Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Инновации и интерактивные технологии в современном искусстве является актуальным
вопросом для научного исследования. Указанная проблема является достаточно широкой,
поэтому должно осуществляться на основе теоретического анализа (обычно с указанием
отдельных практических примеров в сфере искусства). Как можно убедиться, проанализировав
профессиональную литературу, существует множество определений термина «инновации»,
большинство из которых могут быть применены, к той или иной, художественной сфере. В
2
наиболее общем понимании инновации в искусстве целесообразно трактовать как антипод
традиций.
Говоря о технологиях в контексте проблематики данной публикации необходимо, очевидно,
акцентировать внимание именно на инновационных технологиях, поскольку определённые
технологии существовали в искусстве всегда, начиная с момента его зарождения на заре
истории человечества. В то же время речь должна идти, прежде всего, о тех технологиях,
которые своим началом фактически перечеркнули традиционное развитие искусства, привели к
появлению принципиально новых концепций, стилей, направлений, художественной и
образной речи.
По нашему мнению, инновации и интерактивные технологии в современном искусстве, в
значительной степени, связаны с таким междисциплинарным и мировоззренческим
направлением как постмодерн (постмодернизм). Как и инновации, интерактивные технологи,
постмодернизм имеет весьма значительное число трактовок, которые совпадают в одном –
постмодерн является попыткой пересмотра (ревизии) всех предыдущих стилей, своеобразной
пародией на каждый из них.
Интерактивные технологии создают возможность в процессе деятельности центров
современного искусства познавать и общаться, сохранять и транслировать знания и опыт. Эта
возможность в корне меняет и расширяет природу циркуляции знания, накопления и
понимание опыта, что позволяет художнику, творческой личности формулировать совершенно
новые вопросы, ставить перед собой новые цели. Интерактивными технологиями, которые
активно используются в деятельности центров современного искусства, являются: мастерклассы; арт-кафе; встречи с писателями, художниками и т.д. (круглые столы, лектории); квесты;
организация творческих и деловых мероприятий; интерактивные экскурсии.
Цель исследования – проанализировать организационные условия внедрения цифровых
технологий в деятельность центров современного искусства.
Объект исследования – теоретические особенности внедрения цифровых технологий в
деятельность международных компаний в сфере искусства.
Предмет исследования – организационные условия внедрения цифровых технологий в
управление и деятельность центров современного искусства
Задачи исследования:
- изучить и описать особенности внедрения цифровых технологий;
- рассмотреть особенности управления и деятельности центров современного искусства;
- проанализировать деятельность международных компаний в сфере искусства по внедрению
цифровых технологий;
- охарактеризовать основные аспекты внедрения цифровых технологий в структуру управления
центров современного искусства.
Гипотеза – мир центров современного искусства можно рассматривать как площадки для
внедрения цифровых технологий, где связующими звеньями выступают художественные
3
артефакты. В процессе исследования определена целесообразность внедрения цифровых
технологий в деятельность центров современного искусства.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной
литературы.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ВНЕДРЕНИЯ ЦИФРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МЕЖДУНАРОДНЫХ КОМПАНИЙ В СФЕРЕ ИСКУССТВА
1.1. Цифровые технологии, особенности их внедрения
Понятие «инноваций» в деятельности центров современного искусства можем рассматривать
как в широком, так и в узком контексте. В широком смысле инновации составляют коренное
переосмысление традиционных музейных практик, места и роли музеев в обществе и культуре,
способствует дальнейшей эволюции музея как особого историко-культурного феномена,
позволяют ему, должным образом, отвечать на вызовы современности и оставаться
актуальными, прежде всего, для посетителя.
Ярким примером подобного инновационного музейного развития стало появление и
становление в середине 1980-х годов новой музеелогии. Эволюция взглядов на общественное
назначение музея привела к возникновению новой музейной идеологии, системы
представлений о музее как социокультурном институте, способном выполнять более активную
преобразующую роль в обществе. В результате существенной ревизии были подвергнуты
традиционные представления о музее.
Понятие «инноваций» в их узком смысле можно свести к использованию интернет-ресурсов,
аудиовизуальных, мультимедийных средств в экспозиционной и фондовой работе центра
искусства. Так, например, в 2015 году многие учреждения такого типа запустили новую
технологию Beacon. Посетитель загружает приложение для смартфона, который с помощью
bluetooth-технологии определяет точное его местоположение в музее или галереи – до
нескольких шагов. Приложение получает информацию о том, где находится человек и как
цифровой экскурсовод, отправляет вам полезную информацию об авторе и его работе,
учитывая аудио-, видеоматериалы, статьи и обзоры. С помощью Beacon можно отправлять
картинки и фотографии друзьям, через СМС или электронную почту, публиковать в социальных
сетях. Кроме того, так же, как и карты, Beacon – технология, которая помогает ориентироваться
в больших галереях .
В общем, цифровые технологии в экспозиционном пространстве современного центра
искусства используют в двух взаимосвязанных аспектах: в виде технической аппаратуры и как
экспонаты и музейные предметы. В первом случае, инновационный потенциал технической
аппаратуры служит для раскрытия сценария экспозиции, а цифровое оборудование выполняет
вспомогательную роль (цифровые этикетки, информационные киоски, звуковые эффекты и
др.).
Во втором случае, цифровому оборудованию или цифровому произведению отводится
центральная роль . В этом контексте мультимедиа в центре искусства становятся
4
самостоятельным объектом искусства. Специально созданные аудио-, видео- и
мультимедийные программы, технические возможности которых позволяют почувствовать
себя в «другой» реальности, приобретают вес перед посетителями наряду с традиционными
музейными экспонатами.
Вопрос об инновациях и технологиях в современном искусстве является актуальным для
научного исследования. Указанная проблема есть достаточно широкой, поэтому должна
осуществляться на основе теоретического анализа (обычно с указанием отдельных
практических примеров в сфере искусства). Как можно убедиться, исследовав
профессиональную литературу, существует множество определений термина «инновации»,
большинство из которых вообще может быть применена к той
Фрагмент для ознакомления
3
1. Абрамешин, А.Е. и др. Инновационный менеджмент /А.Е. Абрамешин, Т.П. Воронина, О.П.
Молчанова, Е.А. Тихонова, Ю.В. Шленов. – М.: Вита-Пресс, 2001. – 110 с.
2. Абрамешин, А.Е. и др. Инновационный менеджмент /А.Е. Абрамешин, Т.П. Воронина, О.П.
Молчанова, Е.А. Тихонова, Ю.В. Шленов. – М.: Вита-Пресс, 2001. – 110 с.
3. Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие: Сокр. пер. с англ. В.Н.Самохина /
[Электронный ресурс]. – Изд.«Прогресс», М. – 1974. – Режим доступа: http://soulfoto.ru/photo_books.1974.pdf. Дата обращения: 23.05.2020 .
4. Балабанов И. Т. Инновационный менеджмент / И.Т. Балабанов. – СПб. : Питер, 2001. – 304
с., с. 77
5. Березина М.А., Жущиховская И.С. Новый подход к созданию инсталляций / М.А. Березина,
И.С. Жущиховская // Изобразительное искусство, дизайн среды и предметный дизайн.
[Електронний ресурс]. – Режим доступа: http://pnu.edu.ru/media/nionc/articles-2019/06-
17_Березина_М.А._Жущиховская_И.С..pdf. Дата обращения: 23.05.2020 .
6. Галеева Т. Художественные практики ХХ века как школа толерантности / Т.Галеева, А.
Прудникова. – Екатеринбург, 2008. – 232 с., с. 11.
7. Гвишиани Д. М. Диалектика и системный анализ / Д.М. Гвишиани. – М. : Наука, 2006. – 321
с., с. 65.
8. Друкер П. Ф. Задачи менеджмента в XXI веке: пер. с англ. / П. Ф. Друкер. – М. : Вильямс,
2007. – 235 с.
9. Казакова С. Science art: к вопросу о критериях качества произведения современного
искусства / Светлана Казакова // Искусствознание. – Москва, 2012. – № 3-4. – С. 592-598.
5
10. Литвина, Т. В. Дизайн новых медиа : учебник для вузов / [Электронный ресурс] // Т. В.
Литвина. – 2-е изд., испр. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2018. — 249 с. – Режим доступа:
https://biblio-online.ru/bcode/423119. Дата обращения: 23.05.2020 .
11. Милютина, Ю. С. Дискуссионные вопросы определения понятий «инновация» и
«нововведение» / Ю. С. Милютина // Университетские научные записки. – 2011. – № 4. – С. 454-
462.
12. Молчанова, Л. А. Инновации в живописи второй половины ХХ века / Л. А. Молчанова //
Мир науки, культуры, образования. – 2011. – № 6 (31). – С. 201-202.
13. Молчанова, Л. А. Понятия «инновация» и «традиция» в искусстве / Л. А. Молчанова //
Снитковские чтения. – Барнаул : Алтайский дом печати, 2010. – С. 37-43.
14. Непомнящий, А. В. Инновационное образование: достижения и перспективы / А. В.
Непомнящий, B. И. Писаренко // Высшее образование сегодня. – 2007. – № 7. – С. 14-19.
15. Новая инсталляция Дуга Уилера: взгляд в бесконечность / [Электронный ресурс]. – Режим
доступа: https://www.buro247.kz/lifestyle/design/novaya-installyatciya-duga-uilera-vzglyad-vbeskonechnost.html. Дата обращения: 23.05.2020 .
16. Новые технологии, которые заставят “миллениалов” ходить в музеи // МАРТ. Технологии и
маркетинг для музеев [Електронний ресурс]. – Режим доступу: http://martmuseum.ru/mart_articles/new_ technology_involving_visitors/. Дата обращения: 20.06.2019.
17. Свет, пространство и Джеймс Таррелл / [Электронный ресурс]. – Режим доступа:
http://bestin.ua/culture/art/svet-prostranstvo-i-dzhejms-tarrell/. Дата обращения: 23.05.2020 .
18. Сидоренко В. К проблемам разработки и использование новейших художественных
технологий в современной художественной практике / Виктор Сидоренко // Современное
искусство. – Наук. зб.- К .: Феникс, 2012. – Вып. VIИИ. – 368 с. – С. 309-320.
19. Сколота З. Н. Современное искусство: формы и технологии // Молодой ученый. – 2013. –
№11. – С. 852-856.
20. Смирнова, Т. А. Цифровые технологии в экспозиционном пространстве музея:
современные тенденции и перспективы / Т. А. Смирнова // Вестник ЯрГУ. Серия Гуманитарные
науки. – 2012. – № 4/1 (22/1) – С. 14–18.
21. Старовойт, А. В. Креативная природа инновационной культуры / В. Старовойт // Вестник
Института развития ребенка. Сер.: Философия, педагогика, психология. – 2014. – Вып. 32. – С. 36-
42.
22. Худяков Константин / [Электронный ресурс]. – Режим доступа:
https://www.erarta.com/ru/museum/collection/artists/detail/author-00513/. Дата обращения:
23.05.2020 .
23. Шумптер, Й. Теория экономического развития / Й. Шумптер. – М. : Эксмо, 2007. – 386 с., с.
114.
6
24. Эпштейн М. Н. Знак пробела: О будущем гуманитарных наук / М. Н. Эпштейн. – М. : Новое
литературное обозрение, 2004. – 864 с.
25. http://azbuka.gif.ru/critics/iz-zhizni-installyatsiy/. Дата обращения: 23.05.2020 .
26. http://xn----7sbbap3bjymud.xn--p1ai/painter/view?id=19. Дата обращения: 23.05.2020 .
27. https://24smi.org/celebrity/2825-aslan-ahmadov.html. Дата обращения: 23.05.2020 .
28. https://habr.com/ru/company/mailru/blog/403987/. Дата обращения: 23.05.2020 .
29. https://plumsfest.ru/stain/. Дата обращения: 23.05.2020 .
30. https://tournavigator.pro/82. Дата обращения: 23.05.2020 .
31. https://www.culture.ru/materials/50729/vysokie-tekhnologii-v-sovremennykh-muzeyakh. Дата
обращения: 23.05.2020 .