Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Данная работа посвящена проблемам драматургии и режиссуры, связанным с организацией и проведением театрализованного массового представления, массовых торжественных церемоний, которые основываются на традициях ритуалов, обычаев, принципе символики.
На сегодняшний день массовые народные праздники являются одним из самых эффективных способов социализации и культурного развития, отличной формой сохранения традиций и укреплению связей между людьми. С другой стороны, будучи массовым мероприятием, праздник состоит в неразрывной связи с культурой, и в этом его особенная ценность.
Социокультурное пространство праздника, торжественной церемонии позволяет формировать условия для укрепления связей между людьми. Государственные и протокольные мероприятия необходимы для сближения власти и народа, патриотического и культурного воспитания.
Массовые мероприятия – это крупномасштабный вклад в культурную жизнь региона и города, а на более высоком уровне – и страны. Государственные и протокольные мероприятия, проводимые в рамках региона, оказываются по-настоящему крупным событием в жизни города, надолго остаётся в памяти и участников, и зрителей. Мероприятия всероссийского масштаба – событие для всей страны.
Несмотря на то, что драматургия массовых праздников изучена в науке довольно широко, проблема сценарного и режиссёрского воплощения государственных и протокольных мероприятий практически не изучена.
Среди исследователей, освещавших вопросы создания сценарий к массовым праздникам, назовём следующих: Н.М. Андрейчук [7], Б.Г. Контребинский [28], А.Ю. Кузнецова [29], О.Б. Свечникова [45], И.Г. Шароев [56], И.Б. Шубина [59]. В этих работах выделяются главные драматургические требования к написанию сценариев и режиссуре подобных мероприятий.
Необходимо назвать исследователей, которые так или иначе затрагивали вопросы театрализации в режиссуре массовых мероприятий. Это В.Н. Алесенкова [4-5], И.М. Андреева [6], А.К. Байбурин [8], Е.К. Барышева [10], Ф.С. Бразговский [13], П. Бурдье [15], Е.М. Гашкова [16-17], Д.И. Гигаури [19], В.В. Глебкин [20], Н.С. Давыдова [22], А.Л. Дружков (в соавторстве) [23], Н.Н. Евреинов [24], В.М. Капицин [27], В.П. Курбатов [30], Е.А. Лисина [32], М.В. Литвинова [33], Н.Ю. Макейкина [34], Н.Ф. Максютин [35], О.Ю. Малинова [36], А.А. Московкина [37], А. Отто [38], Г. Рене [41], В.П. Римский [42], С.В. Рязанова [43], Д.Ю. Сарайкина [44], И.В. Сидоренко [46], О.А. Соловьёва [47], Л.А. Степнова [48], Р.Р. Тазетдинова [49], А.Н. Фирсова [53], Р.В. Чвалун [54], М.Г. Шаронина [57], Е.С. Шевченко [58], Л.А. Шумихина [61].
Опираясь на данные работы, в нашем исследовании мы рассмотрим проблему режиссуры инаугураций с точки зрения театрализации и символизации – как наименее изученную.
Актуальность настоящей работы объясняется рядом факторов. Во-первых, потребностью современной науки в написаниях подобного рода исследований. Во-вторых, культура XXI века нуждается в качественных сценариях и мероприятиях, поставленных по ним. Проведение массовых празднеств и протокольных мероприятий уже стало традицией в последние десятилетия и прочно закрепилось в культурной жизни страны. Такие мероприятия стали очень востребованными, без них невозможно представить себе современный социокультурный процесс. В этом смысле написание исследований на эту тему становится более чем своевременным, тем более что подход к постановке массовых мероприятий постоянно эволюционирует.
Активное развитие массовых праздников способствовало возникновению новых форм и способов их проведения и, соответственно, появлению каких-то иных моделей взаимодействия с различными организациями, без которых проведение мероприятия не состоится: это СМИ, органы культуры, спонсорские организации и т.д.
Цель исследования: выявить специфику режиссёры протокольных мероприятий на примере инаугураций.
Задачи исследования:
1) Выявить суть и значение массовых протокольных торжеств;
2) определить их истоки и особенности;
3) проанализировать режиссуру инаугурации на конкретных примерах.
Объект исследования: режиссура массовых протокольных торжеств.
Предмет исследования: специфика режиссуры инаугурации.
Методологическая основа исследования: работы в области постановки режиссуры массовых праздников: Д.М. Генкина [18], В.А. Триадского [50], И.М. Туманова [51], М.Б. Фёдоровой [52], И.Г. Шароева [56]; по истории и теории праздников: Л.Н. Лазаревой [31], А.Н. Московкиной [37].
Методы исследования:
1) теоретический анализ специальной научной и педагогической литературы по рассматриваемой проблеме
2) метод анализа;
3) метод обобщения;
3) метод синтеза.
Научная новизна исследования заключается в разработке необходимых рекомендаций.
Теоретическая значимость исследования состоит в сборе и обобщении уже имеющегося материала, в целостном подходе к проблеме.
Практическая значимость. Данная работа может послужить практической рекомендацией работникам социокультурной деятельности: сценаристам, режиссёрам. Собранный и обобщённый материал позволит выстроить программу подобных мероприятий, правильно организовать её.
Структура исследования: работа состоит из введения, в котором определяется актуальность темы, методы исследования, определяются цель и задачи; теоретической главы, в которой рассматриваются массовые народные праздники с точки зрения их структуры и смысла; практической главы, заключения с подведёнными итогами и списка литературы.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ТЕМЫ
1.1.Понятие церемонии, обряда, ритуала, символа в торжественном мероприятии и его значение в режиссуре
Церемония – это установленный порядок совершения какого-л. обряда, акта, торжества, а также самый обряд, акт, торжество [25, c.2765]. Режиссура церемоний направлена не только на организацию различных протокольных мероприятий. Это лишь внешняя сторона. Внутри этого действа лежит смысл передачи традиций в виде духовной и материальной. Эта передача должна осуществляться от одного поколения к другому. Происходит это через обряды, обычаи и праздники. Они являются механизмами этого процесса.
Сценарий подобных мероприятий должен иметь форму и содержание, и это не застывшие понятия: как в одно содержание может заполнять самые различные формы, так и одна форма может располагать разными содержаниями.
Церемониальные праздники могут воссоздавать обычаи. Под обычаями понимают те практические действа, которые вполне определённо могут служить примером для подражания. Целью показа таких образцов выступает с унаследование настоящим поколением предыдущего опыта в разных сферах жизни. Обычай – это тот самый механизм, который передаёт систему мировоззрений и ценностей, иными словами – культуру духовную.
Обряд – это тоже передача неких культурных и мировоззренческих ценностей. В режиссуре – это символическое действо, основанное на условности. В нём его участники демонстрируют те или иные события жизни (и личной, и общественной), которые важны для них.
Ритуал имеет то же значение, что и церемония. Он отличается особенно торжественной наполненностью, пафосным характером. Схема его исполнения является очень строго регламентированной. Среди известных и всем известных примеров ритуалов можем привести ритуал возложения венков.
Исследователи давно делают попытку классифицировать обряды. Например, Ю.А. Бромлей предложил следующую:
1) обряды общественно-гражданского масштаба;
2) обряды лично-гражданского масштаба;
3) обряды лично-семейного масштаба [14, c.211].
К первому разряду относятся общественно-гражданские: крупные светские и религиозные праздники, какие-то социальные события, например, инаугурация президента. Однако почти каждый из них может стать как праздником первого или второго типа, так и третьего.
Обряды – как условно-символическое действо – могут входить в структуру мероприятия, праздника, а могут выступать в качестве самостоятельной единицы. В основе обряда лежит постановочная режиссура, что очевидно на примерах древних традиций, мистерий.
Обряд обязательно включает в себя какую-либо символику. При этом символ не обязательно повторяет все сходства с представляемым им предметом. Достаточно лишь вызвать нужную ассоциацию. Символ выражает необходимую мысль на нескольких уровнях: наглядном, образном и чувственном.
Церемония инаугурации также насыщена символами. Инаугурация – это официальная церемония вступления в должность. Слово происходит от латинского inauguro – «посвящаю». Чаще всего оно употребляется в отношении лиц, занимающих высшие служебные посты. В частности, речь идет о главах государств. Этот обычай пришел в современную культуру из времен, когда проводились церемонии коронации монархов [44, c.73].
Инаугурация отличается одновременно и официозностью и театральностью. По словам Н.С. Давыдовой, Понятие «”театральность” не относится к числу новых: к нему обращались и обращаются теоретики и деятели искусства. В то же время в большом корпусе научной и научно-
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Источники:
1. Епанчинцев В. Рехтин оценил режиссуру инаугурации Путина [Электронный ресурс]//URL: https://omsk.bezformata.com/listnews/rehtin-otcenil-rezhissuru-inauguratcii/66807545/ (дата обращения 03.06.2020).
2. Инаугурация президента России Владимира Путина. Прямой эфир [Электронный ресурс]//URL: https://www.youtube.com/watch?v=z12uoUGgBVw (дата обращения 03.06.2020).
3. Инаугурация Дональда Трампа: как это было [Электронный ресурс]//URL: https://www.youtube.com/watch?v=YNqfJh5llIk (дата обращения 03.06.2020).
Научная литература:
4. Алесенкова В.Н. Инверсия восприятия знака и символа в контексте невербального языка театра// Вопросы теории и практики, 2017. №. 2-1 (68). С.55-57.
5. Алесенкова В.Н. Символ как выразительное средство в театральной практике рубежа XX-XXI веков: дисс… канд. искусствоведения : 17.00.09. Саратов, 2011. 197 с.
6. Андреева И. М. Театральность в культуре. Ростов -на - Дону, 2002. 184 с.
7. Андрейчук Н.М. Основы профессионального мастерства сценариста массовых праздников. М.: ВЦХТ («Я вхожу в мир искусств»), 2014. 232 с.
8. Байбурин А.К. Ритуал в традиционной культуре. Структурно-семантический анализ восточнославянских образов. СПб.: Наука, 1993. 237с.
9. Барт Р. Избранные работы. Семиотика. Поэтика. М.: Прогресс, 1989. 616 с.
10. Барышева Е.В. Репрезентация власти как форма политического конструирования социальной среды// Вестник РГГУ, 2011. №. 1 (62). С. 123-131.
11. Бауэр В., Дюмоц И., Головин С. Энциклопедия символов. М.: Крон-Пресс, 1995. 512с.
12. Бенифанд А.В. Праздник. Сущность, история, современность. Красноярск : Изд-во Красноярского ун-та, 1986. 140 с.
13. Бразговский Ф.С. Репрезентации власти в культуре раннего Средневековья: дисс… канд. культурологии: 24.00.01. СПб., 2013. 184 с.
14. Бромлей Ю.В. Традиционные и новые обряды в быту народов СССР. М, Наука,1988. 183 с.
15. Бурдье П. Социальное пространство и символическая власть//Thesis, 1993 №2. С. 115–120.
16. Гашкова Е.М. От серьёза символов к символической серьёзности// Метафизические исследования. Альманах. Выпуск 5. Культура 2. СПб. 1998. С.16-24.
17. Гашкова Е.М. От серьёза символов к символической серьёзности// Метафизические исследования. Альманах. Выпуск 5. Культура 2. СПб. 1998.
18. Генкин Д.М. Массовые праздники. М.: Просвещение, 1975. 140 с.
19. Гигаури Д.И. Политический миф и ритуал в структуре современной символической политики: дисс… канд. полит. наук: 23.00.03. СПб., 2016. 221 с.
20. Глебкин В. В. Ритуал в советской культуре М.: Янус-К, 1998. 168 с.
21. Гужова И.В. Целостная модель праздника как феномена культуры// Вестник Томского государственного педагогического университета. 2006. №7 (58). C.92-95.
22. Давыдова Н.С. Театральность как феномен культуры//Общественные и гуманитарные науки 2016. С.61-65.
23. Дружков А.Л., Константинова С.Е. Торжество церемоний// Сборник материалов университетских научно-практических конференций «Информационное пространство современного спорта: социокультурные и лингвистические аспекты» и «Спорт в пространстве культуры и социальных коммуникаций» / под общей редакцией И.Ю. Люлевич и М.В. Аверьяновой. М.: РГУФКСМиТ, 2016. С.124-128.
24. Евреинов Н. Н Демон театральности. СПБ: Летний сад, 2002. 535 с.
25. Ефремова Т.Ф Современный толковый словарь русского языка. М.: АСТ, 2005. 3312 c.
26. Камаев А.Ф. Народное музыкальное творчество. М.: Академия, 2008.
27. Капицын В. М. Политика памяти и символьный дизайн в городе //Вестник Института социологии, 2015. № 2. С. 30-42. Кириленко Ю. Н. Философское измерение ритуала: ритуал как языковая игра // Вестник Томского государственного университета. 2010. № 341. С. 39-42.
28. Контребинский Б.Г. Театрализованные формы празднично-обрядовой культуры и её воспитательный потенциал// Общество. Среда. Развитие (Terra Humana), 2010. №2. С. 179-185.
29. Кузнецова А. Ю. Драматургия массового праздника // Молодой учёный, 2015. №21.
30. Курбатов В.П., Курбатова Н.В. Символ в структуре праздника: виды и функции// Концепт, 2015. №. 1. С.41-50.
31. Лазарева Л.Н. История и теория праздников. Челябинск : ЧГАКИ, 2015. 251 с.
32. Лисина Е. А. Роль ритуального в культуре и социуме // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Тамбов, 2011. № 8. С. 142-146.
33. Литвинова М.В. Массовые праздники и зрелища как культурный феномен: дисс… канд. философ. наук: 24.00.01. Белгород, 2002. 196 с.
34. Макейкина Н.Ю. Власть и культура: проблемы воздействия на массовое сознание: автореф… канд. философ. наук: 24.00.01. Пенза, 2000. 21 с.
35. Максютин Н.Ф. Культурологические аспекты праздника. Казань, 1996. 92 с.
36. Малинова О. Ю. Миф как категория символической политики: анализ теоретических развилок // Полис. 2015. № 4. С. 12-21.
37. Московкина А.А. Народная празднично-обрядовая культура. Владимир : Владимирский гос. ун-т, 2006. 124 с.
38. Отто А. Церемониал, церемония и ритуал российского придворного общества XVIII века // Российская история. 2009. № 2. С. 115-124.
39. Петров Б.Н. Массовые спортивно-художественные представления: основы режиссуры, технологии, организации и методики. М. Дивизион, 2006.
40. Пронина И.Н. Феномен праздника в контексте отечественной культуры: дисс… канд. философ. наук: 24.00.01. Саранск, 2001. 143 с.
41. Рене Г. Заметки об инициации [Электронный ресурс]//URL: (дата обращения 17.06.2020).
42. Римский В.П. Демоны на перепутье: культурно-исторический образ тоталитаризма. Белгород: Изд-во Бел. гос. унта; Изд-во «Везелица», 1997. 199 с.
43. Рязанова С. В. Архаические мифологемы в политическом пространстве современности. Пермь: Перм. гос. ун-т. 2009. 326 с.
44. Сарайкина Д.Ю. Политический праздник как механизм интерпретации политической реальности // Вестник ТГУ. 2011. №3(15). С.72-81.
45. Свечникова О. Б. Эволюция сценарной драматургии в русской народной праздничной культуре // Молодой учёный,2012. № 2. C.338-341.
46. Сидоренко И.В. Событийный ряд культовых действий: автореф .. канд. культ. наук: 24.00.01. М., 1999. 25 с.
47. Соловьева О. А. Поведенческий символ власти и политическая социализация (бухарский эмират XIX-начала XX вв. )// Журнал социологии и социальной антропологии, 2001. Т. 4, №. 4. С. 103-115.
48. Степнова Л. А., Грибакина Н. В. Символ как способ политической коммуникации // Прикладная психология и психоанализ 2000. № 1. С. 22-25.
49. Тазетдинова Р.Р. Театральность как феномен в бытии культуры. Казань, 2013. 45 c/
50. Триадский В.А. Основы режиссуры театрализованных представлений. М.: Искусство, 1985. 73 с.
51. Туманов И.М. Режиссура массового праздника и театрализованного концерта. М.: Просвещение, 1976. 86 с.
52. Фёдорова М.Б. (ред.) Современное состояние и перспективы развития праздничной культуры. Сборник научных и учебно-методических статей. Барнаул: Изд-во АлтГАКИ, 2009.
53. Фирсова А.М. Социокультурная трансформация ритуалов и обрядов инициации в мировой традиции : автореферат дис. ... кандидата философских наук : 24.00.01 Нижний Новгород, 2005. 26 c.
54. Чвалун Р.В. К вопросу о содержании понятия «Театральность»// Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета, 2012. №. 82. С. 1107-1117.
55. Черняк Е.Ф., Черняк М.В., Белов В.Ф. Режиссура фольклорного праздника// Мир науки, культуры, образования, 2019. №2. (75). C.81-83.
56. Шароев И.Г. Режиссура эстрады и массовых представлений. М.: ГИТИС, 2009. 333 с.
57. Шаронина М.Г. Арт -протокол как соучастник различных праздничных церемоний и торжественных мероприятий// Культура - искусство - образование: XXXVII научно-практическая конференция профессорско-преподавательского состава вуза, Челябинск, 5 февраля 2016 г. / ФГБОУ ВО «Челябинский гос. ин-т культуры». Челябинск: ЧГИК, 2016.
58. Шевченко Е.С. Театральная аксиология Николая Евреинова// Вестник Самарского университета, 2017. Т. 23. №. 12, 2017. С. 165-169.
59. Шубина И.Б. Драматургия и режиссура зрелища: игра, сопровождающая жизнь. Ростов-на-Дону: Феникс, 2006. 284 с.
60. Шубина И.Б. Основные элементы структуры клубного сценария как драматургического произведения // Учебное пособие для студентов культурно-просветительного факультета. Ростов-н/Д: РГМПИ, 1991. 297 с.
61. Шумихина Л. А., Попова В.Н. Эстетика парадов и демонстраций как праздничных ритуалов советской культуры// Теория и практика общественного развития, 2012. №. 5. С. 203-208.
62. Яковлева И.А. Русский фольклор и его роль в умственном развитии детей// Молодой учёный, 2014. №10. C. 463-465.