Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Развитие рыночных отношений в России оказало серьезное влияние на многие
традиционные устои и уклады различных сфер жизни. Серьезным изменениям
подверглись в том числе экономическая наука и практика, что неотвратимо привело к
пересмотру взглядов относительно имущественных отношений и способов ведения
хозяйства.
Так, появилась частная, государственная, муниципальная и множество других форм
собственности. Большинство материальных объектов участвуют в рыночном обороте
2
через заключение сделок купли-продажи, передачи имущества в залог, процедура
наследования, передаче в доверительное управление, сдача в аренду и т.д.
Актуальность исследования состоит в том, что автономия местного самоуправления
немыслима без его финансово-экономической базы, включая муниципальную
собственность.
В соответствии с Конституцией Российской Федерации и Федеральным законом «Об
общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»
муниципалитет самостоятельно осуществляет все полномочия собственника в отношении
его имущества.
Но при осуществлении этих полномочий возникает много проблем, связанных как с
несовершенством действующего законодательства, так и с трудностями перехода от
командно-административной к рыночной экономике. Основным требованием к
использованию муниципального имущества является наиболее сбалансированное
сочетание принципов экономической эффективности и социальной ответственности
органов местного самоуправления.
Современные подходы в управлении муниципальной собственностью представлены в
работах А.Ю. Ануприенко, И.В. Ефимчука, А.Д. Иванова, В.И. Кошкина, Д.С. Львова,
В.А. Максимова, А.А. Михеева, О.М. Толкачева, А.В. Савченко, Р.А. Шамсутдинова и др.
Объект исследования - управление муниципальным имуществом города Снежинск.
Предмет исследования – система учета муниципального имущества города Снежинск.
Целью исследования является анализ системы учета муниципального имущества (на
примере города Снежинск).
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть теоретические основы управления муниципальным имуществом;
- проанализировать управление муниципальным имуществом на примере города
Снежинск.
Теоретико-методологической основой исследования послужили исследования зарубежных
и отечественных учёных в области управления муниципальной собственностью, научнометодическая литература, периодические издания, нормативно-правовые акты
федерального, регионального и муниципального уровней.
Эмпирическую базу исследования составили статистические данные федеральной службы
государственной статистики, материалы Администрации города Снежинск, результаты
эмпирических исследований отечественных и зарубежных ученых, изложенные в
периодической печати и сети Интернет.
Методы исследования. Методологический аппарат исследования представлен
общенаучным методом познания, методами системного, структурно-функционального,
стратегического, экономико-статистического, логического и сравнительного анализа.
1 Теоретические основы управления муниципальным имуществом
1.1 Понятие муниципального имущества
В соответствии со статьей 212 ГК РФ в Российской Федерации признаются частная,
государственная, муниципальная и иные формы собственности (классификация по
субъекту права собственности).
Муниципальная собственность — это один из наиболее важных элементов современной
экономической системы. Определение муниципальной собственности приведено в ст. ст.
215 Гражданского кодекса РФ. Согласно данной статье муниципальная собственность —
это имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским
поселениям, а также другим муниципальным образованиям.
3
Муниципальным образованием считают населенную территорию, в пределах которой
осуществляется местное самоуправление, имеется муниципальная собственность,
местный бюджет и выборные органы МСУ.
Согласно статье 215 Гражданского кодекса Российской Федерации: «имущество,
принадлежащее городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным
образованиям, является муниципальной собственностью».
Г.Н. Чеботарев определяет «право муниципальной собственности в объективном смысле
как институт отрасли муниципального права, охватывающий систему норм права,
регулирующих отношения присвоенности имущества муниципальному образованию и
отчужденности от этого имущества всех других лиц» [28].
Этой же точки зрения придерживается Шишкин А.А. Право муниципальной
собственности, по его же мнению, в субъективном смысле обозначает «юридически
обеспеченное господство муниципального образования над имуществом, которое
выражается во владении, пользовании, распоряжении им и устранении всех иных лиц от
вмешательства в такое о господство» [29].
Характерными чертами муниципальной собственности являются:
• прямая связь этого имущества с интересами местного сообщества;
• воплощение в нем особого набора экономических отношений между человеком и
властью;
• приписывать его различным государственным (публичным) вещам;
• муниципальная собственность является основным инструментом социальной защиты и
поддержки населения на территории муниципального образования.
А. В. Леви муниципальную собственность определяет «как систему отношений по
присвоению населением муниципального образования средств производства и предметов
потребления, совместному владению, пользованию и распоряжению природными
ресурсами, производственной и социальной инфраструктурой в целях обеспечения
экономического роста и воспроизводства социально-экономической территориальной
системы» [23].
Из этого определения следует, что специфика муниципальной собственности состоит в
сложном характере ее объектов, которые, с одной стороны, имеют одно целевое
назначение, так как созданы для решения вопросов сугубо местного, социального
назначения, но с другой — исключительно многофункциональны, поскольку оказываются
задействованы в решении широкого круга местных вопросов, в частности участвуют в
обеспечении доходов местного бюджета, в укреплении социальной инфраструктуры
территории, в развитии инженерной инфраструктуры муниципального образования, в
стимулировании развитии малого бизнеса, создании и укреплении рыночной
инфраструктуры.
Проведем анализ структуры и состава имущества, которое находится в муниципальной
собственности.
На рисунке 1, в схематичном виде, рассмотрены структура и состав муниципального
имущества.
Рисунок 1 - Структура и состав муниципального имущества [разработано автором]
Согласно пункту 3 статьи 215 Гражданского кодекса Российской Федерации, имущество,
не закрепленное за муниципальными предприятиями и учреждениями, составляет
имущество казны муниципального образования. Остальное имущество закреплено
учредителем, то есть муниципальным образованием, за муниципальными предприятиями
и учреждениями на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.
Согласно статьям 294 и 296 Гражданского кодекса Российской Федерации, имущество
муниципальных унитарных предприятии (МУП) закрепляется на праве хозяйственного
4
ведения, а имущество муниципальных казенных предприятий и муниципальных
учреждений – на праве оперативного управления. Необходимо отметить, что, согласно
пункту 1 статьи 123.22 Гражданского кодекса РФ, а также в соответствии со статьей 9.1
Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях»,
Фрагмент для ознакомления
3
1. Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12
декабря 1993 года // «Российская газета» от 25 декабря 1993г. № 237
2. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 N 145-ФЗ // "Собрание
законодательства РФ ", 03.08.1998, N 31.
3. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 N 51-ФЗ //
"Российская газета", N 238-239, 08.12.1994
4. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 N 117-ФЗ //
"Собрание законодательства РФ", 07.08.2000, N 32.
5. Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 29.12.2017) "Об общих
принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" // "Собрание
законодательства РФ", 06.10.2003, N 40.
6. Абалкин, Л. И. Многообразие видов собственности и управления: учебник / Л. И.
Абалкин. М. : ЭКО, 2012. С. 5.
7. Андреева Н. А., Носов А. Л., Классификация основных методов управления
государственной и муниципальной собственностью. / Н.А. Андреева // Научнометодический электронный журнал «Концепт». – 2015. – № 12 (декабрь). – С. 11–15
8. Апаева М.М. О роли стратегии управления государственной собственности //
Вопросы структуризации экономики. – 2014. - № 1. – С. 215-217
9. Артемьев А.А. Значение территориального интереса в управлении собственностью
региона и муниципального образования // Теория и практика обществ. развития. - 2014. -
№ 11. - С. 116-118
10. Афанасьева И.Г. Взаимодействие личности и общества как социальная функция
собственности // О-во. Среда. Развитие. - 2012. - № 4 (25). - С. 74-78.
11. Бухвальд, В. Е. Регулирование отношений собственности между Российской
Федерацией и ее субъектами / В. Е. Бухвальд // Вопросы экономики. – 2018. – № 7. – С. 42
- 45
12. Варнавский В. Г. Концессии — на службу России /Варнавский В.Г// «Российское
предпринимательство»- 2018- № 11(35) Стр. 22–27
13. Гагаринова Н. В., Хорина А. А., Летникова Д. В., Аренда земель, находящихся в
муниципальной собственности/ В.Н. Гагаринова // EUROPEAN RESEARCH., В. 2., Ч.2. –
Пенза: МЦНС «Наука и Просвещение». – 2018. – С. 228.
14. Дубянский А.Н., Развитие теории размещения и ее применение в
градостроительной политике. / А. Н. Дубянский // Экономика и управление. - 2018. № 8
(70). - С. 17-20
15. Еремин С.Г. Актуальные вопросы управления государственной и муниципальной
собственностью. Учебное пособие – М.: Юстицинформ, 2014. - 280 стр.
16. Ерошкин А. К. Проблемы управления муниципальной собственностью в
Российской Федерации // Молодой ученый. — 2015. — №9. — С. 603-606.
17. Зеркин, Д. П., Основы теории государственного управления / Д. П. Зеркин, В. Г.
Игнатов. – М. : издательский центр «МарТ», 2012. – 311 с.
18. Зяблюк, А. Р. Формы собственности и подъем экономики России / А. Р. Зяблюк //
Экономист. – 2012. – № 7. – С. 12 - 15.
19. Игнатов, В. Г. Местное самоуправление / В. Г. Игнатов, В. В. Рудой. В. В. Рудой -
Ростов-на-Дону: Феникс, 2010. - 524 с.
20. Лушникова Т.Ю. Управление государственной и муниципальной собственностью.
Учебное пособие. — Челяб. гос. ун-т, 2013. — 165 с.
5
21. Камарова Е.А. Собственность : сущность, функции и многообразие ее форм в
развитой рыночной экономике / Камарова Е.А., Еникеева Д.Д. // Экономика и социум. -
2019. - № 2/1 (7). - С. 635-639.
22. Кещян Н.А. Кадровая проблема государственной службы и ее решение //Политика,
государство и право. 2014. № 8
23. Леви А. Эффективное управление муниципальной собственностью //
Муниципальная власть. 2005. № 9–1
24. Лысенко Е.А. Муниципальная собственность как основа экономического развития
муниципального образования // Современная экономика и управление: подходы,
концепции, модели : материалы междунар. науч.-практ. конф. Саратов: ССЭИ РЭУ им.
Г.В. Плеханова, 2017. — С. 114-115.
25. Максимов, В. А. Муниципальная собственность в России: проблемы становления и
развития / В. А. Максимов, С. И. Игнатова, А. Л. Кочергин, Т. В. Игнатова. – Ростов-наДону: РГУ, 2014. - 321 с.
26. Марчук Е. В. Передача муниципальной собственности в концессию: преимущества
и недостатки // Молодой ученый. — 2013. — №11. — С. 386-388.
27. Мухин А.А., Мухина И.А. Статистика: учеб .пособие – Ижевск: Jus est., 2011 – с.
109.
28. Муниципальное право России : учебник для бакалавриата / отв. ред. Г. Н.
Чеботарев. — 3е изд., перераб. и доп. — Москва : Норма : ИНФРАМ, 2018. — 416 с.
29. Муниципальное право. Российской Федерации: учебно-методический комплекс /
Г.Н. Чеботарев, М.А. Черепанов, А.А. Шишкин. - Тюмень, 2014
30. Прокофьев С.Е. Галкин А.И, Еремин С.Г. Управление государственной и
муниципальной собственностью. Учебник и практикум. – М.: Юрайт, 2016. – 264 стр.
31. Санькова Н.С. Использование концессионных соглашений при управлении
государственной собственностью в условиях государственно-частного партнерства //
Образование. Наука. Инновации : Юж. измерение. - 2012. - № 1 (21). - С. 87-92
32. Синякаев Р.Р. Оценка эффективности управления муниципальной собственностью
[Текст] / Р.Р. Синякаев // Приоритетные направления развития образования и науки :
материалы Междунар. науч.–практ. конф. (Чебоксары, 9 апр. 2017 г.) / редкол.: О. Н.
Широков [и др.]. — Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2017. — С. 232–234.
33. Чудинов С. А. Управление муниципальной собственностью: проблемы и пути
совершенствования // Вестник Саратовского государственного социально-экономического
университета. 2013. №2.
34. Щепелин, П. В. Собственность города: системный подход / П. В. Щеплин //
Муниципальная власть. – 2018. – № 4. – С. 12 - 16.
35. Юрченко Д.С. Правовое регулирование контроля управления государственной
собственностью // Междунар. науч.-исслед. журнал. – 2013. - № 5-2. – С. 75-77
36. Ямщикова И.В. Теоретические основы управления муниципальной собственностью
/ И.В. Ямщикова, Е.Ю. Боброва // Изв. вузов. Инвестиции. Строительство. Недвижимость.
– 2018. - № 2. – С. 112-119