Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Социализация является непрерывным процессом, потому что человек постоянно взаимодействует
с социумом. Это происходит во время общения, работы, игры. Ребенок начинает учиться культуре
общения, правилам поведения, овладевает ролями мужчины и женщины… Воспитание –
прерывный процесс, так как ограничено местом и временем. Оно считается основной категорией
в педагогике. И продолжается в течение всей жизни.
Семья — важнейший институт социализации личности. Именно в семье человек получает первый
опыт социального взаимодействия. На протяжении какого-то времени семья вообще является для
ребенка единственным местом получения такого опыта. Затем в жизнь человека включаются
такие социальные институты, как детский сад, школа, улица. Однако и в это время семья остается
одним из важнейших, а иногда и наиболее важным, фактором социализации личности. Семью
можно рассматривать в качестве модели и формы базового жизненного тренинга личности.
Объектом социализации является человек. Семья – это первичный институт социализации и
одновременно является субъектом.
Данной теме следует уделять много внимания, потому что именно в семье начинается развитие
ребенка, его воспитание. В семье даются первые навыки общения, культуры, работы. Без этих
первичных умений ребенок не сможет стать полноценным членом общества.
Целью курсовой работы является выявление влияния семьи на социализацию личности.
Задачи курсовой работы: 1) рассмотреть социализацию личности в семье; 2) выявить роль
семейных взаимоотношений в формировании личности; 3) изучить формирование гармоничных
взаимоотношений в семье; 4)рассмотреть классификации типов и стилей воспитания.
В первой главе рассматриваются вопросы роли семьи в социализации личности, вопросы
формирования гармоничных взаимоотношений в семье.
Во второй главе рассматриваются вопросы роли семейных взаимоотношений в формировании
личности, вопросы влияния типа воспитания на формирование личности.
3
Глава 1. Теоретические основы социализации старшего подростка в семье
1.1.Понятие "социализация старшего подростка "в психолого-педагогической науке.
Юность завершает активный период социализации. К юношам обычно относят подростков и
молодых людей в возрасте от 13 до 19 лет
4
В этом возрасте происходят важные физиологические изменения (одно из них - наступление
половой зрелости), которые влекут за собой определенные психологические сдвиги: появление
влечения к противоположному полу, агрессивность, за частую немотивированная, проявляются
склонность к необдуманному риску и неумение оценить степень его опасности, подчеркнутое
стремление к независимости и самостоятельности.
Психофизиологические изменения не могут не повлиять на ход и содержание социализации.
Склонность к инноватике и творчеству, непризнание всех и всяких авторитетов, с одной стороны,
подчеркнутая автономия и независимость - с другой, порождают особое явление, которое
называется молодежной субкультурой. Она ассоциируется с тремя главными негативными
чертами, явлениями-символами: наркотиками, сексом и насилием. Подростковый период
называют «трудным возрастом», «переломным периодом». Его содержание заключается в
изменении поведенческих характеристик: от почти полного послушания, свойственного малым
детям, юноши переходят к сдержанному послушанию - скрытому неповиновению родителям. [1]
Если раньше, будучи детьми, они смотрели на мир глазами своих родителей, то теперь они ведут
как бы двойной счет: у подростков и юношей выстраивается параллельная система ценностей и
взглядов на мир, которая частично пересекается позицией родителей, а частично - с взглядами
сверстников. В этот период заканчивается формирование фундамента личности, достраиваются ее
верхние - мировоззренческие - этажи. Осознанием своего «Я» происходит как осмысления своего
места в жизни родителей, друзей, окружающего социума. Одновременно наблюдается
постоянный поиск нравственных ориентиров, связанных с переоценкой смысла жизни. Подростки
и юноши более восприимчивы к негативным оценкам окружающих, особенно если они касаются
одежды, внешнего вида, манер поведения, круга знакомств, то есть всего того, что составляет
социальную среду и социальную символику «Я». Гипертрофированная самостоятельность находит
выражение в подчеркнутой резкости собственных оценок: для многих подростков «хорошо» и
«правильно» только то, что им нравится.
Трудности социализации в этот период связаны с тремя главными обстоятельствами:
- несовпадением между высоким уровнем притязаний (стремление стать героем, прославиться) и
низким социальным статусом, который задан их возрастом;
- несовпадением старого стиля родительства, ориентированного на то, что для матери сын и дочь
всегда остается ребенком, и новых потенциальных возможностей подростков, заданных их
психофизиологическим повзрослением;
- противоречие между усилившейся ориентацией на самостоятельность и усиливающуюся
зависимость от мнения и поведения сверстников.
Психофизиологическое повзросление практически ничего не меняет в социально-экономическом
положении подростков. Социальный статус родителей и юношей по-прежнему несовместимы:
родители зарабатывают на жизнь, несут моральную и правовую ответственность за детей и
неприкосновенность имущества, участвуют в общественной и производственной жизни. Взрослые
- собственники, распорядители, опекуны, производители, законодатели, потребители, защитники
и т.д. А подростки экономически несамостоятельны, они все еще требуют социальной защиты и не
выступают участниками правонарушений. Их ролевой диапазон крайне ограничен. Они не
являются собственниками, распорядителями, производителями, законодателями. Они - лишь
потребители. Хотя в правовом смысле они могут принимать жизненно важные решения, в
5
психологическом плане подростки созрели для них. Но родители ограничивают их. В этом и
заключается противоречие.
В связи с этим социологи говорят о ролевом бесправии подростков - меньшем объеме прав и
обязанностей по сравнению со взрослыми. Обладая меньшими возможностями, подростки
сталкиваются с таким глобальными мировоззренческими и нравственными проблемами, которые
в зрелом возрасте решены. Недостаток жизненного опыта вынуждает их совершать гораздо
больше ошибок, чем это делает взрослые, дети или старики. Но главное не в количестве, а в
качестве ошибок, серьезности их последствий: преступность, употребление наркотиков,
алкоголизм, половая распущенность, насилие над личностью. Многие подростки бросают школу, в
результате нарушается естественный процесс социализации. Недополучение знаний сразу
сказывается на экономическом положении, подростки и юноши оказываются в худшей ситуации
на рынке труда. В развитых странах уровень безработицы среди 18-летних в 3 раза выше, чем у
взрослых.
Социологи полагают, что сексуальная распущенность, злоупотребление алкоголем и лихачество -
не что иное, как попытка играть роль взрослых. Возможно, что та же самая причина побуждает
многих бросать школу. Статус школьника считается «невзрослым». Он не способствует
достижению жизненного успеха, а вмести с ним и признанию в группе сверстников. Подростки
ищут признания своей психологической взрослости за рамками школы и семьи - институтов, где
их продолжают считать детьми.
Итак, мы рассмотрели трудности социализации в период юности и установили, что главной среди
них является ролевой конфликт, или ролевое бесправие подростков.
Каждый человек стремится самоутвердиться в коллективе и занять в нем желаемое для себя
положение, отличается лишь степень стремления. Но по субъективным и объективным причинам
достичь этого всем не удается.
Не каждый может в силу возможностей добиться видимых успехов, осмыслить критически
расхождения с коллективом, преодолеть застенчивость. [2]
Среди объективных причин можно назвать однообразие деятельности, узкий диапазон
социальных ролей, доступных для принятия человеком в коллективе, однообразные и бедные по
содержанию организационные формы общения в коллективе, недостаточная культура
воспитания, неумение заметить в товарище те моменты, которые заслуживают внимания.
Проведенные исследования позволили выделить самые распространенные модели развития
отношений, которые складываются между личностью и коллективом как социальной средой:
1. Конформизм - личность подчиняется коллективу;
2. Гармония - между личностью и коллективом оптимальные отношения;
3. Нонконформизм - личность подчиняет коллектив себе.
Каждая из этих моделей имеет несколько линий взаимоотношений, когда, к примеру, коллектив
отвергает личность или наоборот, происходит сосуществование, основанное на принципе
невмешательства.
6
Первая модель показывает, что личность может естественно и добровольно подчиниться тем
требованиям, которые к ней выдвигает
Фрагмент для ознакомления
3
1. Абульханова-Славская К.А. Социальное мышление личности: проблемы и стратегии
исследования / Психологический журнал. 1994. С. 3955.
2. Абульханова-Славская К.А. Стратегия жизни. -М., 1991.
3. Алексеева Л.Ф. Психология активности личности. Новосибирск: НГПУ, 1996.
4. Азаров Ю.П. Радость учит и учиться. М.: Политиздат, 1989
5. Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания. М., 1997.
6. Анциферова Л.И. Принцип связи сознания идеятельности и методология психологии. В кн.
Методологические и теоретические проблемы психологии^ М. Д96-9.
7. Андреева Г.М. Социальная психология. М.: Аспект Пресс, 1997
8. Андреенкова В.П. Проблемы социализации личности // Социальные исследования. М.: Наука,
1970.
9. Аникеева Н.П. Психологический климат в коллективе. -М.: Просвещение. 1989.
10. Антонян. Ю.М. Жестокость в нашей жизни. М.: ИНФРА-МД995.
11. Бабанский Ю.К. Проблема повышения эффективности педагогических исследований. М.:
Педагогика, 1982
12. Байярд Р.Т., Байярд Д. Ваш беспокойный подросток: Практ. руководство для отчаявшихся
родителей: Пер. с англ. М,: Просвещение, 1991.
13. Баллер Э.А. Преемственность в развитии культуры. М.,1969.
14. Бандура А., Уолтере Р. Принципы социального поведения // Современная зарубежная
социальная психология: Тексты. М.: МГУ, 1984. -С. 55-60.
15. Безрукова B.C. Педагогика. Прективная педагогика. Учебное пособиедля инженернопедагогических институтов и индустриально-педагогических техникумов. Екатеринбург:
Издательство «Деловая книга», 1996.
16. Белая Л.Л. Клуб в жизни ребенка. М.: знание, 1984. И^Беличева С.А. Основы превентивной
психологии. - М, Редакционноиздательский центр Консорциума «Социальное здоровье России»,
1994. 18. Беличева С.А. Этот «опасный» возраст. М, 1982.
17. ЖБелкин А.С. Ситуация успеха. Как ее создать: Кн. для учителя. М - Просвещение, 1991.
18. Берн Э. Введение в психиатрию и психоанализ для непосвященных-^ Пер. с англ. СПб.: МФИН,
1992.
7
19. Берне Р. Развитие Я-концепции и воспитание. М, Прохресс, 1986.
20. Б^-Бад Б.М., Петровский А.В. Образование в контекстесоциализации. // Педагогика. 1996, № 1,
С.3-8.
21. Блинов В.М. Эффективность обучения. М., 1976
22. Бодалев А.А. личность и общение. Избранные педагогичеекие труды. Щ> Изд. 2, переработ.
М.: МПА, 1995.
23. Бодалев А.А. Психология о личности. М.: МГУ, 1988
24. Бодалев А.А., Рудкевич Л.А. Роль мотивов в успехе./ Педагогика.