Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Цель данной работы – анализ особенностей мотива воспоминаний в лирике С. Есенина.
Для достижения поставленной цели необходимо выполнить ряд задач:
1) Дать общую характеристику изучению творчества Сергея Есенина в современном есениноведении.
2) Выявить специфику мотивов в творчестве С. Есенина.
3) Рассмотреть понятие ретроспекции, как основное для понимания мотива воспоминаний;
4) Выявить особенности использования мотива воспоминаний в лирике С. Есенина.
На наш взгляд, выбранная тема является актуальной, так как мотив воспоминаний в лирике С. Есенина является одним из важнейших, связанных с прошлым поэта, к которому он любит возвращаться для рассказа о детстве, юности, для сравнения прошлого и настоящего, для осознания себя повзрослевшим и опытным, постаревшим и счастливым или несчастным. Воспоминания в лирике С. Есенина – это прием ретроспекции, являющийся достаточно хорошо теоретически изученным.
Однако в применении к лирике С. Есенина исследователи обошли мотив воспоминаний стороной, обращая основное внимание на более широкие, явно вычленяемые мотивы (любовь, родина, природа и прочие), и нам удалось найти только одно исследование, серьезно и глубоко рассматривающее мотивы воспоминаний в лирических произведениях С. Есенина разных периодов – статью М.А. Петровой «Ретроспекция как способ построения лирического сюжета в поэзии Есенина: мотив воспоминаний». Поэтому данное исследование является актуальным и практически значимым.
Объект работы – лирика С. Есенина.
Предмет работы – мотив воспоминаний в лирике С. Есенина.
Работа состоит из введения, двух глав с параграфами, заключения списка литературы.
В первой главе рассматриваются общие теоретические вопросы, связанные с есининоведением и выделением основных мотивов в творчестве С. Есенина.
Во второй главе проводится анализ понятия ретроспекции, а также анализируются конкретные примеры использования мотива воспоминаний в лирике С. Есенина.
Список литературы состоит из 65 источников, включающих в себя монографии и статьи по общим теоретическим вопросам лингвистики, есениноведения и понятию ретроспекции, а также сборники лирики С. Есенина и воспоминания о нем.
Глава 1. Творчество Сергея Есенина в современном есениноведении
1.1. Основные направления современного есениноведения
Жизнь и творчество С. Есенина послужили возникновению целой ветви в литературоведении – есениноведения, существующего уже более 60 лет. В есениноведении постоянно появляются новые исследования жизни и творчества поэта.
Основоположником этого направления в литературоведении является Ю.Л. Прокушев [См.: Прокушев, 2011].
Зарубежное есениноведение выделилось в отдельное направление в 70-е годы 20 столетия, при этом русское и зарубежное есениноведение развивались самостоятельно, независимо друг от друга до 80-х годов 20 столетия, пока не окрылись широчайшие возможности для объединения наработок есениноведов России и зарубежья.
Множество литературно-критических исследований зарубежья написаны такими авторами, как О. Юшина, Р. Поджиоли, Р. Макгир, О. Карлайл, Ф.де Грааф, Д. Велан, Л. Фишер, К. Пономарев, П. Соскис, Г. Маквей, Дж. Дейвис, К. Армз, Т. Биньон, Ф. Кинг.
Начало 21 столетия дало новые возможности для развития есениноведения как науки, - это время открытия множества архивов, когда стало возможным восстановить жизнь поэта по крупицам. На наш взгляд, необходимо выделить работы основных исследователей творчества Есенина, чтобы составить представление о развитии есениноведения на данный момент.
В исследовании Н.И. Шубниковой-Гусевой творчество Есенина рассматривается как полифоническое, как сочетание эпической и лирической поэзии, в которые автор ввел полемический диалог альтер эго поэта с воображаемым собеседником, вторым героем стихотворений, а зачастую с самими собой или с окружающим миром [См.: Шубникова-Гусева, 1997].
В работах А.М. Марченко также рассматривается специфика диалогизма и полифонии творчества Есенина [См.: Марченко, 1989].
В работах А.Ю. Щербакова отмечается, что «монологизм — это не один голос, а один логос… при любом количестве голосов имеется среди них один, который втягивает все остальные в свою «логосферу» [См.: Щербаков, 2011]. Автор считает, что лирического героя Есенина можно отождествить с современным ему обществом, поэтому диалог героя с самим собой становится эстетически и этически оправданным [См.: там же].
Творчество Сергея Есенина – это совокупность множества тем, идей и мотивов, которые автор воспроизводит в своих работах. Они отражают все события политической и социальной жизни, которые проявлялись в связи с революцией. Поэтому исследователям присуще отношение к творчеству Есенина, как к философскому стихотворному манифесту, например, В работах М.В. Скороходова отмечается, что начало творческого пути Есенин можно заключить в рамки «русского православного платоника», так как стихи, вошедшие в «Радуницу» написаны автором в период его увлечения модным тогда вегетарианством, когда он принципиально оказался о убийства животных в любом их проявлении, что прослеживается в некоем выражении «символа веры» в написанной Есениным статье 1918 года «Ключи Марии» [См.: Скорозодов, 2014].
В работах В.В. Меркулова, С.И. Серегиной и других высказывается мысль о необходимости рассмотрения творчества С. Есенина как целостного пути, проходящего в динамике его развития [См.: Серегина, 2011].
Однако до сих пор многие исследователи-есениноведы стремятся исследовать разные стороны образного мира поэта, выводя во главу его творчества отдельные «крестьянские», «патриархальные», «религиозные», «имажинистские» мотивы, что искажает общий строй всей есенинской поэзии. Объективный же анализ творчества любого поэта, на наш взгляд, возможно при системном подходе к его творческому пути в целом.
В 70-х годах А.М. Марченко и А.Н. Захаровым были приняты попытки составить комплексный анализ творчества Есенина с элементами сравнительно-типологического анализа при рассмотрении всех внешних и внутренних факторов. Однако в те годы работа не могла быть завершенной, и только в конце 80-х годов есениноведение приняло за основу концепцию целостного видения творчества Сергея Есенина.
Этот подход отразился, например, в книге Л.Л. Бельской «Песенное слово: Поэтическое мастерство С. Есенина», где творчество Есенина рассматривается как система художественных средств и приемов [См.: Бельская, 1990].
По мнению Л.Л. Бельской, необходимо рассматривать творчество С. Есенина в контексте эпохи и в сравнении поэзией Блока, Бальмонта, Бунина, Мариенгофа и других современников поэта.
Ю. Прокушев в своей работе «Слово о Есенине» признает, что творчество Есенина имеет мировое значение, а важнейшей силой в поэзии Есенина видит борьбу и преодоление противоречий революционной и постреволюционной эпох, жить в которые выпало на долю Есенина [См.: Прокушев, 2011].
Можно выделить особенности целостного подхода к творчеству Сергея Есенина, обозначенные в изданиях академического Полного собрания сочинений С. Есенина в семи томах (девяти книгах) с его сборниками-спутниками «Новое о Есенине»: 1994-2002, а также в пятитомной «Летописи жизни и творчества С. Есенина», подготовленной в Есенинской группе ИМЛИ РАН:
- рассмотрение всего творческого пути Есенина как сложного художественно-философского процесса сотворения нового поэтического мира;
- рассмотрение творчества Есенина посредством выделения концептуальных сквозных и локальных образов, мотивов, тематик, в которых скрывается важный для всего творчества в целом аллегорический и символический смысл, составляющий важную эстетическую нагрузку в каждом из стихотворений вне зависимости от этапа творчества Есенина.
Например, в работах Ю. Мамлеева рассматривается символика произведений Есенина в период его путешествия за рубеж [Мамлеев, 1996: 56], а в работах В.А. Алексеева целостный подход применяется к вопросам отражения в творчестве поэта темы православия и религии [См.: Алексеев, 2011].
- рассмотрение новых вариантов периодизации творчества Сергея Есенина. Если в ранних есениноведческих работах творчество поэта принято было делить по временным этапам (дореволюционный период, городской период, период путешествия заграницу и прочее, как в представленной нами в первом параграфе периодизации Л.В Занковской), и по вытекающим отсюда тематикам – например, по теме революции, крестьянства, религии, манифестации имажинизма, то в современных работах есениноведов принято считать, что временные рамки этапов творчества Есенина не столь важны, и исследователи подвергают творчество поэта самым разным анализам (структуральному, гендерному, интерпретационному, экзистенциалистскому, мотивационному).
1.2 . Важнейшие мотивы и темы в творчестве Сергея Есенина
Выдающийся представитель русского имажинизма, великий русский поэт Сергей Есенин – фигура неоднозначная и сложная.
Множество серьезных исследований, составляющих современное есениноведение, позволяют систематизировать его творчество.
Например, согласно исследованию Л.В. Занковской, в творчестве С. Есенина можно выделить следующие этапа, связанные с историей страны и личной жизнью поэта [Занковская, 1997: 25]:
- Первый, дореволюционный этап определяется 1912 – 1917 годами, когда личность Есенина как лирика и поэта крестьянской сред еще только формировалась, и поэт получил первое признание у интеллектуальной элиты Москвы и Петербурга, вступил в ранний период своей славы, как звезда имажинизма.
- Второй этап – это период с октября 1917 года по июль 1918 года. То есть, чуть больше полугода, когда поэт признал революцию и испытал восторг от возможности, по мнению Л. В. Занковской, изменить мир, переделать строй в стране и создать счастливое будущее для всей России [Занковская, 1997: 31].
- Третий этап творческого становления Есенина связан с началом Гражданской войны в России, когда вся творческая и интеллектуальная элита в стране была потрясена братоубийственной войной, не знала, что дальше ждет Россию – это июль 1918 – ноябрь 1918 года.
- Четвертый этап творческого развития поэтического таланта поэта можно определить периодом с ноября 1918 года по конец 1920 года. Это этап эпатажного творчества и эпатажного поведения поэта вместе с А. Мариенгофом, время бунта и протеста против эпохи НЭПа на фоне Красного террора, против пугающих изменений в жизни страны.
- Пятый этап, по мнению Л.В. Занковской, ограничивается началом 1921 года – маем 1922 года, когда Есенин бурно отреагировал на голод в стране, смерти друзей от голода и гонения на русскую интеллигенцию, и вся его лирика наполнена в этот период скорбью, болью и яростью [Занковская, 1997: 59].
- Шестой этап Л.В. Занковская определяет периодом с мая 1922 года по август 1923 года, когда Есенин, женившийся на Айседоре Дункан, выехал заграницу – в Европу и Северную Америку - и прожил там 15 месяцев. Это период нового взгляда на жизнь, сравнения СССР и Европы и США [Занковская, 1997: 86].
- Седьмой этап творчества связывается в периодизации Л.В. Занковской с возвращением поэта в СССР – это период с августа по ноябрь 1923 года [Занковская, 1997: 97].
После возвращения из заграничной поездки Есенин много критиковал советский строй, вступал в противоречия с советской властью, даже встречался с наркомом по военным и морским делам, председателем Реввоенсовета Л.Троцким – главным претендентом на место Ленина в партии, чтобы высказать свою позицию, был втянут в политические противоречия между Троцким и «старой ленинской гвардией».
- Восьмой этап творческой и личной биографии Есенина укладывается
Фрагмент для ознакомления
3
1. Акимов, С. В. Жанр элегии в творчестве С. Есенина 20-х годов ̸ С.В. Акимов // Литература в школе. - 2011. - №12. - С. 7 – 8.
2. Алексеев, В. А. С. А. Есенин и православие. Сборник статей о творчестве С. А. Есенина. / В. А. Алексеев. - М.: ЗАО «Издательский дом «К единству!», 2011. — 512 с.
3. Андреева Т.А. Структура сюжетного времени (на материале рассказов Э. Хемингуэя): автореф. дисс…. канд. филол. наук. - Л., 1976. - 28 с.
4. Аннинский, Л. Серебро и чернь: Русское, советское, славянское, всемирное в поэзии Серебряного века. Переизданное. ̸ Л. Аннинский. - М., 2010. — 261 с.
5. Антипова Д.Д. Категория ретроспекции и проспекции в научном тексте (на материале английской лингвистической литературы): автореф. дисс…. канд. филол. наук. - М., 1988. - 23 c.
6. Бельская, Л. Л. Песенное слово: Поэтическое мастерство С. Есенина: Кн. для учителя ̸ Л. Л. Бельская. - М., 1990. - 144 с.
7. Блудов, Ю. В. «Мой любимый песенник Серёжа...» — из разысканий о забытом есенинском адресате — ивановском поэте Дмитрии Белове. Дмитрий Белов МАЙ В СЕРДЦЕ. Издается в авторской редакции. ̸ Ю. В. Блудов. - Рязань: «Литера М», 2011.
8. Бондаренко А.В. Основы функциональной грамматики: Языковая интерпретация идеи времени. - СПб.: СПбГУ, 1999. - 260 с.
9. Брускова Н.В. Категории ретроспекции и проспекции в художественном тексте (на материале немецкого языка): автореф. дисс. … канд. филол. наук. - М., 1983. - 25 с.
10. Бутрим З.И. Текстообразующая функция союза «с тех пор как» в романе «Героя нашего времени» М.Ю. Лермонтова // Текст. Структура и семантика: Доклады VIII Международной конференции. Т. 2. / отв. ред. Е. Диброва. - М.: Московский государственный открытый педагогический университет им. М.А. Шолохова, 2001. - С. 233-240.
11. Виноградов В.В. Русский язык. Грамматическое учение о слове. // Учебное пособие. 2-е изд. - М.: Высшая школа, 1972. - 601 с.
12. Виноградов В.В. Стилистика. Теория поэтической речи. Поэтика. - М.: Изд-во АН СССР, 1963. - 255 с.
13. Гальперин И.Р. Ретроспекция и проспекция в тексте // Филологические науки. - 1980. - №5. - С. 44-52.
14. Гальперин И.Р. Текст как объект лингвистического исследования. - М.: Наука, 1981. - 138 с.
15. Гладкая Е.Ф. «Прошлое в настоящем» (о функции наречий опять снова, вновь в поэтической речи) // Текст. Структура и семантика: Доклады X Юбилейной международной конференции. Т. 2. / отв. ред. Е. Диброва. - М.: Московский государственный открытый педагогический университет им. М.А. Шолохова. 2005. - С. 30-35.
16. Голоднова, Л. В. Тропа любви к творчеству Сергея Есенина. Учебное пособие. / Л. В. Голоднова. - М.: АПКиППРО, 2011.
17. Грибанов, Б. С. Женщины, которые любили Есенина ̸ Б.С. Грибанов. - М., Вече, 2017. - 320 с.
18. Громов, А. Сказание о Сергее ̸ А. Громов. - М.: ООО ИПЦ «Маска», 2010. — 174 с.
19. Дитц, В. Ф. Есенин в Петрограде Ленинграде ̸ В. Ф. Дитц. — Спб., 2003.
20. Есенин, С. А. Времена года в картинах русской природы ̸ С. А. Есенин. - М.: Эксмо, 2017. – 136 с.
21. Есенин, С. Стихотворения ̸ С. Есенин. - М.: «Э», 2017. — 96 с.
22. Жидкова Е.Г. Время в тексте и особенности темпоральных детерминантов // Текст, контекст, интертекст: сборник научных статей по материалам Международной конференции. XIII Виноградовские чтения (15 - 17 октября 2013 г.). Т.1. - М.: МГПУ, 2014. - С. 94 - 99.
23. Занковская, Л. В. Новый Есенин. Жизнь и творчество поэта без купюр и идеологии. ̸ Л. В. Занковская. - М.: Флинта, 1997. - 417 с.
24. Зарифян М.С. Семантическая симметрия и ассиметрия дейктических наречий «тут» и «там» // Сборник «Типология морфосинтаксических параметров». Материалы международной конференции. Под ред. Е.А. Лютиковой, А.В. Циммерлинга, М.Б. Коношенко. - М.: МПГУ, 2015. - С. 73- 88.
25. Изумрудов, Ю.А. Нижегородский поэт Иван Ермолаев: портрет на фоне эпохи. Новое имя из литературного окружения Сергея Есенина ̸ Ю. А. Изумрудов. - Н. Новгород: ООО «БегемотНН», 2017. — 304 с.
26. Казарина В.И. Номинативные предложения в русском языке // ФИЛОLOGOS. - 2007. №3. - С. 24-40.
27. Ковтунова И.И. Поэтический синтаксис. М.: Наука, 1986. 206 с.
28. Левченко М.Н. Темпорально-локальная архитектоника художественных текстов различных жанров: дисс…. доктора филол. наук. - М., 2003. - 398 с.
29. Лихачев Д.С. Письма о добром и прекрасном // Сост., общ. ред. Г.А. Дубровской. Изд. 3-е. - М.: Детская литература, 1989. - 238 с.
30. Лихачев Д.С. Поэтика древнерусской литературы. - М.: Наука, 1979. -360 с.
31. Лобанова Т.В. Текстообразующая роль категории темпоральности в русской лирике // Русская классика: проблемы интерпретации: Материалы международной научной конференции «XIII Барышниковские чтения» (24 - 25 февраля 2005 г.). - Липецк: 2006. - С. 316-321.
32. Малинская Т.В. Понятие проспекции и ретроспекции (на материале произведений И.А. Бунина) // Вестник МГОУ. Серия: Русская филология. М.: МГОУ, 2016. - №4. - С. 58-63.
33. Мамлеев, Ю. В. В поисках России ̸ Ю. В. Мамлеев // Литературная газета. – 1996. - № 9. - С. 56-64.
34. Марченко, А. М. Поэтический мир Есенина ̸ А. М. Марченко. - М.: Советский писатель, 1989.
35. Меркулов, В.В. С. А. Есенин. Литература о жизни и творчестве. 1921-2014 гг. Библиографический справочник. 2-е издание, исправленное, значительно дополненное ̸ В. В. Меркулов. - Ногинск: «Шерна», 2014.
36. Наумов, Е. И. Сергей Есенин. Личность. Творчество. Эпоха. ̸ Е. И. Наумов. – Спб., 2006.
37. Недошивин, В. Прогулки по Серебряному веку ̸ В. Недошивин. - СПб.: АСТ, Астрель, Профиздат, 2010. — 512 с.
38. Нечетов, С. В. О типологической близости в творчестве С. Есенина и А. Рембо ̸ С. В. Нечетов // Вестник Российского университета дружбы народов. - 2012. - №3. - С. 38 – 43.
39. Николаев, Г. Ю. Загадка Есенина. Роман-эссе ̸ Г. Ю. Николаев. - М.: Зебра Е, 2011.
40. Николина Н.А. Категория времени в художественной речи. Монография. - М.: Прометей, 2004. - 276 с.
41. Николина Н.А. Ретроспективная композиция поэтического текста // Поэтика. Стихосложение. Лингвистика. Сборник статей к 50-летию научной деятельности И.И. Ковтуновой. - М.: Азбуковник, 2003. - С. 142-154.
42. Никольский, А. Диалектизмы в языке С. Есенина (материалы для «Есенинской энциклопедии») ̸ А. Никольский // Современное есениноведение. – 2008. - № 8. - С 90-96.
43. Опарина, Н. П. Игровые формы и методы в работе детских библиотек: учебно-методическое пособие / Н. П. Опарина. – М.: Литера, 2010. – 135 с.
44. Падучева Е.В. К семантике слова «время»: метафора, метонимия, метафизика. // Поэтика. История литературы. Лингвистика. Сборник статей в честь 70-летия В.В. Иванова. - М.: 1999. - С. 761-776.
45. Панова Л.Г. «Миги»… «дни»… «века» в русской поэзии от Пушкина до акмеистов // Пушкин и поэтический язык XX века. Сборник статей, посвящённый 200-летию со дня рождения А.С. Пушкина - М.: Наука, 1999. - С. 151-178.
46. Петрова М.А. Ретроспекция как способ построения лирического сюжета в поэзии С.А. Есенина: мотив воспоминаний /М.А. Петрова // Rhema. Рема. - 2011. - № 6. - С. 40 - 46. [Электронный ресурс] Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/retrospektsiya-kak-sposob-postroeniya-liricheskogo-syuzheta-v-poezii-s-a-esenina-motiv-vospominaniy
47. Поликовская, Л. В. Есенин. Русский поэт и хулиган ̸ Л. В. Поликовская. – М.: Вече, 2014.
48. Прокушев, Ю.Л. Слово о Есенине ̸ Ю. Л. Прокушев. – М., 2011 – 305 с.
49. Радечко, П. И. Реабилитированный Есенин. Вступ. ст. Ю. Фатнева. ̸ П. И. Радечко. - Минск: «Четыре четверти», 2011. — 408 с.
50. Савченко, Т. К. Есенин и русская литература ХХ века: влияния, взаимовлияния, литературно-творческие связи ̸ Т. К. Савченко. - М.: Русскiй Мiръ, 2014.
51. Серегина, С. И. «Маленькие поэмы» С.А. Есенина как циклическое единство ̸ С. И. Серегина ̸ ̸ Современное есениноведение. – 2011. - № 6. - С. 47 – 54.
52. Скороходов, М. В. Сергей Есенин. Истоки творчества. Вопросы научной биографии ̸ М. В. Скороходов. - М.: ИМЛИ РАН, 2014.
53. Справочник библиотекаря / Науч. ред. А. Н. Ванеев, В. А. Минкина. – СПб., Профессия, 2002. - 448 с.
54. Степнов, А. С. Образы животных в творчестве С. Есенина ̸ А. С. Степнов // Вестник ЦМО МГУ. - 2011. - №1. - С. 80 – 84.
55. Тер-Газарян, О. Есенин и Айседора Дункан. Одна душа на двоих ̸ О. Тер-Газарян. - М.: Рипол Классик, 2014.
56. Тивьяева И.В. Роль видо-временных форм глагола в реализации категории ретроспекции в художественном тексте // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Лингвистика и межкультурная коммуникация. - Воронеж: ВГУ, 2007. - №2 (ч. 2). - С. 55-60.
57. Толковый словарь русского языка: Около 100 000 слов, терминов и фразеологических выражений / С.И. Ожегов; под ред. проф. Л.И. Скворцова. 28-е изд., перераб. - М.: Мир и Образование, Оникс, 2011. 736 с.
58. Тураева З.Я. Лингвистика текста. Текст: структура и семантика // Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов. - М.: Просвещение, 1986. - 127 с.
59. Федорова Л.Н. Категория ретроспекции в художественном тексте (на материале английского языка): автореф. дисс. … канд. филол. наук. - М., 1982. - 25 с.
60. Чернейко Л.С. Субъективное время и способы его выражения в художественном тексте // Сборник: Функциональные и семантические характеристики текста, высказывания, слова. Вопросы русского языкознания. Выпуск VIII. - М.: МГУ, 2000. - С. 57-68.
61. Чиговская - Назарова Я.А. Текстообразующие категории проспекции и ретроспекции в научном тексте (сравнительно с художественным) // Вестник Пермского университета. Российская и зарубежная филология. - Пермь: ПУ, 2009. - №6. - С. 31-34.
62. Широкова Е.Н. Полиаспектность художественного времени как средство индивидуально-авторской концептуализации времени // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. - 2012. - №2 (1). - С. 381-385.
63. Шубникова – Гусева, Н. И. Сергей Есенин в стихах и жизни: Воспоминания современников/ Сост. общ. ред. Н.И. Шубниковой-Гусевой. - М.: ТЕРРА; Республика, 1997. - 592 с.
64. Щербаков, А. Ю. Гении и злодейство. Новое мнение о нашей литературе ̸ А. Ю. Щербаков. - М.: Центрполиграф, 2011.
65. Эрдынеева Д.В. О языковом представлении времени // Вестник Бурятского ГосУниверсистета. - 2009. - №11. - С. 166-168.