «власти»,
«права», «бесправия» и «чрезвычайного положения» в ситуации Веймарской республики.
Стоит напомнить, что революция, устроенная национал-социалистами или фашистами
привели к краху Веймарской республики и восстановлению Рейха.
По оценкам историков и юристов Веймарская республика последние годы своего
существования находилась в режиме постоянно действующего чрезвычайного положения.
При этом с точки зрения Шмитта чрезвычайное положение – это право сильного, т.е.
государства совершать любые действия, в том числе и противоправные действия
необходимые для восстановления условий для нормального функционирования общества.
Тот же Шмит задумывался над вопросом права или возможностей государства совершать
противоправные деяния. Можно так же сказать, что Шмита волновала проблема
соотнесения понятия о том, что цель оправдывает средства.
2
Цель работы – выявить особенности взглядов К. Шмитта на чрезвычайное положение.
Объект исследования – теория чрезвычайного положения К. Шмитта.
Предмет исследования – особенности взглядов К. Шмитта на чрезвычайное положение.
Задачи исследования:
1. Проанализировать взгляды К. Шмитта на чрезвычайное положение;
2. Дать характеристику термину «исключительный случай»;
3. Проанализировать взгляды Шмитта на политическую теологию и ее взгляды с теорией
чрезвычайного положения;
4. Выявить особенности взглядов К. Шмитта на чрезвычайное положение;
5. Сделать выводы по итогам исследования.
1. Понятие о чрезвычайном положении у К. Шмитта
1.1. Концепция чрезвычайного положения у К. Шмитта
Карл Шмитт, безусловно, один из самых ярких и проницательных мыслителей XX
столетия, причем не только в области права, но и в политической философии. Ему
довелось публиковать свои труды, по сути, в четыре различных исторических эпохи:
диссертацию, «Закон и приговор» (Gesetz und Urteil) в 1912 году – еще до 1-й мировой
войны, множество работ в самый плодотворный в творческом отношении период – годы
Веймарской республики, среди которых выделяются «Диктатура», «Политическая
теология», «Понятие политического» и «Теория конституции» (Verfassungslehre), хотя это
далеко не всё, что относится к веймарскому периоду, несколько неловких попыток
влиться в интеллектуальные лидеры Третьего Рейха, которые чуть было не закончились
его арестом (и закончились бы, если бы не вступился Геринг, который
покровительствовал интеллектуалам), довольно значительная работа «Левиафан в учении
о государстве Томаса Гоббса», про которую говорят, что она была запоздалым ответом на
«Критику насилия» (Zur Kritik der Gewalt) Вальтера Беньямина [12].
После 2-й мировой войны выходят крупный труд по теории международного права
«Номос земли» (1950), который на самом деле проливает свет на связи между
международным правом и политикой и национальными суверенитетами и «Теория
партизана» (1963 год), которую он характеризует, как приложение к «Понятию
политического».
Менялись эпохи, при которых жил Шмитт, менялись контексты, к которым в первую
очередь должны были применяться его теории, менялись сами эти теории. Шмитт изменял
свои теории, отказывался от одних концепций, и создавал другие. Поэтому, когда кто-то
берёшься рассуждать об актуальности Шмитта, всегда нужно задаваться вопросом, а о
каком периоде творчества Шмитта идет речь [5].
И, тем не менее, в каждом периоде своего интеллектуального творчества, за исключением
может быть самого первого, когда он только окончил университет, Шмитт создавал
теории, известные по отдельным чеканным формулам или простым, но весьма эффектным
концептам.
Наверное, первой такой формулой была следующая: «Суверен – это тот, кто принимает
решение о чрезвычайном положении» (Первая глава «Политической теологии»). В
немецком варианте «Souverän ist, wer über den Ausnahmezustand entscheidet.», что может
быть переведено как «Суверен – это тот, кто принимает решение в исключительной
ситуации». (Ausnahmezustand может обозначать и «чрезвычайное положение» и
«исключительная ситуация») [13].
На самом деле оба перевода правильные, так как юридический концепт чрезвычайного
положения – это ни что иное, как применение незаконных, не предписанных позитивным
правом средств под предлогом ненормальности ситуации, обычно крайней опасности,
которую нужно незамедлительно устранить во имя защиты какого-либо высшего
3
публичного интереса. То есть исключительность ситуации в правовом смысле
заключается в том, что она требует исключительных мер. Это определение суверенитета
выглядит несколько парадоксальным.
Классическое определение суверена – это тот, кто волен принимать законы, то есть
юридические нормы. Шмитт объясняет: «чтобы юридическая норма имела смысл,
необходима нормальная ситуация. Не существует нормы, применимой к хаосу». Суверен
же решает, нормальна ли текущая ситуация, то есть можно ли считать, что правовой
порядок, совокупность юридических норм, за действенность которой суверен отвечает,
действительно имеет место [1].
Это значит, что по оценке суверена, социальные нормы поведения, соответствующие
юридическим нормам, как правило, соблюдаются, а их нарушения, как правило,
санкционируются. Если правовой порядок нарушен, то суверен перестаёт ограничивать
себя предусмотренными в этом же правовом порядке санкциями, и принимает любые
меры, которые считает необходимыми, чтобы восстановить правовой порядок, или даже
установить новый, если суверен стал таковым в результате революции и ставит себе цель
установить новый правовой порядок.
Концепт чрезвычайного положения у Шмитта – это концепт «предельный», идеальный. В
них суверен не связан никакими юридическими нормами «правового государства», и
именно это является правом суверена в чрезвычайной ситуации. Те реальные
юридические режимы, которые называются чрезвычайным положением, в
действительности не являются реализацией шмиттовского предельного концепта, потому,
что некоторые, хотя бы специальные, нормы публичного права при них продолжают
действовать [5].
Это говорит о том, что абсолютный суверенитет – это идеальное понятие, и в реальной
жизни им никто не располагает. Зато шмиттовская теория полезна, чтобы оценить, какую
степень суверенитета имеет та или иная страна.
Вот РФ, например, связана Европейской Конвенцией по Защите Прав Человека. Это
значит, что все объявленные РФ чрезвычайные положения должны укладываться в рамки
15 статьи Конвенции. То есть, даже при чрезвычайном положении государству запрещено
убивать, кроме как в случаях, когда кто-то непосредственно угрожает смертью другому
человеку. Смертная казнь, таким образом, тоже запрещена (статья 2 Конвенции).
Запрещено прибегать к пыткам и негуманному и приводящему к деградации (физической
или психологической) обращению. Запрещено принуждение к труду, кроме как в случаях
ликвидации последствий природных и техногенных катастроф. Запрещено применять
уголовные законы к преступлениям, совершенным до их принятия и наказывать более
одного раза за одно и то же преступное деяние. Практически все страны, входящие в
Совет Европы находятся в таких же условиях [11].
Фрагмент для ознакомления
3
1. Власова А.О. Политическая философия. От Н. Макиавелли до К. Шмитта. –
Владивосток: Фортуна, 2016. – 374 c.
2. Грачев М.А., Мокиенко В.М. Современная политическая философия. – Н.
Новгород: Спейс, 2015. – 1336 c.
3. Захарченко Т.Е. Карл Шмитт. Основные взгляды ученого. – Саратов: Континент,
2017. – 480 c.
4. Земская Е.А., Китайгородская М.В., Ширяев Е.Н. Теории Карла Шмитта. Общие
вопросы. – Самара: Сван, 2015. – 573 с.
5. Коротков С.П., Герасимов П.С. Теория чрезвычайного положения К. Шмитта.
Принципы. Идеи. Особенности применения. – Барнаул: Литавры, 2014. – 563 c.
6. Леонтьев В.О. Теория чрезвычайного положения. К. Шмитт против глобализма. –
Воронеж: Форум, 2016. – 368 c.
4
7. Макловски Т., Кляйн М., Щуплов А. Карл Шмитт. Взаимосвязь суверенитета,
права и политики. – Томск: Элемент, 2015. – 320 c.
8. Никитин К.С. Карл Шмитт. Старые теории в новом мире. – Кострома: Рубикон,
2015. – 1167 c.
9. Николаева О.Б. Политическая философия и политология. – Екатеринбург:
Пальмира, 2017. – 1912 c.
10. Рожанский Ф.И. Карл Шмитт. Учение о государстве и чрезвычайном положении. –
Казань: Спутник, 2016 – 917 c.
11. Терентьев А.М. К. Шмит: Теория чрезвычайного положения. Вчера. Сегодня.
Завтра. – Тверь: Континент, 2017 – 1095 c.
12. Федорова Н.М. Карл Шмитт. Актуальность политико-правовых и государственных
взглядов ученого. Монография. – Воронеж: Альянс, 2016. – 974 c.
13. Чижикова Ю.Б., Лебедева И.В. Карл Шмитт. Диалектика власти и права.
Монография. – СПб.: Изд-во Государственная Полярная Академия, 2015 – 883 c.