Фрагмент для ознакомления
2
Корея в мае 1961 года через государственный переворот. Это событие стало началом 30-летнего периода правления военных в стране.
Пак Чжон Хи правил страной 18 лет, переизбираясь в 1967-м и 1971-м годах, и время его правления связывается в истории Южной Кореи с понятием «корейского экономического чуда» . Именно правление Пак Чжон Хи является тем периодом, когда страна прошла сложный путь от авторитарного военного режима к демократическому режиму «корейского типа». Авторитарный военный режим был для страны во многом губителен – под воздействием идеологии чучхесон были репрессированы более 20 тысяч человек, цвет южнокорейской интеллигенции.
В 1972 году Пак Чжон Хи принимает решение сконцентрировать в своих руках все рычаги власти для обеспечения политической стабильности, достижения экономического превосходства над Северной Кореей и выхода республики на уровень развитых стран мира . Формируется Национальное собрание объединения и принимается новая конституция «Юсин», узаконившая диктатуру президента и продлевающая его власть на неограниченный срок. Именно в этот период формируется доктрина Чучхесон, идеологическая основа конституции, провозглашающая дух национальной независимости и самостоятельности, базирующийся на собственных народных силах страны и на самообороне против внешних врагов, однако, в противовес чучхе Северной Кореи, чучхесон Южной Кореи опирается на жесткий антикоммунизм и обращение к капиталистическим ценностям. В середине 1960 – х гг. выработка «идеологии с корейской спецификой» началась и в Республике Корея. Она получила название чучхесон.
«Президент Пак Чжон Хи, пришедший к власти в результате военного переворота 16 мая 1961 г., взял курс на всестороннюю модернизацию страны. Стремясь к легитимации своего правления и проводимого им политического курса, он сформулировал программу модернизации Кореи в своих трудах «Путь нашей нации: идеология социальной реконструкции» (1962) и «Страна, революция и я» (1963). В дальнейшем усилиями самого Пака и ряда южнокорейских теоретиков – Хан Сын Джо, Пэк Ван Ги, Ким Ун Тхэ и других - была создана идеология чучхесон. Идеологи чучхесон стремились соединить приверженность корейским национальным традициям с идеей модернизации Южной Кореи, превращения её в современное государство. Апогей торжества этой идеологии пришёлся на 1972 – 1979 гг» .
Чучхесон Южной Кореи основывается на идеалах военной революции и ценностях конфуцианства:
1) Трудолюбии, как основе деятельности трудового народы Южной Кореи,
2) Дисциплине, как основе всего процесса революции в жизни страны,
3) Патриотизме, как основе жизни каждого гражданина,
4) Преданности государству и семейно-родовому клану.
Основными чертами чучхесон можно назвать следующие, по мнению А.А. Галиева и А.М. Сакеновой вполне традиционалистские для националистического корейского общества черты, определившие особенности модернизации страны:
1) «сохранение традиционного характера принятия решений через достижение общественного консенсуса;
2) явно выраженный корпоративный характер демократических процедур;
3) воспроизводство особого мировоззрения и национального духа, изначально не соответствующих либеральным представлениям о личной свободе и общественных интересах;
4) исключительно важная роль образования;
5) терпимость, бережливость, усилия по поддержанию порядка и гармонии в обществе» .
Благосостояние граждан Южной Кореи, основанное на идеологии чучхесон и американской помощи, росло, но режим оставался репрессивным, что привело к обострению политической ситуации и убийству в 1979 году Пак Чжон Хи. За этим событием последовал серьезнейший политический кризис в стране, приведший к государственному перевороту и смене Конституции, а также постепенному ослаблению диктаторских методов руководства страной.
Итак, можно отметить, что в период с начала 20 столетия государство Корея претерпела серьезные изменения. Страна была поделена по 38 параллели, расколовшись на два государства, КНДР и РК, каждое из которых объявило основополагающей идеологию, основанную на главенстве человека в мире – чучхе и чучхесон. Обе доктрины являются тоталитарными по своей сути, однако, не смотря на их схожесть, страны пошли по разным путям развития.
Глава 2. Сравнительный анализ идеологий и их реализации
По мнению А. Курмызова, с 1948 года РК и КНДР находились в состоянии вражды, и находятся в нем, по сути, до сих пор, так как стоят на противоположных идеологических позициях – социализма и антикоммунизма .
Однако, это не мешает двум идеологическим доктринам и связанным с ними путям развития стран Корейского полуострова времен режимов Ким Ир Сена в Северной Корее и Пак Чжон Хи в Южной иметь массу схожих черт. Рассмотрим их подробнее:
1) авторитарность режимов – и в РК, и В КНДР в период главенства чучхе/чучхесон наблюдались авторитарные режимы, основанные на беспрекословной преданности народа вождю.
2) Методы ведения пропаганды, среди которых, по мнению А.В. Проворова и А.А. Фасоли, можно выделить следующие :
- «проведение политики жесткой информационной самоизоляции;
- полная монополия официальных правительственных органов на информацию;
- жесткий информационный контроль;
- высокая интенсивность пропаганды;
- культ личности вождя, его обожествление;
- особая структура государства и наличие новой правящей элиты из числа чиновников – функционеров правящей партии;
- беспримерный репрессивный аппарат и всяческое подавление свободы личности;
- милитаризация общества, распространение на гражданское общество многих элементов военной культуры – главным образом, ее командно-административного элемента;
- разрыв с традиционной культурой и замена ее искусственным культурным слоем;
- нормированное распределение благ, товаров и услуг;
- отсутствие какого бы то ни было плюрализма или даже социальных структур, представляющих альтернативу государству (включая семью);
- стабильность основных тезисов идеологической платформы» .
3) общие условия начала развития государств – общие настроения национал-реформаторства в начале 1920- х годов, раскол полуострова на два государства, «холодная война», националистические идеи в основе доктрин, влияние стран-опекунов на развитие обеих Корей.
Однако, здесь можно выделить и различия – Северная Корея оказалсь под влиянием СССР и Китая, которые придерживались коммунистических взглядов, в то время как Южная Корея оказалась под влиянием США, что повлияло на формирование антикоммунистических взглядов: и КНЖР и РК на первых этапах своего развития старались придерживаться взглядов стран-опекунов, подчеркивая, что их идеология близка этим странам.
4)общие условия для развития армий, спецподразделений и спецслужб – укрепление самообороны и формирование «образа врага» - жителя другой стороны 38 параллели.
5) Влияние общей культурной и исторической ситуации, прежде всего, конфуцианства, совместной истории в период существования единой Кореи, а также религиозной доктрины чхондогё.
6) ориентация обеих стран не на права человека, а на конфуцианскую доктрину стабильности и гармонии в обществе, что вызвало к жизни понимание человека, как целого народа, и оправдание необходимости преданного служения вождю, как опоры стабильности в стране.
7) ощущение государства, как большой семьи, что также соответствует конфуцианским идеям, - ограничение свободы личности подразумевается, так как личность находится в иерархии в качестве «младшего члена семьи». Вообще иерархическое подчинение в семье полностью переносится на общество в целом, что делает отдельных членов общества «младшими», то есть, несамостоятельными, хотя провозглашается самостоятельность человека – не отдельной личности, а народа в целом.
8) синтез ценностей внешних культур с традиционными ценностями Корейского полуострова в особо корейской специфике идеологии: марксизм-ленинизм и конфуцианство в Северной Корее, идеи модернизации и конфуцианство в Южной Корее.
9) общая идея самобытности пути корейского народа, независимости развития от внешних факторов, самостоятельность и творчество в решениях народа в противовес «низкопоклонству» перед другими государствами, максимальная национальная самобытность. Однако, если Ким Чен Ир видит в этом коллективистские ценности, Пак Чжон Хи делает акцент на демократические ценности, хоть и специфического корейского порядка, «кореизированной демократии». И в том, и в другом случае пропагандируется усиление роли государства в жизни общества, и национальная специфика провозглашается оправданием для ухода от либеральных ценностей европейского общества.
По мнению А. Курмызова, можно говорить о том, что южнокорейская идеология во многом совпадает с северокорейской . В качестве примера исследователь приводит выдержки из статей Пак Чжон Хе, сравнивая их со
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Актуальные проблемы Корейского полуострова: Сб. науч. ст. – М.: ИДВ РАН, 1996.
2. Асмолов К. Генерал Пак Чон Хи. Очерк политической биографии // Сеульский вестник. 2003. - № 77-80.
3. Баллод Ж.О. Становление гражданского общества в РК // Корея: новые горизонты. – М.: ИДВ РАН, 2005.
4. Воронцов А. Новые подходы в России к оценке режима Пак Чжон Хи. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.journal-neo.com.
5. Галиев А.А., Сакенова А.М. Модернизация. Южная Корея // Известия КазУМОиМЯ. - 2015. - С. 145-151.
6. Ершова, Е. В. Религиозное общество «Чхондогё»: история, политика, идеология // Роль религиозного фактора в жизни корейского общества / Под ред. И. А. Толстокулакова. – Владивосток: изд-во Дальневост. ун-та, 2004.
7. Идеи Чучхе в мировом революционном процессе. Союз сторонников идей Чучхе. Группа «В Контакте». [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://vk.com/pages?oid=-41636921&p=
8. История общественно-политической мысли Кореи: учебная программа / Сост. И. А. Толстокулаков. – Южно-Сахалинск: СахГУ, 2011. – 44 с.
9. Ким Дэ Чжун. Новое начало / Ким Дэ Чжун. – М.: Фонд сотрудничества с Республикой Корея – «Республика», 1998.
10. Ким Чен Ир. Линия сонгунской революции - это великая, революционная линия нашей эпохи, всепобеждающее знамя нашей революции/ Ким Чен Ир. - Пхеньян: Издательство литературы на иностранных языках, 2007. - 24с.
11. Ким Чен Ир. Об идеях чучхе /Ким Чен Ир. - Пхеньян: Издательство литературы на иностранных языках, 2008 . - 88с.
12. Ким Чен Ир. Философия Чучхе - самобытная философия революции/Ким Чен Ир. - Пхеньян: Издательство литературы на иностранных языках, 1997 . - 18с.
13. Ким. Н. Северная и Южная Корея: история разделения. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://postnauka.ru/faq/60783
14. Курбанов, С.О. Идеи Чучхе: Конфуцианская традиция / С.О. Курбанов// Восточная коллекция. - 2001. - №4 (7). - C.58-66. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://all-on-korea.narod.ru/modernjuche.html.
15. Курмызов А. Идеи чучхе и идеология чучхесон: попытка сравнительного анализа. Режим доступа: https://makkawity.livejournal.com/1042989.html
16. Ланьков, А.Н. С новым вождем! Как изменится политика КНДР после смерти Ким Чен Ира. [Электронный ресурс] Режим доступа:http://work-way.com/kak-burguaznie-cmi-formiruyt-negativny
17. Ли В.Ф. Теринистый путь к реальной демократии и либеральной экономике // Полвека без войны и мира: Корейский полуостров глазами российских ученых. – М.: Центр изучения современной Кореи, 2003.
18. Майерс Б.Р. Чучхе: северокорейский миф. - Busan: Sthele press, 2015. -289 p.
19. Марков, В. М. Республика Корея. Традиции и современность в культуре второй половины ХХ в. Взгляд из России / В. М. Марков. – Владивосток: изд-во Дальневост. ун-та, 1999.
20. Мишин, В.Ю. Особенности северокорейского национализма /В.Ю. Мишин // Россия и АТР. - 2014. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-severokoreyskogo-natsionalizma
21. Панина, И. Ю. Политика приоритета армии (сонгун) в КНДР: истоки, сущность и формы проявления / И.Ю. Панина // Теория и философия политики, история и методология политической науки. - М.: 2011. - 19 с.
22. Социалистическая Конституция Корейской народно-демократической республики. Принята на I сессии Верховного Народного Собрания КНДР пятого созыва 27 декабря 1972 года, с изменениями от III сессии Верховного Народного Собрания КНДР девятого созыва 9 апреля 1992 года [Электронный ресурс]. Режим доступа: vkpb.ru/old/kndr/const_kndr.shtml.
23. Толстокулаков И. Политическая модернизация в посттрадиционном обществе (на примере Южной Кореи): автореф. дисс. …д.и.н. - Владивосток, 2009. - 26 с.
24. Толстокулаков, И. А. История общественно-политической мысли Кореи / И. А. Толстокулаков. – Владивосток: изд-во ДВГУ, 2007.
25. Тягай, Г. Д. Формирование идеологии национально-освободительного движения в Корее / Г. Д. Тягай. – М.: Наука, 1983.