Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы курсовой работы состоит в том, что на современном этапе развития общества
выявлена тенденция к ухудшению состояния здоровья детей в разных регионах страны. Одной из
основных причин высокой заболеваемости у детей в России является низкий уровень двигательной
активности.
Привлечение к активной двигательной деятельности, закаливанию, подвижного образа жизни с
целью сохранения и укрепления здоровья детей, нужно начинать в раннем возрасте. Плавание
является, также, одним из основных средств физического воспитания учащейся молодежи,
улучшения ее здоровья, подготовки к будущей профессиональной деятельности.
2
О положительном влиянии плавания на организм человека написано и научно доказано немало
трудов. Занятия плаванием способствуют физическому развитию человека, помогают сохранить или
скорректировать правильную осанку, а также являются отличным средством закаливания.
Несмотря на то, что за последние 10 лет в нашей стране число плавательных бассейнов существенно
возросло (особенно в мегаполисах), исследования РАПБ (российской ассоциации плавательных
бассейнов), говорят о том, что процент не умеющих плавать детей в целом по стране по-прежнему
остается высоким. Это в большинстве своем является причиной всех несчастных случаев с детьми на
открытых водоемах, а также во время летнего отдыха в плавательных бассейнах, аквапарках.
Одной из причин такой ситуации, наряду с недостаточным количеством бассейнов, является
невысокое качество и несколько устаревшая система обучения, не вписывающая в рамки
современного ритма жизни. Процесс обучения плаванием занимает длительные сроки, а
загруженность современных школьников растет из года в год. Таким образом, возникает
необходимость в разработке более эффективной методики обучения, поиске новых средств и
методов, которые будут целенаправленно воздействовать на постановку техники плавания при
обучении.
В настоящее время на рынке товаров для плавания представлено множество современных
технических средств, с помощью которых, при грамотном применении, возможно, не только
совершенствовать технику плавания, но и применять их на начальных этапах обучения. Поэтому
поиск новых приемов и методов обучения плаванию, а также получение навыков плавания,
используя при этом различные средства и методы обучения людям разного возраста, остается
актуальным и сегодня.
Цель исследования- разработать методику обучения плаванию младших школьников
Объект исследования- процесс начального обучения плаванию младших школьников
Предмет исследования- методика обучения плаванию детей, которые не умеют плавать
Задачи:
• Изучить методику обучения плаванию
• Разработать порядок обучения
• Выявить главные проблемы в процессе обучения и решить их.
Методы исследования -теоретические: анализ и обобщение научно-методической литературы по
теме работы, сравнение, классификация, обобщение.
3
ГЛАВА I.ОБЗОР НАУЧНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ПО ТЕМЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
1.1.Методика обучения плаванию
Плавание как средство влияния на общее состояние имеет неоценимый оздоровительный эффект.
Занятия плаванием повышают тонус сердечно-сосудистой, дыхательной, нервной систем организма.
В наше время, когда учебная нагрузка очень высока, подвижные игры в воде и плавание должны
способствовать успокоению и уравновешиванию учеников. Занятия в воде влияют на формирование
правильной осанки и способствуют исправлению нарушений опорно-двигательного аппарата
[20,22,25].
Дети, в силу специфических особенностей растущего организма, особенно чувствительны к
физическому воздействию окружающей среды, в частности к плаванию. Особенность влияния
водной среды на организм ребенка определяется физическими свойствами воды, такими как:
физические и химические свойства: объемный вес, плотность, вязкость.
Организм ребенка при плавании (погружении в воду) функционирует в более облегченных условиях,
по сравнению с сушей. Особенно это отражается на работе сердечно-сосудистой системы. Это
определяется следующими факторами: состояние «гидроневесомости», которое приводит к
расширению полостей сердца, облегчению питания миокарда, снижению ЧСС и т.д.; горизонтальное
положение тела, которое способствует улучшению венозного оттока и перераспределению крови
внутри сосудистого русла.; отсутствие статических напряжений, массажное действие потока воды,
тем самым способствующее лимфодренажу. Благодаря этому фактору происходит дополнительный
приток крови к внутренним органам, в том числе и к сердечной мышце, из сосудов кожных покровов
[15,20].
В плавании, при правильной организации учебного процесса, наблюдается увеличение
нормотонический реакций со стороны сердечно-сосудистой системы. При выполнении физических
нагрузок отсутствие электрокардиографических и рентгенографических признаков острого и
хронического перенапряжений сердца свидетельствует о положительном влиянии физических
нагрузок при обучении и тренировке в плавании.
Занятия плаванием укрепляют опорно-двигательный аппарат ребенка, развивают координацию
движений. Они своевременно формируют «мышечный корсет», предупреждая искривления
позвоночника. Также необходимо отметить, что при занятиях плаванием практически отсутствует
опасность травмирования опорно-двигательного аппарата. Занятия плаванием способствуют
уменьшению лишних жировых отложений. В то же время у очень худых детей эти занятия
способствуют увеличению подкожного жира, что вместе с увеличением силы и объема мышц
улучшает осанку[3,5].
4
Дети, которые регулярно занимаются плаванием, заметно отличаются от сверстников, не
занимающихся спортом: они выше ростом, имеют более высокие показатели ЖЕЛ, гибкости и силы,
меньше подвержены простудным заболеваниям.
Давление воды в область грудной клетки во время ныряния способствует развитию более глубокого
дыхания. Глубокое дыхание в плавании - это профилактика заболевания верхних дыхательных путей.
Во время ныряния вода попадает в нос, что способствует очищению носоглотки. Нахождение в воде
расценивается как состояние «гидроневесомости». Во время плавания активизируется кровоток,
давление воды действует на кровеносные сосуды кожного покрова, что приводит к облегчению
кровообращения. Вода положительно влияет на организм ребенка, снабжает его мышцы большим
количеством кислорода, массажирует их и расслабляет.
Если ребёнок занимается любым другим видом спорта, можно пронаблюдать неодинаковую работу
ног и рук, например, при упражнениях с мячом, ребенок использует только одну «ведущую» сторону
(правая рука, правая нога и наоборот). Благодаря совместной работе ног и рук во время занятий в
бассейне быстрее развивается координация движений. Занятия плаванием также способствуют
укреплению корковых отделов центральной нервной системы, которая еще не устойчива. Задержка
дыхания во время ныряния стимулирует кровообращение мозга, а значит, улучшает его трофику.
Необходимо учитывать, что плавание может выступать и как средство борьбы со стрессом. Занятия в
бассейне, в том числе, способствуют восстановлению
Фрагмент для ознакомления
3
1. Безотечество, К.И. Гидрореабилитация [Электронный ресурс]: учеб. пособие модуля
дисциплины «Технологии физкультурно-спортивной деятельности» /К.И. Безотечество.-М.: ФЛИНТА,
2016.- 156 с.
2. Булгакова, Н. Ж. Игры у воды, на воде, под водой / Н.Ж. Булгакова. - М.: Физкультура и спорт,
2000. - 990 c.
3. Вилон, О.Н. Построение программ обучения плаванию дошкольников /О.Н.
Вилон//Современные концепции развития науки.-2018.-С.132-136.
4. Ганчар, И.Л. Плавание: Теория и методика преподавания: Учебник / И.Л. Ганчар. – Минск,
2015. –356 с. 160.
5. Гончар И.Л. Плавание: теория и методика преподавания // Учебник для студентов пед. ин-тов.
Мн.: Полымя, 2020.- 350 с.
6. Дякин, Д.С. Виды закаливания. Влияние закаливания на организм человека /Д.С. Дякин
//Актуальные проблемы физической культуры и безопасности жизнедеятельности.-2016.-С.44-45.
7. Зоитова, Г.М. Средства двигательной активности: плавание детей дошкольного возраста/Г.М.
Зоитова//Современные технологии в физическом воспитании и спорте.-2018.-С.241-244.
8. Капотов, П. П. Обучение плаванию / П.П. Капотов. - М.: Воениздат, 2018. - 498 c.
9. Кардамонова, Н. Н. Плавание: лечение и спорт / Н.Н. Кардамонова. - М.: Феникс, 2001. - 320 c.
5
10. Коновалов, Е. Д. Ты - сильнее воды! : науч. изд. / Е. Д. Коновалов. - Москва : Эксмо, 2015. - 48 с
11. Котляров, А.Д. Теоретические и методические аспекты плавания в системе физического
воспитания детей дошкольного возраста/ Котляров А.Д // Человек. Спорт. Медицина. - 2016. №3(58).
– С239-243.
12. Осокина Т.И. Методика оценки плавательной подготовленности детей: Диагностика
плавания. // Электронный ресурс: http://wiki.iteach.ru/images (дата обращения 10.12.2019).
13. Павлова, И.А. Плаваем, играем, здоровье укрепляем /И.А. Павлова //Актуальные проблемы
теории и практики физической культуры, спорта и туризма. Материалы VI Всероссийской научнопрактической конференции молодых ученых, аспирантов, магистрантов и студентов, посвященной
десятилетию победы Казани в заявочной кампании на право проведения XXVII Всемирной летней
универсиады 2013 года и 5-летию проведения Универсиады-2013: в 3 томах. 2018.- 762-764.
14. Петрова, Н.Л., Баранов В.А. Техника обучения детей с раннего возраста // Плавание. – М.:
«Издательство ФАИР», 2008. – 120 с.
15. Плавание. Упражнения для обучения и совершенствования техники всех стилей. - М.:
Попурри, 2013. - 274 c.
16. Плавание. Характерные особенности плавания. // Электронный ресурс. http://to-swim.ru (дата
обращения (19.05.2020).
17. Попов, Г.И. Биомеханические основы создания предметной среды для формирования и
совершенствования спортивных движений: автореф. дис. д-ра пед. наук. М., 1997. 25 с.
18. Семенов, Ю.А. Навык плавания каждому (из опыта программированного обучения плаванию).
М.: Физкультура и спорт, 1983. 144 с.
19. Спортивное плавание. Путь к успеху. В 2 книгах (комплект из 2 книг). - М.: Олимп, 2011. - 324
c.
20. Столмакова, Т.В. Система обучения плаванию детей дошкольного возраста / Т.В. Столмакова.
- М.: Детство-Пресс, 2011. - 191 c.
21. Физиология человека: учеб. Пособие /А.А. Семенович [и др]; под ред. А.А. Семеновича. – Мн.:
Выш.шк., 2020. – 544 с.
22. Чертов, Н.В., Теория и методика плавания. //Учебник для студентов Южного федерального
университета. – Ростов - на Дону: Издательство Южного федерального университета, 2011. - 452 с.
23. Шлячков, Р.А. Методика ускоренного обучения плаванию детей младшего школьного
возраста: кроль на груди, кроль на спине: автореф. дис. канд. пед. Наук. Тамбов, 2006. 123 с.
24. Шпак, В.Г. Теория и методика физического воспитания детей младшего школьного возраста.
ВГУ им. П.М. Машерова, 2020. – 120 с.
25. Шульгина, К.А. Влияние плавания на организм детей грудного возраста /К.А. Шульгина
//Тезисы докладов научной конференции студентов и молодых ученых ВУЗов Южного Федерального
округа.-2019.-С.71.