Фрагмент для ознакомления
2
Введение
В современных организациях в погоне за повышением конкурентоспособности и получением
максимальной прибыли зачастую забывают о социальных аспектах развития и пренебрегают ими.
Это приводит к негативным процессам во внутренней среде: ухудшению условий труда
работников, повышению текучести кадров, снижению качества организационной культуры,
отсутствию мотивации персонала к повышению производительности и достижению целей
компании. Именно поэтому становится интересным рассмотреть каким образом можно сохранить
и повысить эффективность социального развития организации, что обуславливает актуальность
темы исследования.
Цель курсовой работы – анализ развития управленческих концепций и социального фактора в
управлении.
Задачи исследования:
2
- рассмотреть сущность и задачи социальных аспектов управления организацией,
- изучить процесс организации социальной работы,
- провести анализ социальной работы на примере ФГБУ «Онкологический центр им Н.Блохина,
- выявить направления развития социальной работы организации.
Предмет исследования – современные принципы и методы реализации социальной работы в
организации.
Объект исследования - ФГБУ «Российский онкологический научный центр имени Н.Н.Блохина».
1 Теоретические основы социального управления в организации
1.1 Сущность социальных аспектов развития организации
В латинском языке существует слово socialis, от него и произошёл наш термин, и обозначает он с
латинского перевода — общественный, связанный с жизнью и отношениями людей в обществе.
Данный термин употребляют для того, чтобы обозначить взаимодействия и взаимоотношения с
людьми, которые осуществляются в различных ситуациях и через разные каналы и коммуникации.
Собственно, этот подход и лежит в основе исследования социокультурного пространства.
Некоторые ученые считали, что эта категория является производной от коллективной
деятельности людей. Также представители этой социокультурной школы, такие как К. Маркс, Т.
Веблен, М. Вебер делали упор на социокультурные факторы, которые рассматривались со
статической и динамической стороны. Данная категория, которую рассматривали ученые,
формировалась как фундамент, на котором строятся все взаимоотношения между разными
видами социокультурных явлений. Тем не менее, термин «социальное» используется в научной
деятельности всеми учеными, также его употребляют в различных официальных документах и во
многом другом.
Также следует упомянуть о том, что этот термин используется и в более узком смысле, например,
когда идёт сравнение с другими процессами, такими так политические, экономические,
социальные и тому подобные. Если так употребляется данное понятие, то оно преподноситься для
выражения явлений, которые совмещают в себе не всеобъемлющее в обществе, а только
небольшой кусочек жизни в нем, которому можно дать такое обозначение как социальная сфера.
По мнению некоторых ученных изначальное понятие «социальное» в научной деятельности также
не обладает одним каким-то смыслом. Зачастую оно передает значения всего того, что
присутствует в обществе: производство, политическая жизнь, различные события духовных
культур. Вследствие этого, очень часто всё, что происходит и функционирует в обществе, называют
социальным. На основании такого обширного толкования этого понятия и появился образ о
социальном управлении как о регуляции широкого круга общественных процессов.
3
Социальное управление, по сути, неотъемлемо от общественной системы и представляется в
отношении к управлению как что-то первобытное, то есть то, что зародилось намного раньше.
Сущность социологического подхода к управлению состоит в выделении трех компонентов.
Первый – целенаправленное управляющее воздействие, включающее целеполагание и
целеосуществление, составляет ядро управления. Такое воздействие бывает внешним (когда
орган управления находится за рамками самих объектов), а также самоуправлением (когда
воздействие осуществляется подразделением или субъектом, входящим в состав самого объекта).
Второй – социальная самоорганизация, т.е. спонтанные процессы внутри-коллективного
регулирования (лидерство, “шкала престижа”, неформальное группообразование, социальные
нормы). Оба названных компонента образуют третий – организационный порядок, включающий в
себя как продукты “прошлого” управленческого труда (решения, объективированные в
стабильной должностной структуре, административном распорядке), так и систему стихийно
сложившихся правил и норм отношений в коллективе.
Оптимальное соотношение данных элементов предполагает их интеграцию на основе
использования возможностей и учета границ каждого из них, снятия возможных противоречий.
Так, руководитель заинтересован как можно больший объем решений (приказов, заданий)
перевести из формы разовых воздействий в форму долговременного порядка или “подключить”
спонтанные регуляторы к целям, поставленным перед организацией.
Таким образом, в социальном управлении, в отличие от других видов, главными компонентами
выступают либо люди как члены различных организаций. Либо организационные подразделения
в целом. Индивиды (либо самостоятельно, либо в составе социальной группы), представленные в
сложной системе управленческих взаимоотношений, могут выступать субъектами и объектами
управления.
Субъект управленческой деятельности – это источник управленческой активности, направленной
на определенный объект управления.
Объект управления – часть объективной действительности, на которую направлено
управленческое воздействие.
Существует ещё одно мнение, которое трактует социальное управление как целенаправленное
влияние на социальную систему, организацию, институт или процедуру в интересах
регулирования, расширения их функционирования. Своеобразие такого вида управленческих
действий заключается в том, что в ипостаси объекта управления здесь выражается сложнейший
комплекс разнокалиберных по своему характеру элементов — организованных трудовых
коллективов, организаций и заведений, институциональных органов власти и территориального
управления, акционерных и частных производственных и коммерческих образований.
Также, говоря о понятии социальное управление, стоит сказать, что оно представляет собой
многостороннее понятие.
В социальное управление входят разные стороны, такие как: административно-государственная,
социокультурная и производственная, которые лежат в неутихающей процедуре распределения и
перераспределения их ролей. В социальное управление как вид укладываются соответствующие
уровни, формы и подвиды управления.
4
Одной из главных частей социального управления является управление социальным развитием. В
словаре терминов представлены объяснения слова «социальное развитие», и трактуется оно как
процесс, в осуществлении которого протекают значительные количественные и качественные
изменения в социальной сфере общественной жизни, а также может идти речь об её отдельных
составляющих, таких как: социальные институты,
Фрагмент для ознакомления
3
1. Устав ФГБУ «Российский онкологический научный центр имени Н.Н.Блохина» //
Справочно-правовая система «Консультант Плюс»: [Электронный ресурс] / Компания
«Консультант Плюс».
2. Архипова Н.И., Кульба В.В., Косяченко С.А., Чанхиева Ф.Ю., Шелков А.Б. Организационное
управление: Учебное пособие для вузов. - М.: РГГУ, 2007. - 733 с.
3. Биндман А. Роль HR-бренда в условиях кризиса //Корпоративные университеты. – 2016 -
№, С. 32
4. Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент: Учебник. 5-е изд., стер. - М.: Магистр: ИФРА-М,
2010. - 576 с.
5. Груич С. Г. Сущность и функции управления социальным развитием современной
организации // Вопросы экономики и управления. — 2017. — №1. — С. 72-75. — URL
https://moluch.ru/th/5/archive/51/1835/ (дата обращения: 04.05.2019).
6. Гришко Л.А., Серая Н.Н. Процессный подход в современной практике управления //
Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. 2018. №7 (33). URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/protsessnyy-podhod-v-sovremennoy-praktike-upravleniya (дата
обращения: 17.05.2020).
7. Короткова Т.Л. Использование социально-этического маркетинга в методологии
реструктуризации бизнеса // Проблемы современной экономики, N 3/4 (19/20), 2006
8. Короткова Т. Социальная роль маркетинга как философии бизнеса // Практический
маркетинг. – 2006. - №8.
9. Котлер, Ф. Маркетинг менеджмент / Ф. Котлер, К.Л. Келлер. – 12-е изд. – СПб.: Питер, 2017.
– 816 с. (Классический зарубежный учебник). – ISBN 978-5-469-00989-4.
10. Кучеров Д. Г. Бренд работодателя: область маркетинга или управления человече¬скими
ресурсами? // Вестн. С.-Петерб. ун-та. Сер. Менеджмент. 2009. Вып. 3. С. 98
11. Левин А.В. Организация маркетинга в здравоохранении. - М.: Дашков и Ко, 2013. – С. 59.
12. Маркетинг товаров и услуг: учеб.пособие для студентов сред. Проф. Образования / А.В.
Лукина. – М.: ИНФРА-М, 2018. – 238 с.
5
13. Модестов А.А., Лебедев А.А. Маркетинг в здравоохранении / Российский педиатрический
журнал. - 2013. - № 2. - С.31.
14. Основы маркетинга = MarketingEssentials: крат.курс. Пер. с англ. / Ф. Котлер. – М.:
Вильямс, 2010. – 647. – ISBN 978-5-8459-0376-1.
15. Тейлор Ф.У. Принципы научного менеджмента. — М.: Контроллинг, 1991., С.112
16. Управление организацией: Учебник / Под ред. А.Г. Поршнева и др. 4-е изд., перераб. и
доп. – М.: ИНФРА-М, 2016. – 735 с.
17. Управление персоналом организации: Учебник / Под ред. А.Я. Кибанов. 4-е изд., доп. и
перераб. – М.: ИНФРА-М, 2016. – 638 с.