Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность исследования заключается в том, что успешность профессиональной деятельности во многом зависит от возможностей сотрудника освоить новую среду, в которую он попадает на рабочем месте.
Конформное поведение сотрудников к условиям работы является важной общенаучной проблемой, которая исследуется на физиологическом, индивидуально-психологическом и социально-психологическом уровнях. Приспособление сотрудников сопровождается трудностями в работе, возникновение которых обусловлено объективными противоречиями между наличным уровнем готовности к осуществлению трудовой деятельности на рабочем месте и требованиями работодателя. Обострение противоречий адаптационного периода факторами новизны трудовой коммуникации, объема информации, специфики взаимодействия с коллегами выражается в ситуациях сложности рабочих ситуаций повышенной утомляемости, нехватки времени, несогласованности взаимной ответственности при выполнении коллективной деятельности, отсутствия регламентации и контроля со стороны руководства сопровождается отрицательными эмоциональными состояниями тревожности, чувством неполноценности, несостоятельности, беспомощности. Как следствие, могут возникать многочисленные конфликты, что обусловливает необходимость изучения направлений влияния конформного поведения на организационное поведение сотрудников.
Теоретической основой исследования послужили исследования в области организационного поведения, конфликтологии, адаптации на рабочем месте, авторами которых являются М. Ю. Ананченко, А.А. Ершов, К.В. Кряклин, М.О. Латуха, Н. В. Угрюмова, А. О. Блинов.
Объект исследования – ПАО «МОЭСК».
Предмет исследования – организационное поведение в коллективе, возникающее вследствие конформного поведения сотрудников.
Цель исследования – изучение разновидностей конформного поведения и их влияния на организационное поведение.
Задачи исследования:
1. Изучить теоретические основы конформного поведения.
2. Провести анализ конформного поведения в организации и его влияния на организационное поведение
3. Разработать рекомендации по совершенствованию организационного поведения в ПАО «МОЭСК».
В работе использованы следующие методы: сравнительный анализ, синтез, классификация, обобщение, экономический анализ.
1. Теоретические основы конформного поведения
1.1 Сущность конформизма
Конформизм представляет собой приспособление, пассивное принятие существующего порядка вещей, господствующей мысли; уступчивость человека реальному или мнимому давлению группы по принятию ею несоответствующих ее убеждениям групповых социальных наставлений (норм, правил, стандартов) или некоторых суждений как способ разрешения внутреннего конфликта.
Нонконформизм (recusancy) – противоположная позиция неприятия индивидом точки зрения группы, внешнее или внутреннее противопоставление индивидуальных ценностных ориентаций и собственных отличных от групповых видения и поведения .
Понятие конформизма приобрело определенный негативный оттенок от определения его содержания – приспособленчество, поэтому чаще определяют не конформизм, а конформность (конформное поведение), имея в виду психологическую характеристику позиции индивида относительно позиции группы, принятие или непринятие им определенного стандарта мнения, который присущ группе, меру подчинения индивида групповому давлению .
Конформность констатируется, когда фиксируется наличие конфликта между мнением индивида и позицией группы при условии преодоления этого конфликта в пользу группы. Влияние группового большинства часто реализуется через конформизм как феномен группового давления. Конформизм можно понимать как приспособление, пассивное принятие существующего порядка, господствующих мнений личности, а также отсутствие собственной позиции, некритическое следование общим взглядам, тенденциям, авторитетам, в деятельности человека приводит к господству посредственности, рабской психологии, а, следовательно, к застою, рутине, гибели творческих мыслей и идей, поисковой активности членов общества. Традиционно он означает некритическое принятие и следование господствующим мнениям и стандартам, стереотипам массового сознания, традициям, авторитетам, принципам, установкам и пропагандистским клише.
Конформизм включает такие черты, как отсутствие индивидуальности, стандартность, податливость манипуляциям извне, консерватизм. В формировании конформизма как качества личности значительную роль играют внешние обстоятельства, и при благоприятных для формирования этого качества лицевых характеристиках решающую роль могут играть страх, вера, императивы внутригрупповой солидарности, пропаганда и бездумное следование общепринятым нормам. Важное отличие конформности от конформизма состоит в том, что конформность может проявляться не столько на уровне индивидуальных различий, сколько на уровне особенностей групповой ситуации. Известны также попытки трактовать конформность групповыми нормами в одних случаях положительно, в других – в качестве негативного фактора функционирования группы. По утверждению сторонников этой точки зрения, иногда конформность может стимулировать даже альтруистическое поведение или поведение, согласующееся с моральными критериями самой личности. Однако принятие групповых норм, которое преследует личную выгоду, трактуется как приспособленчество. При таких обстоятельствах конформность вызывает различные негативные эффекты .
Роль психологического механизма конформизма как социальной нормы определяется субъектностью индивида в процессе социализации как общего обозначения процессов развития и социального воспитания, положения о социальном воспитании как системе взаимодействия индивида и условий социальной и социокультурной среды, приоритетность развития личности и заинтересованность общества в создании социума индивидуальностей, зависимость функционирования индивида от общества .
Социально-психологический принцип конформизма как системного влияния социальной группы на индивида, а также влияние индивида через малую социальную группу на социальное ценностное среда, выступает типу социального влияния, видом социальной нормы, обязательность соблюдения которой является фактором, источником становления и развития концепции и практики соблюдения прав человека .. Требования, выражаемые ими, в условиях демократии адресованы всем представителям той или иной группы, благодаря чему обеспечивается определенное равенство индивидуумов в различных сферах общественной жизни. Нормы служат своеобразным щитом, ограждая субъекта от несправедливых посягательств на его достоинство и гражданские права .
Социальные нормы выступают четкими ориентирами, образцами и стандартами, качественными и количественными критериями. Имея в виду такие функции норм, человек охотно им подчиняется – в уверенности, что они подскажут правильное решение и способы его выполнения. В этом смысле нормы значительно упрощают и облегчают жизнь. Наличие признанных норм нередко используется для оправдания тех или иных поступков перед другими и даже перед самим собой .
Таким образом, конформное поведение представляет собой такое поведение, которое отвечает целям развития общества и использует законные средства их достижения, а конформизм – согласовывает общественные цели и средства их достижения.
1.2 Виды профессионального конформного поведения
Анализ типичных видов конформного профессионального поведения, то, если рассматривать пенитенциарную систему, то наиболее интересным исследованием по данному вопросу является исследование К.В. Кряклина, в котором он выделил следующие психодинамические типы адаптивного поведения :
Фрагмент для ознакомления
3
1. Аронсон Э. Социальная психология. Психологические законы поведения человека в социуме. / Аронсон Э., Уилсон Т., Эйкерт Р. – СПб.: ПРАЙМ-ЕВРОЗНАК, 2002. – 560 с.
2. Ананченко М. Ю. К вопросу о формировании этически компетентного специалиста /М. Ю. Ананченко // Проблемы формирования профессиональной этики будущего специалиста: материалы Интернет-конференции. Архангельск, 2014. - Электронный ресурс. – Режим доступа: http://www.avpu.ru/proect/sbornik2004/011.htm - Дата обращения: 19.05.2020.
3. Васильцова Л. И. Управление адаптацией сотрудников в организации: инструментальный аспект / Л. И. Васильцова, Н. А. Александрова // Известия Уральского государственного экономического университета. – 2012 .– № 1 .– С. 164–167
4. Горбатов Д. С. Практикум по психологическому исследованию/
Д.С. Горбатов.– М.: Бахрах – М: Наука, 2013. – 271 с.
5. Ершов А.А. Личность и коллектив: Межличностные конфликты в коллективе, их разрешение/А.А. Ершов. – СПб.: Питер, 2012 – 130 с.
6. Жариков Е. С. Психология управления: книга для руководителя и менеджера по персоналу/ Е. С. Жариков. – М.: МЦФЭР, 2012. – 512 с.
7. Журавлев П. В. Менеджмент персонала: учеб. пособие/ П. В. Журавлев. – М.: Экзамен, 2014. – 448 с.
8. Копорулина, В. Н. Психологический словарь./ автор-составитель
В. Н. Копорулина, М. Н. Смирнова, Н. О. Гордеева, Л. М. Балабанова; ред. /Ю. Л. Неймер.– Ростов н/Д.: Феникс, 2017. – 639 с.
9. Кряклин К.В. К вопросу об актуальности изучения психодинамики личности сотрудников в процессе профессиональной адаптации к службе в УИС /
К.В. Кряклин // Прикладная юридическая психология. – 2012. – № 4. – С. 76-79.
10. Латуха М.О. Адаптация персонала /М.О. Латуха // Справочник кадровика. –2016.– №4. – С. 26-28.
11. Лукаш Ю.А. Внутрифирменные конфликты, или трудовая конфликтология в бизнесе: Учебное пособие / Ю.А. Лукаш. – М.: Юстицинформ, 2015. – 158 c.
12. Романова Ю.А. Оптимизация отбора и профессиональной адаптации персонала в организации / Ю.Романова // Вестник Московского университета имени С.Ю. Витте. – 2015. – №1(12). – С.33-43.
13. Самыгин С.И. Психология управления: учебное пособие/С.И. Самыгин,
Л.Д. Столяренко – Ростов-на-Дону: Феникс, 2016. – 270 с.
14. Угрюмова Н. В. Теория организации и организационное поведение : для бакалавров и специалистов : учебник для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальностям 061100 «Менеджмент организации», 061000 «Государственное и муниципальное управление» /
Н. В. Угрюмова, А. О. Блинов ; Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации. – Санкт-Петербург [и др.]: Питер, 2016. – 286 с.
15. Яхонтова Е. С. Эффективные технологии управления персоналом/
Е.С. Яхонтова – СПб.: Питер, 2013. – 272 с.