Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
К сожалению, чрезвычайные ситуации являются частью нашей повседневной жизни. В
мире происходят различные трагические события: войны, стихийные бедствия, несчастные
случаи, пожары и межличностное насилие. Отдельные лица, семьи и целые общины могут быть
перемещены. Люди теряют свои дома и близких, разлучаются со своими семьями и привычным
окружением или становятся свидетелями насилия, разрушения и смерти. Исследователи
подсчитали, что в США, например, 60% людей будут иметь хотя бы одно такое событие в своей
жизни, три травматических события и более - 17% мужчин и 13% женщин (Friedman, 2006).
Конечно, в «горячих точках» мира частота подобных событий значительно выше, в таких странах,
как Алжир, Камбоджа и Ирак, она оценивается в 92%.
Многие люди чувствуют себя подавленными, неуверенными или не понимают, что
происходит. Люди испытывают страх или тревогу и могут впасть в оцепенение или апатию.
Некоторые из них проявляют слабую реакцию, в то время как другие более серьезны. Однако
3
способность к адаптации (психологической, физиологической, социальной) в таких условиях рано
или поздно иссякает, что способствует росту посттравматических стрессовых расстройств. На то,
как человек реагирует, влияют многие факторы, в том числе: характер и тяжесть пережитого
события; прошлые травматические события; имеет ли человек или его семья психические
расстройства (в том числе в прошлом); культурные корни и традиции; возраст.
У каждого человека есть свои сильные стороны и способности, которые помогают ему
справляться с жизненными проблемами. В то же время опыт показывает, что люди, считающие,
что они получили хорошую социальную поддержку, лучше справляются с трудностями после
кризиса, чем те, кто считает, что они не получили достаточной помощи. Именно поэтому так
важно оказывать надлежащую первую помощь в чрезвычайных ситуациях.
Объектом нашего исследования является чрезвычайные ситуации социального характера.
Предметом нашего исследования являются особенности психологической помощи.
Итак, цель данной курсовой работы – рассмотреть сущность психологической помощи
пострадавшим вследствие чрезвычайных ситуациях социального характера.
Задачи исследования:
- изучить классификацию чрезвычайных ситуаций;
- охарактеризовать чрезвычайные ситуации социального характера;
- рассмотреть психологическую помощь пострадавшим вследствие чрезвычайных
ситуаций.
Результаты исследования: результаты исследования сформированы исходя из
поставленных задач.
Структура работы: введение, основная часть, заключение, список литературы. Объем
работы: 29 страниц печатного текста. Список использованной литературы содержит 17
источников.
ГЛАВА 1. Чрезвычайные ситуации и их последствия
1.1 Классификация чрезвычайных ситуаций
Чрезвычайная ситуация – ситуация на отдельной территории или хозяйствующем
субъекте, характеризующаяся нарушением нормальных условий жизни населения, вызванных
стихийным бедствием, аварией, пожаром, стихийным бедствием, эпидемией, эпизоотическим,
эпифитным, применением оружия или иным опасным событием, которое привело (может
привести) к угрозе жизни или здоровью населения, большому числу погибших и пострадавших,
причинению значительных материальных потерь, а также невозможности населения проживать
4
на такой территории или объекте, осуществлять на ней хозяйственную деятельность .
Чрезвычайные ситуации классифицируются по их происхождению, степени распространения,
размеру человеческих и материальных потерь.
В зависимости от характера событий, которые могут вызвать чрезвычайные ситуации на
территории России, определяются следующие виды чрезвычайных ситуаций: техногенные;
природные; социальные; военные.
К техногенным чрезвычайным ситуациям относятся промышленные, транспортные аварии
(катастрофы) со взрывом, пожары, аварии с выбросом опасных химических, радиоактивных,
биологических веществ, внезапные разрушения конструкций и зданий, аварии на инженерных
сетях, гидродинамические аварии на плотинах, плотинах и др.
Стихийное бедствие - это нарушение нормальных условий жизни и деятельности людей на
определенной территории или объекте, связанное с опасным геофизическим, геологическим или
гидрологическим явлением (землетрясения, наводнения, ураганы, снежные заносы и др.),
деградация земель или недр, пожары в природных экологических системах, изменение состояния
атмосферного воздуха, инфекционные заболевания и отравления людей, инфекционные
заболевания домашних животных, массовая гибель диких животных, повреждение посевов
болезнями и вредителями и т. д.
Чрезвычайная социальная ситуация связана с противоправными действиями
террористического и неконституционного характера: террористическими актами (штурм, захват
объектов, нападение на экипаж воздушного судна или судна), захватом или уничтожением судов,
захватом заложников, установкой бомб в общественных местах.
Военные чрезвычайные ситуации - связанные с последствиями применения оружия
массового уничтожения или обычных видов оружия уничтожения, в ходе которых возникают
вторичные факторы уничтожения населения вследствие разрушения атомных и
гидроэлектростанций, складов и хранилищ радиоактивных и токсичных веществ, нефтепродуктов,
взрывчатых веществ и др .
В зависимости от объема последствий, вызванных чрезвычайной ситуацией, объема
технических и материальных ресурсов, необходимых для их ликвидации, определяются
следующие уровни чрезвычайных ситуаций: государственный; региональный; местный;
объектный.
Классификационные признаки чрезвычайных ситуаций определяются центральным
органом исполнительной власти, обеспечивающим формирование и реализацию государственной
политики в области гражданской защиты.
Классификация техногенных и природных чрезвычайных ситуаций по их уровням
осуществляется для обеспечения организации взаимодействия центральных и местных органов
5
исполнительной власти, предприятий, учреждений и организаций в процессе решения вопросов,
связанных с чрезвычайными ситуациями и ликвидацией их последствий.
Для определения аварийности рассматриваются следующие факторы:
- территориальное распределение и объем технических и материальных ресурсов,
необходимых для ликвидации последствий чрезвычайной ситуации;
- количество людей, которые были убиты или ранены или чьи условия жизни были
нарушены в результате чрезвычайной ситуации;
Чрезвычайная ситуация - это ситуация:
- которая распространилась или может распространиться на территорию других
государств;
- которая распространилась на территорию двух и более регионов, и ее ликвидация
требует материально-технических ресурсов в объемах, превышающих возможности этих
регионов, но не менее 1% от объема расходов соответствующих бюджетов (чрезвычайные
ситуации государственного уровня по территориальному распределению);
- что стало причиной гибели более 10 человек или ранения более 300 человек
(потерпевшие - лица, которые в результате воздействия факторов, влияющих на источники
чрезвычайных ситуаций, получили травмы или заболели, что привело к потере здоровья,
надлежащим образом засвидетельствовано), имело ли место нарушение нормальных условий
жизни более 50 тысяч человек в течение длительного времени (более 3 ночей);
- в результате чего погибло более 5 человек или было ранено более 100 человек, или были
нарушены нормальные условия жизни более 10 тысяч человек в течение длительного времени в
течение 3 дней, а убытки (оцененные в установленном законом порядке), вызванные
чрезвычайной ситуацией, превысили 25 тысяч минимальных размеров оплаты труда (в случае
возникновения чрезвычайной ситуации);
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. Алексеенко В. А. Биосфера и жизнедеятельность / В. А. Алексеенко, А. П.
Алексеенко. – М.: Логос, 2014. – 210 с.
2. Бахарева Г. Ю. Гражданская защита: учеб. пособ. / Г. Ю. Бахарева, Н. Е.
Твердохлебова, И. М.Любченко, И. В. Гуренко и др. – Х.: НТУ «ХПИ», 2015. – 116 с.
3. Беляков Г.И. Безопасность жизнедеятельности. Охрана труда: Учебник для
бакалавров / Г.И. Беляков. – Люберцы: Юрайт, 2015. – 572 c.
4. Бондаренко А. Ф. Психологическая помощь: теория и практика / А.Ф. Бондаренко. –
М.: Класс, 2017. – 336 с.
5. Вишняков Я.Д. Безопасность жизнедеятельности. Теория и практика: Учебник для
бакалавров / Я.Д. Вишняков. – Люберцы: Юрайт, 2015. – 543 c.
6
6. Гнездилов А. В. Психология и психотерапия потерь / А.В. Гнездилов. – СПб.: Речь,
2015. – 162 с.
7. Гуревич П. С. Психология чрезвычайных ситуаций: учебное пособие для студентов
вузов / П.С. Гуревич. – М.: ЮНИТИ, 2017. – 495 с.
8. Графкина М.В. Безопасность жизнедеятельности: Учебник / М.В. Графкина, Б.Н.
Нюнин, В.А. Михайлов. – М.: Форум, НИЦ ИНФРА-М, 2013. – 416 c.
9. Доронина, И. В. Психологическая помощь: учебное пособие / И.В.Доронина. –
Новосибирск: СиАГС, 2016. – 78 с.
10. Калинин М.Ю. Чрезвычайные ситуации и их последствия: мониторинг, оценка,
прогноз и предупреждение / М.Ю.Калинин, А.А.Волчек, П.В.Шведовский. – Минск: Изд-во
Белсэнс, 2010. – 275 с.
11. Коханов В. П. Психиатрия катастроф и чрезвычайных ситуаций / В.П.Коханов, В.Н
Краснов. – М.: Практическая медицина, 2018. – 448 с.
12. Психологическая помощь в кризисных ситуациях / Под ред. И.Г.Малкина. – М.:
Эксмо, 2016. – 928 с.
13. Психология экстремальных ситуаций / Под ред. В.В.Рубцова, С.Б.Малых. – 2»е изд.,
стер. – М.: Психологический институт РАО, 2018. – 304 с.
14. Ромек В. Г. Психологическая помощь в кризисных ситуациях / В.Г. Ромек, В.А.
Контрактович, Е.И. Крукович. – СПб.: Речь, 2014. – 256 с.
15. Соломин В.П. Безопасность жизнедеятельности: Учебник для вузов / Л.А.
Михайлов, В.П. Соломин, Т.А. Беспамятных. – СПб.: Питер, 2013. – 461 c.
16. Тарас, А.Е. Психология экстремальных ситуаций / А.Е.Тарас, К.В. Сельчонок. –
Минск: Харвест, 2013. – 480 с.
17. Хван Т.А. Безопасность жизнедеятельности: Учебное пособие / Т.А. Хван, П.А. Хван.
– Рн/Д: Феникс, 2016. – 443 c.