Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность. Общие вопросы понимания государства и права изначально изучали через призму философского, политического, исторического, этического, другого неюридического учения и только спустя время становятся предметом специальной общей юридической науки – теории государства и права. К формированию теоретических знаний приводит становление отраслевых юридических наук, которое проходило совместно с развитием общества, законодательства, юридической практики. В гражданском, уголовном, государственном праве собралось довольно много общих проблем, и со временем их научное изучение обособляли в границах теории государства и права. На основании этого на данный момент времени проблемы установления особенностей теории государства и права в роли науки упирается в общие вопросы понимания науки, в классификацию наук, определении отличительных свойств гуманитарных наук от естественных.
Теорией государства и права дается теоретическая картина государственных правовых реалий не умозрительно, не вместо отраслевой науки, а совместно с ней, на основании обобщения определенно-научных знаний и, что является самым главным, в тесных связях с типом урегулируемых правом отношений, в тесных связях с комплексом социальных норм, которые определенным образом будут воздействовать на общественные отношения.
Преподавание теории государства и права в вузах дает возможности для формирования у студента теоретической и историко-практической базы с целью более глубокого исследования других юридических дисциплин, которые будут так или иначе связаны с областью государственно-правовых и государственно-властных явлений, а помимо этого политико-правовых и политико-идеологических ценностей. Так как теория государства и права освещает основные нормы, самые значимые проблемы познания государства и права, делает принципиальный вывод по поводу государственно-правовой действительности, то указанная дисциплина призвана разрешать довольно значимые задачи в пределах формирования высококвалифицированного юриста новейшего поколения, позволив подготавливать специалиста, который будет обладать большими познаниями государства и права, способного активно включаться в формирование гражданского общества и государства.
Степень научной разработанности темы. Общетеоретической основой послужили исследования таких авторов в области теории государства и права таких, как: Перевалова В.Д, Хропанюка В.Н., Марченко М.Н., Матузова Н.И., Малько А.В., Лазарева В.В., Комарова С.А, а так же учебные пособия и статьи.
Объектом исследования являются общественные отношения, связанные с теорией государства и права.
Предмет исследования – особенности преподавания теории государства и права.
Цель исследования – комплексный анализ теории государства и права как науки и учебной дисциплины.
Задачи исследования. Для достижения поставленной цели поставлены следующие задачи:
1. Рассмотреть понятие теории государства и права. Объект, предмет и функции теории государства и права.
2. Проанализировать теорию государства и права в системе научных знаний.
3. Изучить особенности теории государства и права в учебных заведениях России
4. Проанализировать проблемы преподавания теории государства и права.
Теоретической основой работы являются положения и выводы, разработанные юридической наукой, в первую очередь теорией государства и права. Учебные пособия, научные статьи и монографии, среди которых можно выделить работы: Алексеева С.С., Зайцевой Л.Ю., Комарова А.С., Костаревой Т.Л., Малько В.П., Радько Т.Н., Чиркова А.П., Шиндяпиной М.Д. и так далее.
Методологическая основа исследования. Метод теоретического анализа: изучение, анализ, синтез и обобщение научной и учебной литературы, которая раскрывает особенности теории государства и права как науки и учебной дисциплины; метод системного анализа, частнонаучные методы исследования, что позволило исследовать заявленную тему и сделать соответствующие обобщения и выводы.
Структура работы. Структуру работы определяют цели и задачи исследования. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и других источников.
Глава 1. Общая характеристика теории государства и права как учебной дисциплины
1.1 Понятие теории государства и права. Объект, предмет и функции теории государства и права
Общая теория государства и права представляет собой систему обобщенных знаний, на основе которых формируются знания об особенностях возникновения, развития и функционирования государства и права как социальных институтов вообще, а также об особенностях развития и функционирования большого количества государственно-правовых отношений .
Теория государства и права является полностью общественной наукой, которая направлена на изучение общества в целом, как отдельной единицы.
Так как объект исследования всегда на много шире предмета исследования, то можно сделать вывод о том, что предмет исследования направлен на изучение закономерных особенностей какой-либо составляющей социума, государства или права .
В теории государства и права предмет исследования выступает в качестве закономерностей объекта исследования.
Предметом науки называют те факты, явления, предметы, объекты, процессы, условия, принципы, методы и т.п., которые изучает сама наука. Естественно, при определении предмета теории государства и права, можно сделать вывод о том, что он направлен на изучение всех составляющих правовой и государственной системы.
Однако между всеми видами предметом науки существуют отличительные черты. Так, если в качестве предмета исследования саму науку, то мы говорим о том, что именно изучает данная наука. Если рассматривать предмет науки в качестве методов изучения, то говорят о том, с помощью каких методов в контексте данной науки рассматриваются и доказываются теоретические положения, как реализуются принципы науки, как она проводит исследования и анализирует их и т.п.
На основе всего выше сказанного, уже можно сделать комплексный вывод о предмете теории государства и права.
Итак, предмет теории государства и права представлен в научной теории как основные закономерности и особенности возникновения, развития и функционирования большого числа различных правовых и государственных отношений: государственно-правовых отношений .
Именно своим предметом и его особенностями теория государства и права полностью отличается от многочисленных отраслей юридической науки. Все отрасли юридической науки направлены на изучение государства и права и связанных с ними понятий, однако если предыдущие теории лишь рассматривают в совокупности право как социальный институт, говоря о его взаимосвязи с другими составляющими, то только теория государства и права рассматривает право как отдельную самостоятельную систему со множеством составляющих, поэтому говорит о ее закономерностях и особенностях развития и функционирования .
Общими закономерностями в теории государства и права являются такие особые и необходимые социуму общественные связи, которые направлены на изучение этапов развития государства и права .
На основе всего выше сказанного, можно сделать вывод о том, что в теории государства и права существует не точное определение предмета изучения, а лишь его теоретическая основа, которая не позволяет сделать комплексного вывода.
Определим подробнее и детальнее предмет теории государства и права. Так как он может изучать многочисленные предметы в системе государственно-правовых отношений, о предоставим несколько определений.
Итак, к предмету теории государства и права относятся :
объективные общественные закономерности, которые направлены на рассмотрение особых конкретных свойств, признаков государства и права, из взаимодействие между собой и другими отраслями человеческой деятельности, взаимосвязь с другими явлениями социальных отношений и общества вообще;
предметом теории государства и права могут выступать государственно-властные, правовые отношения, государственные явления, принципы, понятия, категория, системы управления, правовые режимы, с помощью которых можно рассмотреть сущность и природу государства и его деятельности, выявить содержание государственной деятельности, его формы, а также формы и содержание права;
в качестве предмета исследования могут выступать функции государства и права;
предметом теории государства и права также являются сложные правовые категории, которые также подразделяются на несколько других составляющих. Примерами таких категорий могут быть методы реализации права, правоотношения, законность и правопорядок, которые должны быть соблюдены в каждом государстве, формы права и правовые системы и многое другое.
На основе всего вышесказанного, можно сделать вывод о том, что предмет теории государства и права может быть рассмотрен с двух сторон, а именно :
стабильные, всеобщие характеристики государства и права, их типичные черты, которые остаются неизменными на протяжении многих и многих лет. Эта сторона в большей степени относится к предмету учебной дисциплины;
научное выявление новых свойств и качеств, более высокий уровень познания права и государства. Эта сторона предмета - собственно научная, состоящая в приращении научного знания, поиске, открытиях, ошибках, дискуссиях.
Тем самым видно, что предметом исследования могут являться не только само право и государства, а также закономерности их развития и функционирования, но и закономерности развития и функционирования многочисленных составляющих государства и права, к числу которых относятся методы, принципы, системы, категории и т.п.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Актуальные проблемы теории государства и права: учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Юриспруденция» / под ред. А.И. Бастрыкина. – М.: Юнити-Дана, 2014. – 471 с.
2. Грозина Е.В. Особенности преподавания теории государства иправа на факультете заочного обучения // Сборник материалов двадцать второй всероссийской научно-методической конференции: в 2-х статьях. 2017. С. 48-51.
3. Грибунов О.П., Антонов В.А. Приоритетные направления профессиональной подготовки экспертных кадров МВД России // В книге: Подготовка кадров для силовых структур: современные направления и образовательные технологии Материалы двадцатой всероссийской научно-методической конференции. 2015. С. 27–29.
4. Козырева А.Б., Бекин А.В. Использование интерактивных методов в преподавании теории государства и права // Актуальные проблемы российского права. 2014. № 10 (47). С. 2358-2361.
5. Куракин А.В., Костенников М.В., Мышляев Н.П. Причины и условия совершения административных правонарушений (деликтов) // Административное и муниципальное право. – 2015. – № 7. – 5 с.
6. Комаров С.А. Общая теория государства и права: Курс лекций. 2-е изд. М., 2013. – 329 с.
7. Канунникова Н.Г. К вопросу зарождения института административных правонарушений (проступков) // Административное право и процесс. – 2012. – № 6. – 2 с.
8. Лукьянова Е. Г. Теория процессуального права. М., 2013. – 433 с.
9. Мелехин, А.В. Теория государства и права / А.В. Мелехин. - М.: КонсультантПлюс, 2012. – 458 с.
10. Общая теория права: Курс лекций (под общей ред. В.К.Бабаева). Н.Новгород, 2013. – 688 с.
11. Рассказов, Л.П. Теория государства и права: учебник для вузов / Л.П. Рассказов. – 2 изд. – М.: РИОР, 2012. – 792 с.
12. Самигуллин В.К. Государство (общетеоретические очерки). Уфа: Диалог. 2016. 109 с.
13. Смотрин П.И., Николаев А.В. Проблемы преподавания теории государства и права // В сборнике: Актуальные проблемы юриспруденции в современной России сборник статей по материалам V Всероссийской научно-практической конференции. под ред. Н.В. Иванцовой, Н.М. Швецова. 2015. С. 534-536.
14. Тимонин А.Н. Теория государства и права // Евразийский юридический журнал. 2016. № 1. – С.49-66.
15. Чернобель Г.Т. Институциональная детерминанта системы государственного управления / Г.Т. Чернобель // Журнал российского права. - 2015. - № 4. - С. 22-24.
16. Чуклова Е.В. Процессуальная ответственность в системе юридической ответственности // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Юридические науки. 2013. № 4 (15). – 9 с.
17. Шагиева Р.В., Ерофеева Д.В. Государство и право: проблемы обособления в системе права // В сборнике: Актуальные проблемы социальной работы, экономики и права Сборник научных статей. Редакторы-составители: Аксенова Э.А., Горбунов М.А., Горшкова Л.В., Кузнецова Н.В., Синицина М.А.. Москва, 2015. С. 247-253.
18. Шаевич А.А., Родивилина В.А.Применение активных образовательных технологий в рамках компетентностного подхода. Материалы двадцатой всероссийской научно-методической конференции. Подготовка кадров для силовых структур: современные направления и образовательные технологии. 2015. С. 173–175.
19. Шишмарёва Е.В.Использование практических форм обучения в процессе преподавания криминалистики. Материалы двадцатой всероссийской научно-методической конференции. Подготовка кадров для силовых структур: современные направления и образовательные технологии. 2014. С. 239–241.
20. Эволюция научных мыслей / Международная научно-практическая конференция. - Уфа. 2014. – С.51-106.