Фрагмент для ознакомления
2
значения, 1 автономная область и 10 автономных округов). Согласно Конституции существуют шесть видов субъектов Федерации, равных по своим конституционным правам (в основном устранена правовая асимметрия между субъектами). Смешанная национально-государственная и административно-территориальная система государственного устройства в значительной степени приближена к единой форме территориального устройства. Закрепление равных прав для субъектов Федерации означает, что все они – государственные образования и имеют равные права во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти. Сохранение шести видов субъектов является лишь исторической преемственностью. Кроме того девять национальных округов имеют статус субъектов Федерации, но входят в состав других субъектов.
В силу многих исторических причин и в дооктябрьский период и после право в России не имело необходимого условия ценности и самоценности. Гражданам российской империи свойственно было искать высшую справедливость, не в праве, а в монархе, верховном правителе и т.д., стоящие у власти всегда объявляли правом свою волю, на огромной территории государства господствовали имперские способы властвования. После революции к перечисленным причинам добавились новые:
1) обесценивание права и закона в ходе революции и гражданской войны,
2) отсутствие правовой культуры в революционной среде,
3) возвышение исполнительного органа над законодательным, отсутствие разделения властей на независимые ветви,
4) признание «политической целесообразности»,
5) отсутствие примата права над государством .
«Социалистическое право» советского государства провозглашало широкий круг прав и свобод граждан, принципа законности в деятельности государственных органов власти. Вместе с тем не хватало подлинной законности в реальных отношениях. Ряд прав и свобод полностью отсутствовали, на признавался примат права и интересов личности над общественными и государственными интересами. Не было признания того, что государство не может чего-то сделать ни при каких обстоятельствах (признания пределов государственной деятельности). Не признавалась теория разделения властей, не работал институт непосредственного народного волеизъявления (референдумов не существовало).
В современной России произошло разгосударствление социальной жизни, свертывание командно-административных методов управления обществом. Создается новая система право, признающая примат права над государством, теорию разделения властей, естественные права человека и его свободы. Особая роль в этом процессе принадлежит судебной власти. Принята путем референдума Конституция РФ 1993 г. провозгласившая Россию «демократическим федеративным правовым государством с республиканской формой правления» .
Единственным источником власти является народ, высшим непосредственным выражением власти народа являются референдумы и выборы. Все ветви власти признают верховенство закона во всех сферах общественной жизни. Конституция провозглашает РФ и социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Но, очевидно пройдут десятилетия пока идеи правового и социального государства воплотятся в жизнь. Реальная действительность и экономическое положение страны не позволяют этого реализовать в ближайшем будущем.
2.2. Россия, как форма государства
Согласно Конституции РФ, Российская Федерация – Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления. Обращает на себя внимание, что определение России как «демократического» государства закрепляется не только в первой части первой статьи Конституции, но к тому же располагается впереди прочих признаков, характеризующих государство и названных в указанной части данной статьи.
Определение Российской Федерации в качестве демократического государства находится в содержании положения о том, что единственным источником власти в России является народ. Участие народа Российской Федерации в осуществлении государственной власти проявляется в различных правовых формах, закрепленных Конституцией.
Россия – федеративное государство, составными частями которого являются относительно самостоятельные государственные образования – субъекты Федерации (республики, края, области, города федерального значения, автономная область, автономные округа).
Россия – правовое государство. Это такое состояние Российского государства, при котором имеет место максимальная политико-юридическая защищенность законных интересов, чести и достоинства личности, существует наибольшая (в границах реально возможного) обеспеченность прав и свобод человека и гражданина РФ.
Россия – государство с республиканской формой правления. В отличие от других государств в России создание республик всегда носило своеобразный новаторский характер и фактически не опиралось на предшествующий опыт государственного строительства .
Традиционно три конституционные характеристики Российского государства: республиканскую форму правления, форму государственного устройства и демократический политический режим – связывают с юридическим закреплением формы государства, то есть совокупности его внешних характеристик. Составляя основы конституционного строя государства, они предопределяют его территориальное устройство, а также порядок формирования органов власти и методы ее осуществления. Однако некоторые ученые определяют политический режим как динамический (функциональный) аспект формы государства. Степень демократизации государства влияет на форму правления и территориальное устройство.
Следует различать демократическую политическую систему российского общества и демократическое устройство государства. Если в первом случае говорится о принципе организации политической жизни, то во втором речь идет о совокупности способов и приемов функционирования государственной власти и ее институтов.
Понятие «демократического государства» является далеко неоднозначным. Представляется, что для того чтобы определиться с тем, что же такое «демократическое государство» необходимо понимать что же такое «демократия» сама по себе. Во-первых, что касается самого термина «демократия» – термин имеет греческое происхождение и переводится чаще всего как «власть народа». Существует большое количество определений демократий, ровно такое же, как мнений в научной среде относительно того, что является демократией, а что не является. Так, М.В. Нагалина, определял демократию как прогрессивный политический режим, основанный на методах убеждения, согласования, законности, парламентаризма и применении правового принуждения .
С другой стороны, во времена античной эпохи демократию особенно никто не любил и тем более не называл ее наилучшим способом правления, демократия скорее расценивалась как явление негативное. Платон расценивал демократию, как строй приятный и разнообразный, однако не имеющий должного управления, полагая, что равенство при демократии уравнивает и равных, и неравных. Аристотель, так же как и его наставник Платон, не питал к демократии теплых чувств, причисляя ее к таким формам правления, которые называл неправильным, являющимися отклонениями от форм правильных. Критикуя крайнюю демократию, Аристотель указывал на то, что при такой форме правления, верховная власть становится принадлежащей демосу, приводя к бездействию закона.
Однако возникает вопрос, каким образом подобный метод управления, к которому столь критически относились древнегреческие философы и их последователи завоевал мир? По каким причинам данный метод, даже если действительно не используют, то по крайней мере декларируют и имитируют абсолютное большинство современных государств? Возвращаясь к тому, что же такое демократия, следует прийти к выводу что устоявшегося мнения относительно того что такое демократия нет.
Одни ученые считают, что демократия – это, в первую очередь, наличие развитой системы представительства при наличии права меньшинства на оппозицию (при подчинении решениям большинства), другие что демократия – это наличие фундаментальных прав и свобод человека, их гарантированность, признание и защита со стороны государства, третьим скажут что демократия – это выборность основных органов власти и возможность беспрепятственного контроля за ними со стороны общества, а четвертые выделят еще одно отличие демократии от прочих политических режимов, и скажут, что демократия – это главным образом распределение власти. То есть в определенной степени демократия – это не власть большинства и не власть меньшинства, не власть президента и не власть парламента, иначе говоря, демократия – это механизм, не позволяющий
Фрагмент для ознакомления
3
Список используемой литературы
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ. 04.08.2014. № 31. Ст. 4398.
2. Абдулманафов Ш.А. Сущность, типы, формы государства // Проблемы совершенствования законодательства: сборник научных статей студентов юридического факультета. Махачкала, 2019. С. 22-23.
3. Алимова Д.Р. Политический режим и законодательное регулирование: взаимосвязь в условиях современной России // Основные тенденции и перспективы развития современного права материалы ежегодной Международной научной конференции памяти профессора Феликса Михайловича Рудинского. 2018. С. 15-18.
4. Басманова Е.А. Взаимосвязь законности и политического режима // Аллея науки. 2018. Т. 1. № 7 (23). С. 125-128.
5. Безземельная О.А., Хасанова У.М. Происхождение и формы государства // News of Science and Education. 2017. Т. 6. № 1. С. 061-064.
6. Богатырев В.В. Формы государства в условиях глобализации // Вестник Владимирского юридического института. 2019. № 4 (53). С. 123-128.
7. Кадырова Р.Т. Форма государства // Проблемы совершенствования законодательства: сборник научных статей студентов юридического факультета. Махачкала, 2019. С. 79-80.
8. Клычев Р.А. Развитие и перспектива формы государства Российской Федерации // Приднепровский научный вестник. 2017. Т. 6. № -1. С. 016-020.
9. Марченко М.Н. Теория государства и права: Учеб. для вузов. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Проспект, 2019. С. 118.
10. Марченко М.Н. Теория государства и права: Учеб. для вузов. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Проспект, 2019. 418 с.
11. Нагалина М.В. Понятие «демократический режим» в теории государства и права и историко-правовых науках // Вестник Московского университета МВД России. 2019. № 7. С. 34-38.
12. Попова А. В. Теория государства и права. СПб. [и др.] : ПИТЕР, 2017. С. 43.
13. Рыжкова Ю.Е. Россия как демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления // Олимпиада обучающихся в федеральных государственных образовательных организациях Министерства юстиции Российской Федерации и Федеральной службы исполнения наказаний сборник научных трудов студентов и курсантов Самарского юридического института ФСИН России за 2015-2017 гг.. Самара, 2017. С. 399-408.
14. Саликов М.С. Kонституционные реформы и стабильность конституции: проблемы поиска баланса // Вестник Балтийского федерального университета им. И. Канта. Серия: Гуманитарные и общественные науки. 2019. № 3. С. 5-14.
15. Цит. по: Бируля А.С. Территориально-политическая форма организации государства в России: вопросы совершенствования // Труды молодых ученых Алтайского государственного университета. 2019. № 16. С. 236-238.
16. Чиркин В.Е. Революционная трансформация сущности, содержания и формы российского государства (к столетию великого октября) // Государство и право. 2018. № 7. С. 49-56.
17. Юрчук В.С. Развитие России как демократического государства: противоречия и тенденции // Научные труды Московского университета имени С.Ю. Витте Сборник научных статей. Под редакцией Н.Г. Малышева, А.В. Семенова. Москва, 2018. С. 233-240.