Фрагмент для ознакомления
2
2.1. Влияние журналистики на средства массовой коммуникации
Современное общество просто нельзя себе представить в отрыве от коммуникативного процесса, это все - равно, что заставить абсолютно все население Земли уединиться и замолчать, запретить общаться.
Все, наверное, помнят книгу Д. Дэфо «Робинзон Крузо», главного героя терзали нечеловеческие муки от отсутствия общения, в связи с чем он вынужден был искать себе собеседников среди окружающих его объектов. Как бы это парадоксально не звучало, но современный человек уже не способен долгое время находиться в отрыве от коммуникативного процесса, информационный голод можно сравнить, разве что с жаждой выпить глоток воды.
Под коммуникативным процессом, принято понимать процесс обмена различного рода информацией между коммуникантами. [3, с. 8] Обмен информацией различного уровня, начиная от слухов, заканчивая официально – деловой, наглядно демонстрирует нам о его значимости в современном обществе.
С учетом развития технологий процесс коммуникации приобрел действительно безграничные возможности: передача голосовой, текстовой, фото и видео не только в любую точку земного шара, но и одновременная возможность сотен тысяч человек ознакомиться с ней – вот, в чем действительно ее особенность. Мир стремительно развивается, стараясь успеть догнать технологический прогресс, при этом само развитие отражается на всех слоях общества: на быте, на общении, на жизни.
Как таковая журналистика, в нашем государстве начала активно развиваться после развала Советского Союза, этому способствовало ряд причин:
- падение «железного занавеса» и наплыв различного рода информации, в том числе из других государств. Общество стало все больше интересоваться жизнью в других государствах, сравнивать уровень жизни;
- стремление «отрешиться» от возникших проблем;
- поступательное развитие средств массовой информации;
- стирание информационных границ;
- возможность обогатиться в период глобальных перемен.
Все это привело к резкому усилению спроса на информацию со стороны большого количества представителей нашего общества. Соответственно, это дало жизнь новым печатным изданиям, открылись новые возможности и новые горизонты. Ведь если есть пресса, значит есть и журналисты, которые производят сбор так необходимой для нее информации.
О значимости профессии журналиста достаточно просто и понятно пишет в своем труде Ю.С. Лобанов [6, с. 10-17], где подробно расписывает все примеры этого. Придерживаясь его мнения стоит сказать, что ни одна газета ни была бы столь популярна и содержательна, если бы не красноречие ее журналистов, которые производили сбор информации, прикладывая порой большие силы и смекалку, ведь она просто так тоже не дается. Журналист, прежде всего, творческий человек, который должен полностью владеть информацией о том, что сейчас находится в «тренде», чем интересуется общество, чем оно живет. Все это ложится на его хрупкие плечи.
Но не только печатными изданиями представлены современные средства массовой коммуникации, есть ведь еще и телевидение, и радио, и непременно – Интернет, который, стоит подметить, в последнее время завоевывает все большее внимание общественной аудитории.
Во все времена перед журналистикой остро стоял вопрос о занятии своей «ниши» в общем информационном потоке. Жанр, который она выбирала, во много определял специфику ее деятельности. Так, в общей теории журналистики проблема деления публицистических сообщений на жанры рассматривается:
- во-первых, по своеобразию предмета (объекта) познания, отображения;
- во-вторых по познавательно-воспитательным задачам;
- в-третьих, по широте освещения действительности, т.е. по масштабу выводов и обобщений;
- в-четвертых, по своим выразительно-изобразительным средствам. [7, с. 96]
Каждый журналист, по - своему «видит» окружающую его реальность, свой взгляд на жизнь и события, который впоследствии четко прослеживается в его творчестве. Он отталкивается именно от потребностей общества, от актуальности той, или иной тематики. При этом сама ее структура диктуется самим происходящим событием. Автор сообщения не отталкивается от его заглавия, ведь оно появляется уже после анализа готового материала, чаще всего оно является коротки, но информативным и интригующим, только в этом случае статья будет популярна у читателей.
В настоящее время, журналистская практика характеризуется достаточно широким выбором жанров, при этом нередко на это влияет не столько сам характер изображаемого материала, сколько его место в предстоящем эфире, в рамках определенной рубрики. Таким образом становится понятно, что в основу закладывается реальная производственная задача. Стоит отметить, что в процессе формирования материала конкретной рубрикой могу заниматься несколько журналистов, просто каждый из них имеет свою задачу, один – снимает репортаж, а другой – пишет очерк, таким образом достигается эффект «каскадности» идентичной информации. В качестве примера можно привести следующее: сначала выходит краткий интригующий очерк, описывающий определенное событие, привлекает внимание аудитории, затем, уже через некоторое время выходит сюжет, повторение, как говорится - мать учения. Таким образом информация лучше усваивается человеком и на более долгое время, соответственно запоминается и ее источник. В данном случае происходит умелое использование основ психологии, с целью оказания определенного рода воздействия на подсознание человека.
По мнению достаточно известного среди круга исследователей теории и практики журналистики, В.Ф. Олешко, эта область деятельности является еще достаточно молодой и плохо изученной, но именно за ней будущее современной журналистики. Пока что, в современном масс-медиа, преобладает «медиапсихология», которая достаточно быстро развивается и подвергается детальному рассмотрению и всестороннему исследованию, при этом происходит анализ его практического влияния на общество. [8, с.17]
Жизнеспособность того или иного средства массовой информации напрямую зависит от конечного потребителя, ведь именно падением интереса к ним обусловлено и снижение тиражей газет, журналов, закрытие телепередач и телепроектов. [9] Кроме того, если периодически его не «подогревать», различными «щекотливыми» темами и сюжетами, то произойдет полное переключение аудитории на другие источники, что, в свою очередь приведет к потере финансирования, а значит – к краху самого средства массовой информации. Именно здесь, как нельзя кстати, находит возможность своей реализации такое понятие, как «психология журналистики». Так как автор задействует свои познания в общей психологии человека, но в отдельном, конкретном направлении, к одной конкретной целью – воздействовать на потребителя, «заставить» его воспользоваться предлагаемым материалом. Таким образом журналистика способствует самому существованию не только средств массовой информации, но и средств массовой коммуникации.
Кроме того, стоит отметить, что в рамках складывающейся ситуации, а именно большой информационной нагрузки на потребителя, особую популярность приобретают незатейливые, незамысловатые передачи или сюжеты, имеющие развлекательную направленность, об этом можно судить по количеству просмотров тех, или иных видеороликов, к примеру, на Ютуб, которые давно уже вошли в новостные ленты не только региональных, но и всероссийских телеканалов, что свидетельствует о их популярности и востребованности.
Блоги, занимают все больше внимания среди потребителей информационного продукта и составляют достаточно большую конкуренцию журналистике, но не стоит думать, что невозможна их ассимиляция с процессом деятельности журналиста. [Кожемякин, с. 4] Журналистика достаточно гибкая среда, именно в связи с этим большинство журналистов адаптируются под быстроменяющиеся условия и заводят свои интернет-странички, онлайн трансляции и другое, приспосабливаясь к изменчивым условиям, трансформируя свою деятельность.
Именно в связи с развитием такого ресурса, как сеть Интернет, в обиход устойчиво вошло понятие – «интернет-журналистика», которая явила собой ранее не проявлявшийся, да и в общем – то не существовавший культурный и цивилизационный феномен, который представлен реализацией деятельности, направленной на формирование и представление определенных информационных образов объективной реальности, при этом произошло изменение носителей этих образов, которые стали включать в себя не только слова, но и картинки, и фотографии, и кино, и видео, и звук, и веб-страницы, словом все, что способно выступать в роли носителя информации или текста, в широком смысле этого выражения.
Существующая реальность оказывает огромное влияние на развитие средств массовой коммуникации, и естественно, на само состояние журналистики, как инструмента сбора, анализа и отображения информации. Интернет-журналистика не может не развиваться, а значит современное ее состояние достаточно условно, в связи с непрерывно происходящим процессом трансформирования. Анализ имеющийся информации показывает, что та форма процесса передачи информации, которая приходит на смену имеющейся, становится системообразующим элементом отрасли в целом.