Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Социально-психологический климат является существенным фактором жизнедеятельности
отдельного человека и компании в целом, который влияет на всю систему социальных
отношений, на образ жизни людей, на их повседневное самочувствие, работоспособность и
уровень творческой и личностной самореализации. Понятно, что такое неоднозначное
явление может трактоваться в разных аспектах. Также очевидно и то, что за многообразием
подходов к пониманию климата стоит видение его многогранности, его сложной структуры.
Однако, уровень общей управленческой культуры такой, что сейчас только в некоторых
организациях и предприятиях используется настолько действенный метод повышения
продуктивности деятельности работников, как исследование социально - психологического
климата коллектива.
Следовательно, возникает необходимость всестороннего изучения такого феномена, как
социально-психологический климат коллектива организаций – важнейшего фактора,
влияющего на продуктивность деятельности работников, используя современные
психологические методы исследования и разработки рекомендаций по его оптимизации.
Актуальность темы исследования обусловлена новыми общественно-экономическими
отношениями, сложившимися во всех сферах жизнедеятельности; необходимостью
совершенствования системы взаимоотношений в трудовых коллективах организаций, что
способствует созданию положительного социально-психологического климата –
необходимого условия повышения продуктивности деятельности работников.
В экономической литературе проблемам теории и практики управления персоналом в целом
и социально - психологическим методам в частности посвящено большое количество
3
научных трудов отечественных и зарубежных ученых: М.А. Медведева 13 , Б. Д. Парыгин
15 , К. К. Платонов 16 ,
Н. А. Янковская, Н. А. Аминов 21 и др. Однако отдельные вопросы об особенностях
социально-психологических методов управления остаются нерешенными.
Объект исследования – морально-психологический климат в коллективе.
Предмет исследования – особенности морально-психологического климата в малых
производственных группах в современных условиях.
Целью работы является исследование понятия и структуры морально-психологического
климата в коллективе, а также обоснование предложений относительно путей его
улучшения.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть теоретические основы исследования морально-психологического
климата в коллективе.
2. Провести эмпирическое исследование особенностей морально-психологического
климата коллектива на примере ООО «Павловский завод».
3. Разработать рекомендации по результатам исследования социально-психологического
климата в коллективе ООО «Павловский завод».
Методы исследования: анализ литературы по теме исследования, психодиагностические
методики, в том числе: экспресс-методика изучения социально-психологического климата в
трудовом коллективе (О.С. Михалюк и А.Ю. Шалыто) и методика «Карта-схема определения
психологического климата в коллективе» (Л.Н. Лутошкин), статистический метод (tкритерий Стьюдента).
1. Теоретические основы исследования морально-психологического климата в коллективе
1.1 Сущность и значение морально-психологического климата
Эффективность деятельности любого предприятия напрямую зависит от того, насколько
рационально используются его ресурсы. Сегодня самым ценным ресурсом каждого
предприятия, организации или учреждения является человек, осуществляющий свою
профессиональную трудовую деятельность. В связи с этим главной задачей работодателя
является создание такой системы управления персоналом, которая бы позволяла
максимально раскрыть трудовой потенциал с целью реализации высокопроизводительного
труда.
Изучение социально-психологического климата на предприятиях составляет не только
научный, но и практический интерес, поскольку от этого в немалой степени зависит
обеспечение социальной стабильности в обществе, регионах, территориальных
образованиях. Положительный уровень морального климата на предприятии является одним
из важных условий повышения производительности труда всех без исключения работников.
Все вышеуказанного обусловливает потребность в рассмотрении основных теоретических
основ социально-психологического климата – его сущности и структуры, ведь знания этих
элементов позволяет рассматривать климат не поверхностно, а с точки зрения его
составляющих, что, в свою очередь, позволяет качественно управлять этим сложным и
динамичным явлением 20, с. 32 .
По мнению Н.С. Мансурова, «социально-психологический климат – это состояние групповой
психики, обусловленное особенностями жизнедеятельности данной группы, своеобразный
сплав эмоционального и интеллектуального факторов – установок, отношений, настроений,
чувств, мнений членов группы» [12, с. 38].
В социологическом энциклопедическом толковом словаре при предоставлении определения
социально-психологического климата акцент делается на стиле взаимоотношений. Так,
социально-психологический климат рассматривается как «характер межличностных
4
отношений на индивидуальном, групповом или ином уровнях, влияющих на качество
совместной деятельности и сосуществование» [8, с. 326].
Соответствующего подхода к сущности социально-психологического климата в своих
исследованиях придерживается Э.В. Островский, согласно мнению которого социальнопсихологический климат анализируется посредством стиля взаимоотношений людей,
находящихся в непосредственном контакте друг с другом. В процессе формирования
климата складывается система межличностных отношений, определяющих социальное и
психологическое самочувствие каждого члена группы [14, с. 26].
Аналогичный взгляд наблюдается также в трудах Б.Д. Парыгина, который рассматривает
социально - психологический климат как характер взаимоотношений между людьми,
преобладающий тон общественного настроения в коллективе, связанный с удовлетворением
условиями жизнедеятельности, стилем и уровнем управления и другими факторами [15, с.
48].
Однако, следует отметить, что его определение несколько шире, ведь учитывает не только
стиль взаимоотношений, но и настроение группы [4, с. 12].
В то же время российский ученый Л. А. Карпенко, который одним из первых предоставил
определение психологического климата, сделал акцент на эмоциональной окраске связей в
группе. Согласно его точке зрения психологический климат – это эмоциональная окраска
особых психологических связей всех членов коллектива, возникающая на основе их общей
симпатии, совпадения характеров и интересов» [18, с. 211].
Также следует отметить, что в рыночных условиях при интеллектуализации всех видов труда
в значительной степени возрастает роль социально-психологических факторов управления,
которые формируют социально-психологический климат в организации. Рациональная
организация обеспечивает высокую производительность труда лишь в том случае, если
эффективно используются индивидуальные и психологические особенности каждого
работника. Под социально-психологическими методами следует понимать совокупность
специфических методов действия на личные отношения и связи между работниками, а также
на социальные процессы организации [9, с. 219]. Под влиянием социально-психологических
факторов в управлении формируются общественное сознание, психологические связи в
коллективе, добросовестное отношение к труду. Психологическое состояние работника
может способствовать повышению производительности и эффективности труда, и наоборот,
может снижать трудовую активность персонала.
К сожалению, нестабильность экономического состояния предприятия, финансовые
трудности, несвоевременная выплата заработной платы, долгосрочные простой не
способствуют поддержанию нормального социально-психологического климата, так как
руководитель значительно больше времени вынужден уделять не человеческим
взаимоотношениям и функциям управления персоналом, а непосредственно производству,
финансам. Поэтому важно знать и прогнозировать воздействие социально-психологических
методов на работу персонала 16, с. 50 .
В таблице 1.1 приведены примеры положительного и отрицательного влияния социальнопсихологических методов управления в работе с человеческими ресурсами предприятия [21,
с. 85]. Заметим, что социально-психологические факторы обычно выступают в виде
материальных условий труда и организационных моментов.
Таблица 1.1 – Позитивные и негативные проявления методов социально-психологического
воздействия на человеческие ресурсы
Положительный характер воздействия Негативный характер воздействия
Социальные методы
Фрагмент для ознакомления
3
1. Аникеева Н. П. Психологический климат в коллективе / Н. П. Аникеева. - Москва:
Просвещение, 2011. – 223 c.
2. Бойко В.В. Социально-психологический климат коллектива и личность/ В.В. Бойко,
А.Г. Ковалев, В.Н. Панферов. - М.: Мысль, 2010. - 207 с.
3. Бондаренко А.Ф. Социально-психологическая напряженность на предприятии: к
проблеме измерения/А.Ф. Бондаренко // Психологический журнал. – Том 14. - № 13. – 2013.
– С. 103-110.
4. Евтихов О.В. Психологический климат в служебном коллективе: феноменология и
факторы формирования / О.В. Евтихов // Вопросы психологии экстремальных ситуаций. –
2013. – № 1. – С. 11-16.
5. Егорова Л. С. Управление социально - психологическим климатом на предприятиях
/Л.С. Егорова// Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Серия:
Социальные науки. - 2012. - № 2. - С. 161-168.
6. Ковтун В.Н. Организационные проблемы становления и функционирования
психологической службы ИТУ // Социально-психологические проблемы организации
исполнения уголовных наказаний: Сборник статей / Под ред. А.В. Пилещко, В.А. Уткина.
Домодедово, 2007. - С. 3-5.
7. Козлов В. И. Оценка социально-психологического климата производственного
коллектива в качестве показателя условий труда/В.И. Козлов // Безопасность
жизнедеятельности. – 2009. – № 2. – С. 6-11.
8. Кравченко С.А. Социологический энциклопедический толковый словарь. Более 12000
понятий / С.А. Кравченко. − М. : Изд-во МГИМО-Университета, 2013. – 478 с.
9. Крысько В.Г. Социальная психология/В.Г. Крысько. – 2-е. – Спб: Питер, 2013. – 254 с.
10. Кузьмин Е.С. Основы социальной психологии/Е.С. Кузьмин. – Спб: Академия, 2011. –
324 с.
11. Мамонов Е. Как «вылечить» организацию от агрессии/Е. Мамонов // Кадровая служба
и управление персоналом предприятия. - 2013. - № 10. - С. 75-82.
12. Мансуров Н.С. Морально-психологический климат и его изучение / Н.С. Мансуров. –
М.: Академия, 2014. – 235 с.
13. Медведева, М.А. Влияние неформальных лидеров на социально-психологический
климат организации (на примере отделений паспортного контроля, укомплектованного
преимущественно военнослужащими-женщинами) / М.А. Медведева // Вестник Московского
государственного областного университета. Серия: Психологические науки. – 2009. – № 3. –
С. 71-78.
14. Островский Э.В. Психология управления / Э.В. Островский. – М. : ИНФРА-М, 2009. –
249 с.
15. Парыгин Б.Д. Социально-психологический климат коллектива: пути и методы
изучения. / Под ред. В.А. Ядова.- Спб: Наука, 2011. – 180 с.
16. Платонов К.К. Развитие системы понятий теории психологического климата в
советской психологии. Социально- психологический климат коллектива / К.К. Платонов,
В.Г. Казаков; под ред. Е.В. Шороховой и О.И. Зотовой. – М.: Наука, 2011. – 289 с.
17. Прутченков А. С. Социально-психологический тренинг / А. С. Прутченков. – 2-е изд.
доп. и перераб. – М.: Эксмо – Пресс, 2011. – 144 с.
18. Психологический лексикон. Энциклопедический словарь в шести томах. Ред. сост.
Л.А. Карпенко. Под общ. ред. А.В. Петровского. – М. : ПЕР СЭ, 2006. – 415 с.
19. Шепель В.М. Управленческая психология/В.М. Шепель. – М.: Высшая школа, 2010. –
340 с.
20. Щукина Е. Ф. Социально-психологический климат коллектива и его влияние на
повышение эффективности деятельности учреждения /Е.Ф. Щукина // Социальная работа. –
2012. – № 6. – С. 31-34.
21. Янковская Н. А. Социально-психологический климат коллектива / Н. А. Янковская, Н.
А. Аминов // Педагогическая диагностика. – 2010. – № 5. – С. 5-121.