Фрагмент для ознакомления
2
Введение
В современных российских экономических условиях одним из наиболее развивающихся
направлений на банковском рынке является потребительское кредитование. Под
воздействием макроэкономических факторов значимость банковского кредитования в РФ
увеличивается. Кредит представляет собой одно из главных условий экономического
развития страны на современном этапе экономики, а также неотъемлемым элементом
экономического роста. На сегодняшний день процесс кредитования является основным
направлением банковской деятельности и главным источником получения доходов. В
настоящее время рынок потребительского кредитования разнообразен и включает в себя
такие элементы: оформление потребительских займов клиентам, экспресс-кредитование,
ипотечное кредитование, автокредитование, а также POS-кредит, который направлен на
предоставление кредитов в торговых центрах или магазинах.
Кредит для населения является единственным решением трудных ситуаций в жизни.
Поэтому в наши дни коммерческие банки предоставляют кредиты не только для
приобретения дорогостоящего имущества, но также и на другие цели: оплата обучения,
потребительские нужды, покупка автомобиля и другие цели.
Цель работы – анализ современного состояния и перспектив развития потребительского
кредитования в российской экономике.
Для достижения поставленной цели автор поставил перед собой ряд задач:
рассмотреть теоретические аспекты потребительского кредитования;
выявить проблемы потребительского кредитования в России и оценить его влияние
на развитие экономики страны;
провести анализ современного состояния рынка потребительского кредитования;
2
провести анализ потребительского кредитования на примере ПАО «Сбербанк
России»
определить перспективы развития потребительского кредитования в России .
Объект исследования – деятельность коммерческих банков в сфере потребительского
кредитования, в частности ПАО «Сбербанк».
Предметом исследования являются теоретические и практические подходы к анализу
финансовой деятельности коммерческого банка.
Предметом исследования является экономические отношения, возникающие в процессе
потребительского кредитования в России.
При написании работы были использованы следующие методы научного исследования:
сравнительный метод, изучение нормативно-правовой базы, статей, аналитический метод,
статистический и аналитический метод.
Информационной базой исследования проблем развития потребительского кредитования в
России были использованы научно-практические исследования ведущих отечественных
специалистов в области потребительского кредитования, разрабатывающих данную тему,
таких ученых, как: Е. Е. Румянцева, О.И. Лаврушина, Г.Г. Коробова, М.Г. Лапуста, П.С.
Никольский, Г.Н. Белоглазова, Л.П. Кроливецкая и др.
1 Теоретические аспекты потребительского кредитования
1.1 Понятие и сущность потребительского кредитования
Потребительское кредитование представляет собой особую сферу рынка, на котором
происходят различные операции, направленные на перераспределение кредитных
ресурсов между банковскими организациями, физическими лицами (населением) и
организациями, относящимися к данной сфере, на условиях срочности, платности и
возвратности.
Возникающие отношения между субъектами потребительского кредитования, как
правило, носят постоянный, устойчивый и стабильный характер взаимоотношений,
данные отношения регулируются определенными рамками целостной системы кредитных
отношений, включающих определенные свойства.
Федеральный закон Российской Федерации от 21 декабря 2013 № 353-ФЗ «О
потребительском кредите (займе)» определяет потребительский кредит как денежные
средства, предоставленные кредитором заемщику на основании кредитного договора,
договора займа, в том числе с использованием электронных средств платежа, в целях, не
связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, в том числе с лимитом
кредитования [1].
В отечественной литературе в определении термина «потребительский кредит», в качестве
узконаправленной категории бытует множество мнений и определений. Зачастую это
связано с тем, что в определении термина «потребительский кредит» существует
различные подходы, которые и обуславливают его значение в качестве более
узконаправленной категории.
Так, например, определение значения данного термина, у автора Г. Г. Коробовой, звучит,
так: «под ссудами, которые предоставляются гражданам России, принято понимать
потребительские кредиты» [2]. Также, потребительская направленность ссуд (кредитов)
определяется объектом кредитования, то есть целью предоставления ссуды (кредита). К
потребительским кредитам относят все виды кредитов, которые предоставляются
физическим лицам (населению), даже те кредиты, которые предоставляются на
приобретение товаров длительного пользования, таких как: кредиты на неотложные
нужды, кредиты на приобретения жилого имущества и т.д.
В свою очередь, автор Д.В. Малеев отмечает, что «в определении кредита,
предоставляемого населению, в основном употребляются такие понятия, как
3
«потребительский кредит» и «розничный кредит» [3]. Необходимо отметить, что,
возникновение понятия «розничный кредит» связано в первую очередь с тем, что сам
термин «розница» в узком смысле этого слова употребляется в значении предоставления
каких-либо услуг населению. По своему подобию данное понятие было применимо и в
отношении кредитов, предоставляемых населению.
Л. П. Кроливецкая и Г. Н. Белоглазова в своем определении потребительского кредита,
выделяют то, что потребительский кредит выступает «формой кредита нацеленной на
удовлетворение различных потребностей возникающих у населения» [4].
О.И. Лаврушин в своем определении потребительского кредита, понимает, что «кредитом
является предоставление кредитными организациями ссуд на покупку потребительских
товаров, а также на оплату различных услуг или продажу торговыми организациями
товаров потребления с отсрочкой платежа» [5].
Е. Ф. Жуков отмечает, что «потребительский кредит тесно связан с банковским кредитом,
так как торговые организации используют долговые обязательства для получения взамен
кредитов (ссуд) от банков» [6].
В зарубежной литературе, как и в целом в банковской практике, в отличие от
отечественной трактовки, под потребительскими кредитами принято понимать кредиты,
которые предоставляются частным лицам (заемщикам) в исключительных целях, для
приобретения товаров и оплаты услуг.
Так, в определении потребительского кредита, зарубежные авторы К. Д. Кемпбелл, Р. Дж.
Кемпбелл и Э. Дж. Доллан понимают – «ссуды, которые предоставляются заемщикам
(населению) для покупки потребительских товаров длительного пользования» [7].
Совместно с представленным определением данных авторов, Совет управляющих ФРС
США, под потребительским кредитом понимают кредиты, которые имеют краткосрочную
и долгосрочную форму предоставления, в которых кредитные организация и различные
финансовые учреждения, относящиеся к банковскому сектору, предоставляют заемщикам
(населению) кредиты для приобретения товаров и услуг. Однако стоит отметить, что
данные кредиты не включают в себя залоговое обеспечение и кредиты на покупку
страховых полисов [8].
По мнению автора Г. С. Пановой, стоит обратить внимание на условность самого понятие
«потребительский кредит», а именно на то, что в определении больше не
потребительских, а производительных черт.
Под производительными чертами потребительского кредита подразумевается, что
потребительские кредиты направленны на улучшение жилищных условий населения,
таких как: приобретения жилого имущества или улучшение жилищных условий, в то
время как под потребительскими целями понимается приобретения кредитов на покупку
товаров или услуг (покупка электроприборов, товаров частого пользования). В таком
случае, в определении автора разумно понимать, что в данном определении под
потребительским кредитом, подразумевается кредит, предоставляемый на приобретение
товаров длительного пользования, то есть на приобретения жилья и улучшению
жилищных условий [9].
Таким образом, автор Г.С. Панова обращает внимание на то, что потребительские цели
могут носить как производительный, так и потребительский характер, что в свою очередь
и влияет на подход к
Фрагмент для ознакомления
3
1. Федеральный закон "О потребительском кредите (займе)" от 21.12.2013 N 353-ФЗ
(последняя редакция). URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_155986/
2. Коробова Г. Г. Банковское дело : учебник / Г. Г. Коробова, А. Ф. Рябова, Ю. И.
Коробова, Р. А. Карпова. – Москва : ИД Магистр Пресс. 2016. – 751 с.
4
3. Малеев Д.В. Потребительский кредит как форма банковского кредита // Сборник
научных трудов СевКавГТУ. – (Сер. «Экономика»). – 2007. – № 6. – С. 83—85.
4. Белоглазова, Г. Н. Банковское дело. Организация деятельности коммерческого
банка : учебное пособие / Г.Н. Белоглазова, Л.П. Кроливецкая. - М.: Высшее
образование.2016. - 424 c.
5. Лаврушин О. И. Осуществление кредитных операций : учебник / О. И. Лаврушин,
Н. Э. Соколинская, Н. А. Амосова. – Москва : Кнорус, 2019. – 242с.
6. Жуков Е. Ф. Банковское законодательство : учебник /. Е. Ф. Жуков. – Москва .:
Вузовский учебник. 2017. - 245 с.
7. Белоглазова Г. Н. Деньги, кредит, банки : учебное пособие / Г. Н. Белоглазова. –
Москва : Высшее образование. 2018. – 245с.
8. Алексеева Д. Г. Проблемы правового регулирования банковского кредита: учебник
/ Д. Г. Алексеева, О. М. Иванов. – Москва : Проспект. 2018. – 128с.
9. Панова, Г.С. Кредитная политика коммерческого банка: учебник / Г.С. Панова. -
М.: ИКЦ «ДИС», 2013. - 464 с.
10. Алиев Б. Х. Деньги, кредит, банки : учебное пособие / Б.Х. Алиев, С. К. Идрисова,
Д. А. Рабаданова. – Москва : Инфра-М. 2018. - 288 c.
11. Кузнецова Е. И. Деньги, кредит, банки: учебное пособие / Е. И. Кузнецова. –
Москва : ЮНИТИ, 2016. - 567 c
12. Тавасиев А. М. Банковское кредитование : учебник / А. М. Тавасиев, Т. Ю.
Мазурина, В. П. Бычков. – Москва : НИЦ ИНФРА-М. 2019. - 366 с.
13. Крюков Р. В. Банковское дело и кредитование / Р.В. Крюков. - М.: А-Приор, 2016. -
236 c.
14. Дворецкая А.Е. Деньги, кредит, банки: Учебник для академического бакалавриата /
А.Е. Дворецкая. - Люберцы: Юрайт, 2019. - 480 c.
15. Проблемы потребительского кредитования / Юсифзаде Д.Н., Байгулов И.В.,
Бережная А.И. // Colloquium-journal. 2020. № 4-7 (56). С. 71-72.
16. О развитии банковского сектора Российской Федерации в 2019 году.
Информационно-аналитический материал Банка России. URL:
https://cbr.ru/Collection/Collection/File/25854/razv_bs_19_12.pdf
17. Банковский сектор в 2019 году. URL:
https://www.banki.ru/news/research/?id=10919284
18. НБКИ: в 2019 году банки выдали на 2,7% больше потребительских кредитов по
сравнению с предыдущим годом. URL: https://www.nbki.ru/company/news/?id=27013
19. Банковский сектор в цифрах официальной статистики. Аналитический центр
НАФИ. Москва 2019. URL:
https://files.rmcenter.ru/year/2019/10/NAFI_obzor_oktyabr2019.pdf
20. Рейтинг банков России по потребительским кредитам. URL:
https://www.papabankir.ru/banki/rejting-bankov-po-potrebitelskim-kreditam/
21. Рынок потребительского кредитования на пути к стабильному развитию. URL:
https://www.rea.ru/ru/news/SiteAssets/bulleten-march.pdf
22. ПАО «Сбербанк». Потребительский кредит. URL: по
https://www.sberbank.ru/ru/person/credits/money
23. Финансовая отчетность ПАО «Сбербанк» по РСБУ за 2019 год. URL:
https://www.sberbank.com/ru/investor-relations/reports-and-publications/ras
24. Годовой отчет ПАО «Сбербанк» 2019 год. URL:
https://www.sberbank.com/common/img/uploaded/files/pdf/yrep/sberbank-ar19-rus.pdf
25. Анализ рынка потребительского кредитования в РФ: проблемы и перспективы /
Шаршун С.С., Левданская А.А., Семенова К.А. // Вектор экономики. 2020. № 3 (45). С. 44.
26. Печникова А. В. Банковские операции. Учебник / А.В. Печникова. - М.: Форум,
Инфра-М, 2017. - 368 c.
27. Тавасиев А. М. Банковское дело / А.М. Тавасиев. - М.: Дашков и Ко, 2017. - 640 c.
5
28. Стародубцева Е.Б. Банковское дело: Учебник / Е.Б. Стародубцева. - М.: Форум,
2018. - 288 c