Фрагмент для ознакомления
2
Введение
В век информационных технологий, цифрового телевидения и Интернет - коммуникаций у многих людей, особенно в отдаленных населенных пунктах, все еще нет возможности получать доступ к информационным ресурсам. По законодательству Российской Федерации, каждый человек имеет право на доступ к информации. Во многих населенных пунктах нет даже традиционной библиотеки, не говоря уже о наличии современной технической базы и доступа в Интернет.
Стремительное развитие информационных технологий и средств коммуникации открыло новые перспективы в получении информации, что повлекло за собой ряд негативных последствий, связанных, в первую очередь, с ее избытком. Информацией нельзя в полной мере воспользоваться из-за ограниченных возможностей ее переработки. С этим современный человек регулярно сталкивается, заходя в Интернет. Именно там он ищет и находит данные, необходимые для профессиональной деятельности и удовлетворения потребностей в личностном развитии.
В отличие от стабильного и контролируемого фонда изданий и документов, размещенных в библиотеках, в Интернете мы имеем дело с гигантским и непрерывно меняющимся несистематизированным массивом информации, ориентация в котором является весьма и весьма сложным процессом. Существующую ситуацию, связанную с самостоятельным информационным поиском в глобальной сети, специалисты сравнивают с нахождением иголки в стоге сена. Часто сведения, представляющие огромную ценность, остаются невостребованными из-за проблем, возникающих при их поиске. Зато взамен можно получить множество второстепенных, часто дублирующих друг друга данных.
Трудности поиска в Интернете необходимой информации, в том числе публикаций, обусловлены двумя главными причинами. Во-первых, число источников информации там чрезвычайно велико; по данным, относящимся к концу 2001 г., самые приблизительные подсчеты указывали ориентировочную цифру в 7,5 млрд документов, размещенных на серверах по всему миру. Во-вторых, массив информации в Интернете крайне динамичен.
Любая информация, в том числе, библиотечная и библиографическая, стала на порядок доступнее. Практически все каталоги, базы данных, картотеки крупных российских и зарубежных библиотек доступны онлайн. А ряд из них (например, Российская государственная библиотека), предоставляют читателям возможность дистанционного заказа нужного издания прямо из электронного каталога.
Цель работы: изучить возможности онлайн библиографии: роль и место электронной библиографической информации в процессе информационно библиографического поиска.
В соответствии с целью были определены задачи исследования:
• изучить возможности онлайн библиографии в тематическом поиске;
• рассмотреть возможности информационно-библиографического поиска в библиотеках.
Структура исследования: работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
Глава 1. Теоретические основы исследования
1.1. Мобильные библиотеки и электронные каталоги библиотек в современном мире
Федеральный проект «Мобильная библиотека» активно развивается в городах России. Сегодня сервис действует более чем в 30 регионах страны, среди которых Пермский край, Свердловская, Челябинская, Курганская, Кировская, Ростовская, Саратовская области, республики Татарстан и Башкортостан и другие.
Мобильные устройства занимают лидирующие позиции среди средств доступа к информации. Зарубежный опыт использования мобильных технологий в библиотеках позволяет судить о том, что современные библиотеки активно предлагают свои услуги через мобильные приложения.
В Национальной программе поддержки и развития чтения от 6 июня 2017 года Д. А. Медведев подчеркнул: «Определенное снижение интереса к чтению – это сегодня общемировая тенденция, и во многих странах предпринимаются активные попытки этому противодействовать, исходя из понимания роли чтения для развития любой страны» . Сегодня, чтобы идти в ногу со временем, для информационного наполнения образовательного пространства школы, нами была создана электронная библиотека. В условиях информатизации школы и общества первоочередной задачей для школьных библиотек является внедрение в деятельность информационно-коммуникационных технологий, которые систематизируют имеющиеся информационные ресурсы. Они ориентированы на учебные потребности, обеспечивающие открытый доступ к информации, и формируют информационную культуру всех участников образовательного процесса, что делает библиотеку более доступной, привлекательной и эффективной. Здесь предоставляются комфортные условия для самостоятельной работы обучающихся. Все дети любознательны по природе, но если книга не нашла своего места в жизни ребенка, значит ее место занято иной деятельностью либо зависимостью от гаджетов.
Будущее, которого так опасались библиотекари, наступило: для населения планеты Земля основным каналом получения информации стал Интернет. Эта уникальная ситуация и всеобщая цифровизация, с одной стороны, ввергли библиотеку как социальный институт в состояние системного кризиса, а с другой – подарили ей доселе неизвестные возможности, расширили ее коммуникационное пространство, подсказали более эффективные способы взаимодействия с читателями.
Принимая эту реальность как данность, осознавая ее требования и выгоды, многие библиотеки берут на вооружение технологические решения и инструменты, которые отвечают веяниям времени и запросам современных потребителей информации.
Рассмотрим некоторые из этих решений – для ориентира и в надежде понять, в каком направлении двигаться дальше.
Уже очевидно, что многие инновационные решения в библиотечном обслуживании связаны с использованием мобильных технологий. По данным отчета о состоянии глобальной отрасли digital на 2019 год, который подготовили агентство We Are Social и сервис Hootsuite , 57 % населения планеты (больше половины!) – Интернет-пользователи, и почти все они, 52 % населения, выходят в Интернет через мобильные устройства. Это означает, что мобильные устройства (телефоны, смартфоны, айпады, планшеты) не просто вошли в нашу повседневность, но изменили стиль жизни общества, стали основным средством доступа к глобальной сети, а значит, и к информации. И библиотеки, как поставщики информационных услуг, уже не могут игнорировать эти процессы.
Во-первых, понятны усилия библиотек, которые либо создают мобильную версию своего сайта, либо адаптируют интерфейс и дизайн сайта таким образом, чтобы он был удобен для чтения с устройств с небольшим дисплеем. Ведь официальный сайт – это именно то, с чем прежде всего сталкивается пользователь, который хочет вступить во взаимодействие с библиотекой, а произвести первое впечатление дважды, как известно, нельзя. Вместе с тем, «наличие мобильной версии как таковой еще не означает удовлетворение потребностей пользователя. Время загрузки сайта через мобильные сети имеет важную, а иногда, и основную роль в удобстве использования ресурса. По данным корпорации Google, до 2021 года 70 % мобильных сетей планеты все еще будут использовать технологию 3G. То есть скорость загрузки будет находиться на относительно среднем уровне» .
В том числе и по этой причине некоторые библиотеки уже озадачились созданием собственных мобильных приложений: в отличие от веб-сайта, и даже его мобильной версии, мобильное приложение не требует постоянного и уверенного соединения с сетью, оно может работать и без доступа в Интернет, выполняя обновление данных при появлении даже слабого соединения. Очевидно, что мобильное приложение, являясь, по сути, дополнительным сервисом библиотеки, решает сразу два ключевых вопроса современного библиотечного обслуживания – проблему рекрутинга новых пользователей и проблему доступа к ресурсам и услугам библиотеки. При этом библиотека проявляет себя как технологически развитый институт и может транслировать свои гуманистические ценности и ресурсные возможности самым современным образом, что немаловажно в условиях жесткой конкуренции.
Мобильное приложение – это узкоспециализированный инструмент: с его помощью каждая библиотека решает задачи, которые являются приоритетными для нее в данный момент. Так, например, приложение
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованной литературы
1. Белов, А. М. Устраняя преграды: мобильная версия сайта библиотеки [Электронный ресурс]: XVII конференция «Корпоративные библиотечные системы: технологии и инновации», At Санкт-Петербург. – Режим доступа: https://www.researchgate.net/publication/327976727_ Ustranaa_pregrady_mobilnaa_versia_sajta_biblioteki
2. Библиографическая продукция РГБ (с 1992 г.) [Электронный ресурс] // Российская государственная библиотека. URL: http://www.rsl.ru/ru/s3/s331/sl22/dl243
3. Библиография русской библиографии, 1901—1916 [Электронный ресурс] // Российская государственная библиотека. URL: http://www.rsl.ru/datadocs/doc_4677na.pdf
4. Богомолов А.И., Невежин В.П. Информационное общество вещей: перспективы и угрозы // Крымский экономический вестник. 2014. № 11(08). С. 66 — 69.
5. Большаков В. П. Специфика культурного пространства современного СанктПетербурга [Электронный ресурс] // Международные Лихачевские научные чтения. URL: http://www.lihachev.ru/pic/site/files/lihcht/2007/sec8/S8_02.pdf
6. Вежбицкая А. Семантические универсалии и описание языков / пер. с англ. А. Д. Шмелева, под ред. Т. В. Булыгиной. М. : Языки русской культуры, 1999. С. 263–305
7. Гендина Н.И. Интернет и библиотеки: апокалипсис или ренессанс? [Электронный ресурс] // Университетская книга 28.03.2015. URL: http://www.unkniga.ru/biblioteki/bibdelo/4277-internet-i-biblioteki-apokalipsis-ili-renessans.html
8. Дизайн-студия «Лайка». Внутренне оформление вагонов Санкт-Петербургского метрополитена [Электронный ресурс] // Дизайн-студия «Лайка». URL.: http://laika.su/ portfolio/gosstrukturyi/sankt-peterburgskij-metropoliten.html
9. Издания и электронные ресурсы национальных библиотек государств — участников Содружества Независимых Государств, 2004 — 2015 [Электронный ресурс] // Российская государственная библиотека. URL: http://www.rsl.ru/ru/s3/s331/sl22/sl224216/sl2242167628
10. Книжный салон. Литературный поезд в петербургском метро [Электронный ресурс] // Книжный салон. 2018. URL: http://www.spbbooksalon.ru/index.php?option=com_co ntent&view=article&id=903:2018_news_literaturniy_poezd_v_spb_metro&catid=11〈=ru
11. Левин Г. Л. Сводный каталог // Библиотечная энциклопедия / Рос. гос. б-ка ; гл. ред. Ю. А. Гриханов ; сост.: Е. И. Ратникова, Л. Н. Уланова. Москва : Пашков дом, 2007. С. 936–939
12. Левин Г. Л. Электронные библиографические ресурсы и их библиографирование. Библиография. 2017. № 4. С. 46–54
13. Левин Г.Л. Традиционные типы библиографической продукции в электронной среде: проблемы теории и практика российских библиотек // Библиосфера. 2010. №1. С. 7 — 13
14. Леонов В.П. Будущее библиотеки как предмет изучения //Научные и технические библиотеки. 2012. X» 9. С. 51 — 68.
15. «Литературный поезд» впервые вышел на линию с пассажирами. [Электронный ресурс] // ГУП «Петербургский метрополитен». 28.12.2016. URL.: http://www.metro.spb. ru/news/item/id/1115
16. Лотман Ю. В. Внутри мыслящих миров: Человек – текст – семосфера – история. М., 1999. С. 135
17. Моргенштерн И.Г. Аспекты развития электронной библиографии // Научные и технические библиотеки. 2004. № 8. С. 25 — 30.
18. Мошковская Т. В. Системообразующие функции электронного каталога в библиотеке нового поколения // Электронные ресурсы и электронные библиотеки : ежегод. межвед. сб. науч. тр. / Гос. публ. науч.-техн. б-ка России. Москва : ГПНТБ России, 2006. С. 58–63
19. Петербургский совет по рекламе попросил бизнес не использовать слово «глядь» в рекламе. [Электронный ресурс] // Sostav. 29.10.2015. URL: http://www.sostav.ru/publication/ milonov-zapretil-slovo-glyad-v-reklame-19463.html
20. Преснякова Л. В. Понятие «культурное пространство» в работах соврменных российских исследователей [Электронный ресурс] // Вестник РГГУ. Серия «Культурология. Искусствоведение. Музеология». 2013. № 7 (108). С. 56–65. URL: https://www. rsuh.ru/upload/main/vestnik/ifkv/archive/Kulturologiya/№%207_2013. pdf
21. Проект «Мобильная библиотека» [Электронный ресурс] // «Понедельник». URL: https:/vk.com/ponedelnikmag-proekt-mobilnaya-biblioteka
22. Профессиональный поиск информации в Интернет [Электронный ресурс]. URL: http://textbook.vadimstepanov.ru/chapter2/glava2.html
23. Решетникова О. В. Возможности онлайн-библиографии в тематическом поиске // Библиография. 2017. № 3. С. 49–57
24. Российская государственная библиотека. Издания и электронные ресурсы. Публикации сотрудников: библиогр. указ., 2009 — 2015 [Электронный ресурс]. URL: http://www.rsl.ru/datadocs/doc_4677xu.pdf
25. Сводные каталоги библиотек России : аннот. указ. / Рос. гос. б-ка, Рос. нац. б-ка ; сост.: Т. Е. Сорокина, А. С. Чистякова ; отв. ред. Н. Н. Каспарова. Москва, 1993
26. Сергеева, Ю. Вся статистика интернета на 2019 год – в мире и в России: [Электронный документ]. – Режим доступа: https://www.web-canape.ru/business/vsya-statistika-interneta-na-2019- god-v-mire-i-v-rossii
27. Современное образование: развитие технологий и содержания высшего профессионального образования как условие повышения качества подготовки выпускников : материалы междунар. науч.-метод. конф., 26-27 января 2017 г., Россия, Томск / Мин-во образования и науки РФ, Томс. гос. ун-т систем управления и радиоэлектроники. – Томск, 2017. – с. 300
28. Соколов А.В. Зачем библиотеки информационному обществу? // Нева. 2011. № 9. С. 188-201.
29. Степанов, В. К. Манифест библиотек цифровой эпохи [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://ru.calameo.com/read/0034547383b7da70af379
30. Сукиасян Э. Р. Развитие автоматизированных библиотечных технологий в России: мысли об ожидаемом, но неосуществленном // Научные и технические библиотеки. 2017. № 4. С. 34–43. Электрон. дан. Режим доступа: http://www.gpntb. ru/ntb/ntb/2017/4/NTB4_2017_%D0%905_4.pdf
31. Сухомлинский В. А. Избранные педагогические сочинения: в 3 т. – М.: Педагогика, 1979. – Т. 1.
32. Теплицкая А.В. Будущее библиографии // Библиотековедение. 2015. № 6. С. 36 — 42.
33. Теплицкая А.В. Будущее библиографии // Библиотековедение. 2015. № 6. С. 36 — 42
34. Толмачева,С. В. Реклама как социокультурный фактор формирования ценностных ориентаций молодежи // Социс. 2007. № 8. С. 42–48
35. Хабибулина Н.А. Эпоха перемен: меняйся или вымирай. Миссия библиотеки в изменяющемся мире // Совет ректоров. 2012. № 6. С. 42 — 46.