Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Известно, что словообразование (или деривация) – это явление
образования новых слов.
При этом графодеривация — это словообразование за счет графических
приемов языковой игры [1].
2
Активное изучение графодеривации началось в последнее десятилетие ХХ
в. и было обусловлено широким распространением в русских письменных
текстах языковой игры с графоорфографической формой слова [2].
В последние годы лингвистика изучает графиксаты в основном как вид
языковой игры. В трудах современных российских лингвистов под
«языковой игрой» понимаются многообразные проявления языкового
творчества, использующего средства и приемы различных языковых
уровней с целью достижения определенного эстетического и
художественного эффекта.
Языковая игра рассматривается «в качестве особой формы
лингвокреативного мышления, основанного на способности говорящих к
актуализации и переключению (нарушению) ассоциативных стереотипов
порождения, восприятия, употребления языковых знаков» [3, с.4].
Сфера распространения графиксатов (то же, что и графодеривация) в
русской письменной коммуникации чрезвычайно широка. Изучение
графодеривации началось с языка публицистического и художественного
дискурсов [4-7]
При этом графические средства постоянно развиваются, а так как приемы
языковой игры приобретают все более заметное влияние в современном
мире, то и приемы словообразования являются важной темой для
изучения. Следовательно, работа, цель которой исследование
графодеривации в системе синхронного словообразования, является
актуальной.
Объектом данного исследования является графодеривация, а предметом –
система синхронного словообразования.
Так как данное исследование посвящено графодеривации, то основным
материалом исследования послужили труды Т. А. Гридиной, Т. В.
Поповой, Д. В. Гугунава, В. П. Изотова, Л. В. Щерба [1, 3, 8-10] и др.
Для достижения поставленной цели были сформулированы следующие
задачи:
- охарактеризовать деривацию как лингвистическое средство языковой
игры;
- привести специфику синхронного словообразования;
- проанализировать графодеривацию как вид языковой игры;
- исследовать графодеривацию в синхронном словообразовании.
3
Метод исследования в данной работе – анализ источников, а также,
интегральный метод, который позволяет сделать общее заключение на
основе отдельно полученных выводов.
Теоретическая значимость данного исследования заключается в том, что
полученные теоретические результаты могут быть использованы при
дальнейшем исследовании графодеривации в языковой игре.
Практическая значимость данного исследования заключается в том, что
полученные результаты могут быть применены в практике
словообразования.
Структура данного исследования состоит из введения, двух глав,
заключения и списка используемой литературы.
Глава 1 Особенности словообразования как деривации
1.1. Деривация как лингвистическое средство языковой игры
Языковая игра — сознательное нарушение языковой или узуальной нормы,
направленное на повышение выразительности речи или создание
комического эффекта.
Языковую игру можно назвать универсальным явлением в том смысле, что
оно встречается и в устной, и в письменной речи и охватывает все уровни
языка (рис.1).
Языковая игра широко применяется в народном творчестве (частушках,
скороговорках, дразнилках, загадках, анекдотах), художественной
литературе (в первую очередь пародиях, фельетонах, произведениях для
детей), публицистических текстах, методических пособиях для
преподавания языков, рекламе и бытовом общении. Разнообразны не
только сферы ее использования, но и приемы, с помощью которых она
создается (рис.1).
Возможности языковой игры обусловлены исключительной подвижностью
словообразования и невозможностью проведения жестких границ между ее
потенциями и фактической реализацией.
Как видно из рис.1, словообразование (или деривация) является приемом
языковой игры.
4
При этом система словообразования – сложная иерархическая организация
[11]. В ней противопоставляются единицы разной структуры и разной
сложности.
К способам словообразования относятся:
- морфологический;
- лексико-синтаксический;
- морфолого-синтаксический;
- лексико-семантический.
5
Рисунок 1 Приемы языковой игры
Фрагмент для ознакомления
3
1. Попова Т. В. Графодеривация в русском словообразовании конца ХХ
- начала ХХ1 в. // Русский язык: исторические судьбы и современность. III
Международный конгресс исследователей русского языка. Труды и
материалы. - М., 2007.
2. Иванова Г. А. Графические окказионализмы в современном русском
языке (К постановке проблемы) // II Международная конференция
«Русский язык и литература в международном образовательном
пространстве: современное состояние и перспективы»: к 55-летию
преподавания русского языка в Испании / под ред. Рафаэля Гусмана
Тирадо, Л. Соколовой, И. Вотяковой. Т. 1. Доклады и сообщения. –
Гранада, 2010.
3. Гридина Т. А. Языковая игра: стереотип и творчество. –
Екатеринбург, 1996.
4. Арутюнова Н.Д. (1998), Дискурс / Лингвистика. Большая
энциклопедия: под ред. В. Н. Ярцева, Научное издательство «Большая
русская энциклопедия». – 136 с.
5. Dijk, T. Van (2007), The study of discourse: an introduction / Discourse
Studies (Sage Benchmarks in Discourse Studies). – 5 vols. – London: Sage, pp.
xix-xlii.
6
6. Пирогова Ю.К. Рекламный текст, семиотика и лингвистика
[Электронный ресурс]
file:///C:/Users/User/Desktop/Reklaminy%20Text/Reklamny_text_semiotika_i_l
ingvistika.pdf
7. Kluev,Iu. V., Discourse in mass-communication (interdisciplinary
characteristics, perspectives, approaches) // Vestnik SPBU. Series 9. Philology.
Oriental Studies. Journalistics. , №1. 2013, P.207-217
8. Гугунава Д. В. Специфика словопроизводства в литературной
критике произведений постмодернизма.): дис.… канд. филол. наук. –
Нижний Новгород, 2003.
9. Изотов В. П. Параметры описания системы способов русского
словообразования: монография. – Орел,
10. Щерба Л.В. Языковая система и речевая деятельность. - Л., 1974.
11. Бутакова, Л. О. Морфемика и словообразование современного
русского языка: Учебное пособие / Л. О. Бутакова. — М.: Флинта: Наука,
2012. — 232 с.
12. Маркелова Т. В., Петрушина М. В. Языковая игра как основа
интернет-мема: оптимизация коммуникации в социальных сетях // Язык и
речь в Интернете: личность, общество, коммуникация, культура: сборник
статей II Международной научнопрактической конференции. Москва,
РУДН, 29-30 марта 2018 г.: в 2 т. / под общ. ред. А.В. Должиковой, В.В.
Барабаша. – М.: РУДН, 2018. Т.2. – стр. 85-94.
13. Марузо Ж. Словарь лингвистических терминов. М., 1960.
14. Попова Т. В. Русские графиксаты как объект неографии ХХI в. //
Вестник Днепропетровского государственного университета. № 11 2013.
Том 21. Сер. Языкознание. Выпуск 19, т. 1. Днепропетровск, 2013.
15. Попова Т. В. Графиксация как новое явление в языке и научной
когниции // Вестник Челябинского государственного университета. Сер.:
Филология. Искусствоведение. Вып. 57. Челябинск, 2011.
16. Попова Т. В. Графодеривация: варьирование слова или
словообразование? // Предложение и Слово. Книга 2: Материалы IV
Международного научного семинара «Развитие словообразовательной и
лексической системы русского языка», Саратов, 14–16 октября 2010 г. –
Саратов, 2010.
7
17. Базылев В.Н. Графодеривация как воздействующий потенциал и как
объект исследования в юрислингвистической экспертизе // Вопросы
психолингвистики. 2016. № 3 (29). С. 26–36.