Фрагмент для ознакомления
2
кто выбрал себе это ремесло, их понимание того, что можно и чего нельзя делать.
Журналистская этика формируется на основе общепринятых норм деятельности работника СМИ, а также собственного жизненного и профессионального опыта журналиста. В идеале он стремится сформировать высокое моральное самосознание, ответственность журналиста, нормы и правила поведения в качестве ориентира профессионализма, осознание общественной значимости своего труда и самоконтроль.
Этические нормы имеют характер принятых действий. Однако основные из них закреплены в виде кодексов, редакционных уставов, наставлений и стандартов.
Но относительно юридической ответственности журналистов, то ее определяют законы, а не кодексы этики. И хотя этика и право имеют много общего, во многом и различаются между собой. И этика, и право регулируют поведение как отдельного человека, так и больших сообществ. Однако делают это по-разному.
Журналист постоянно попадает в точку столкновения ценностей моральных и материальных, оценивает в соответствии со своими взглядами свои действия и дела других, делает выбор, который кажется правильным.
Поэтому этика средств массовой информации – это также вопрос об ответственности. А если этика учит ответственности перед людьми, очевидно, что профессиональная этика – ответственности перед своей работой.
1.2. Основные аспекты и характерные особенности проведения ток-шоу
Жанр ток-шоу появился на американском телевидении в 60-х годах двадцатого века, и он, как утверждается, был создан печально известным журналистом Филом Донахью. Существует легенда: во время интервью с гостем его программы во время прямой трансляции Фил Донахью в какой-то момент понял, что его вопросы закончились. Затем он побежал к одному из зрителей, сидевших в студии, и спросил: «У вас есть вопрос для нашего гостя?». У зрителя возник вопрос, и таким образом Донахью изобрел жанр ток-шоу.
Программа Фила Донахью впервые появилась на телеканале WHIO-TV, где в период 1963-1967 годов он работал утренним ведущим и вел живые ток-шоу с участием гостей, приглашенных в студию. Это был провинциальный телеканал, бюджет был скудным, и было нелегко получить гостей из числа звезд Донахью. Чтобы привлечь аудиторию, а вместе с ней и самых звёзд политики и шоу-бизнеса, Донахью решил сделать фундаментальное новшество. В своем ток-шоу он сосредоточился не на известных личностях, а на скандальных вопросах, которые он открыто обсуждал в эфире. Шоу Фила Донахью дебютировало в Дейтоне, штат Огайо. Мадлен ОХара, атеист, с которым он обсуждал религиозные конфликты между студентами колледжа, была первым гостем на шоу Фила Донахью. В течение той же недели в ноябре 1967 года он передал фоторепортаж из роддома с подробным отображением всех деталей и обсудил процесс доставки с теми, кто находился в студии .
Таким образом, жанр ток-шоу приобрел определённый статус, который приближает его к особенностям современного жанра.
В конце 80-х гг. благодаря Филу Донахью жанр ток-шоу стал настолько популярным, что почти все телеканалы США – от крупных, общенациональных до небольших провинциальных – получили свои ток-шоу. В условиях секретной конкуренции ток-шоу уделяли все меньше внимания социальным и политическим вопросам и становились все более и более скандальными.
На российском телевидении можно выделить следующие формы телевизионного вещания: программы, художественные фильмы и документальные фильмы, включая телешоу, а также пространство межпрограммного вещания, состоящее из объявлений, заставок, видеороликов и т.д.
Речевое поведение тесно связано со спецификой деятельности телевизионного ведущего. Главное преимущество телевизионных жанров, соответственно, и специального репортажа, состоит в том, что журналисту не нужно описывать событие словами, описательную функцию за него выполняет видеоряд. Журналисту остается лишь дополнять словами то, что нельзя показать «картинкой».
Конечно, автором и генератором идей будет всегда считаться журналист. Корреспондент будет ответственен за успех или провал сюжета, так как именно он претворяет идеи в жизнь. Если журналист не вполне понимает, что он хочет показать телезрителю, то оператор, будучи профессионалом, сможет отснять только красивый материал, но никак не поможет журналисту сделать сюжет более интересным .
Специальный репортаж, как и обычный репортаж, состоит из ряда обязательных элементов:
− Видеоряд. Состоит из отснятых оператором частей видеоизображения, которые соединяются воедино во время монтажа сюжета.
− Закадровый текст. Это сообщение, написанное автором сюжета. В сюжете закадровый текст звучит на фоне видеоряда.
− Синхрон. Изображение синхронное с речью. Термин появился во времена, когда работники телевидения пользовались кинопленками, и необходимо было синхронизировать изображение и звук. Сегодня такая необходимость отпала, однако понятие «синхрон» осталось.
В современном понимании данный термин обычно употребляется в отношении интервью. Сюда можно отнести «лайф» – показ события без комментариев журналиста. Это может быть запись живого выступления человека или же запуск салюта и т.п. Главная задача лайфа передать атмосферу, эмоции.
− Интершум. Звуковая дорожка, соответствующая происходящему на видео и сопровождающая закадровый текст. К примеру, для плана Москвы-реки интершумом будет звук воды и шум дороги рядом с рекой.
− Stand-up. Журналист предстает перед телезрителем в кадре. Благодаря стэнд-апу зритель ощущает «эффект присутствия» – будто бы он сам побывал на месте события.
Отдельно нужно поговорить о задачах Stand-up’а. В специальном репортаже стэнд-ап отличается от стэнд-апа обычного оперативного репортажа. Если в последнем журналист зачастую не всегда может предугадать содержание закадрового текста, то автор спецрепортажа может заранее продумать, что сказать в кадре, так как он имеет достаточно времени на разработку сюжета, при этом, не допуская типичных ошибок при записи – косноязычия и неграмотно построенных фраз .
Stand-up помогает зрителю познакомиться с автором, это делает корреспондента ближе к аудитории. Так как специальный репортаж отличается по хронометражу от обычного репортажа, иногда случаются трудности с объединением разных частей в сюжете, особенно, если они рассказывают о разных вещах. Корреспондент в кадре становится тем самым связующим звеном, которое помогает зрителю перейти от одной мысли заложенной в сюжете к другой. Такой stand-up называют «мостиком».
В специальном репортаже уделяется особое внимание стэнд-апу в движении. Корреспондент не должен просто стоять и рассказывать о чем-то, информация лучше усваивается, когда журналист не просто двигается, но и что-то делает в кадре. Например, рассказывая о том, как расписывают посуду под гжель, журналист может взять кисточку и нарисовать пару штрихов сам.
Иногда stand-up используется для того, чтобы подвести черту в сюжете. В таком случае журналист завершает специальный репортаж перечислением людей, которые работали над сюжетом.
Говоря о речевом портрете журналиста, нельзя не упомянуть об особенностях и специфике данной профессии. Журналистика проникает во все сферы жизни человека, тем более, если речь идет о телевизионной форме журналистики. Именно экран формирует в сознании человека модель мира, вторгается в его ценностную ориентацию, влияет на его поведение и выбор в широком смысле слова.
В настоящее время каждый человек, имеющий в доме телевизор, зачастую неосознанно становится как зрителем, так и участником происходящих событий. Осуществляет такое «участие» тележурналист, и от того, насколько удачно он использует свои профессиональные навыки, будет зависеть успешность коммуникации с телезрителями.
Автор пользуется всем многообразием языковых средств для выражения своих мыслей и осуществления коммуникативной цели. Речевой портрет журналиста в жанре телевизионной программы с позиции коммуникативно-прагматического подхода не был широко изучен исследователями в области лингвистики, хотя с позиции данной науки он представляет высокую значимость. Следовательно, исследование данной темы в настоящей работе представляется актуальным.
При описании речевого портрета говорящего, рассматриваются языковые и речевые особенности, отдельно взятые или в совокупности.
Большинство работ посвящено подробному анализу особенностей на конкретном языковом уровне: фонетическом, лексическом, синтаксическом. Анализ речевого портрета представляет собой характеристику разных уровней реализации языковой личности. Одним из самых важных моментов в характеристике речевого портрета является установление ярких элементов; в связи с этим описание всех уровней языка не является обязательным, а основополагающей является характеристика языковых особенностей и особенностей речевого поведения.
В последнее время интерес ученых привлекают те черты языковой личности, которые несут в себе признаки групповой принадлежности, выделяемых по общности профессии, уровню и характеру образования, по
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1. Авраамов Д. С. Профессиональная этика журналиста. Изд: М.: МГУ, 2000. – 272 с.
2. Аграновский В. А. Вторая Древнейшая. Беседы о журналистике. Изд. «Вагриус». М., 1999. – 189 с.
3. Аграновский В. А. Ради единого слова. Изд: М.: Мысль, 1978. –168 с.
4. Акопов А. И. Аналитические жанры журналистики. Ростов-на-Дону: Изд. Института массовых коммуникаций, 1996. -– 51 с.
5. Багиров Э. Г. Основы телевизионной журналистики. Изд: М.: МГУ, 1987. – 238 с.
6. Багиров Э. Г. Основы телевизионной журналистики. Изд: М.: МГУ, 1987. – 238 с.
7. Барноу Э. Как писать для радио и телевидения. М.: Академия, 1960. – 420 с.
8. Васильева Т. В. Теле- и радиоинформация.: Л., Изд-во ЛГУ, 1987. – 63 с.
9. Вильчек В. Я. Под знаком ТВ. М.: Знание, 1987. – 214 с.
10. Ворошилов В. В. Журналистика: Учебник. Изд-во: Михайлова В. А. (2-е издание), 2000. – 704 с.
11. Григорян М. Пособие по журналистике. Справочник. – Права человека. – 2007. – 192 с.
12. Егоров В. В. Телевидение: теория и практика.: М., МНЭПУ, 1992. – 312 с.
13. Егоров В. В. Телевидение: теория и практика.: М., МНЭПУ, 1992. – 312 с.
14. Засурский Я. Н. Система средств массовой информации России. Учебное пособие для вузов. М.: Аспект Пресс, 2001. – 259 с.
15. Как делать телевидение, 1999 г., учебный проект, VHSRip.
16. Ким М. Н. Репортаж: технология жанра. – СПб.: Изд-во Михайлова В. А., 2005. – 224 с.
17. Ким М. Н. Репортаж: технология жанра. – СПб.: Изд-во Михайлова В. А., 2005. – 224 с.
18. Ким М. Н. Технология создания журналистского произведения. СПб., 2001. – 320 с.
19. Кузнецов Г. В. ТВ-журналистика. Критерии профессионализма. Пособие для ВУЗов. Серия: «Практическая журналистика». М.: РИП-холдинг, 2002. – 222 с.
20. Шостак М. Журналист и его произведение. – М.: Знание, 1988. – 256 с.
21. Шостак М. И. Репортёр: профессионализм и этика. М., 2003. – 165 с.
22. Юровский А. Т. Телевидение – поиски и решения. М.: Наука, 1983. – 370 с.
23. Юровский А. Я. Телевизионная журналистика: Учебник. – М.: Изд-во МГУ, 1994. – 225 с.