Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность данной курсовой работы заключается в том, что повышение квалификации персонала -
залог успешной работы всей организации, поскольку повышается уровень конкурентоспособности
работающих на предприятии, а значит повышается и уровень конкурентоспособности продукции,
которую они производят. Повышение квалификации сегодня главное требование востребованности
специалистов на рынке, т.к. в современных условиях, когда динамично развиваются все отрасли
производств, работники не могут останавливаться только на одном, двух полученных уровнях
образования. Повышение квалификации также необходимо и для того, чтобы повышать уровень
компетенций и расширять их набор. Взять сегодня на работу хорошего специалиста недостаточно,
так как по истечении определенного периода времени, даже самые современные знания устаревают
и их надлежит обновлять. В связи с этим, работодатели зачастую отправляют своих сотрудников на
семинары, курсы повышения квалификации, стажировки для получения новых знаний и актуальной
информации в соответствии со специализацией своей организации.
Разработка программы повышения квалификации персонала – это ключевой направление кадрового
обеспечения деятельности и важная функция управленческой направленности человеческого
потенциала организационной структуры в связи с тем, что позволяет обеспечить организацию
квалификационным персоналом.
Объектом исследования выступает АО «Орский машиностроительный завод».
Предметом исследования является система подготовки и повышения квалификация персонала.
Цель курсовой работы - разработать новую модель обучения сотрудников.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
- изучить теоретические аспекты повышения квалификации персонала как фактора роста
эффективности деятельности предприятия;
- рассмотреть основные формы повышения квалификации и обучения персонала;
- выявить основные проблемы повышения квалификации на промышленных предприятиях;
- дать организационно-экономическую характеристику АО «Орский машиностроительный завод»;
- проанализировать систему управления персоналом в АО «Орский машиностроительный завод»;
- провести анализ действующей системы подготовки и повышения квалификации сотрудников АО
«Орский машиностроительный завод»;
- дать оценку эффективности действующей системы повышения квалификации сотрудников АО
«Орский машиностроительный завод»;
- разработать мероприятия, направленные на совершенствование системы подготовки и повышения
квалификации сотрудников предприятия;
- дать оценку эффективности предлагаемых мероприятий.
Степень изученности системы подготовки, переподготовки, повышения квалификации персонала,
эффективность их обучения освещаются в работах В.Я. Афанасьева, Д.Н. Бобрышева, В.Ф. Богачева,
Ю.М. Забродина, Ю.И. Иванова, В.С. Кабакова, В.И. Матирко, А.А. Модина, Ю.Г. Одегова, Ф.М.
Русинова, И.И. Сигова, А.М. Смолкина, Л.В. Фаткина. Современное состояние системы подготовки,
переподготовки и повышения квалификации, вопросы ее практического совершенствования
4
исследуются в работах Г.В. Атаманчука, Б.М. Лазарева, С.Ю. Наумова, Ю.А. Розенбаума, Ю.Н.
Старилова.
Методы исследования – системный и сравнительный анализ, а также анализ причинно-следственных
связей, методы научной классификации, статистические методы, наблюдение.
Практическая значимость исследования. Материалы данного исследования могут быть использованы
при разработке, организации и совершенствовании различных систем повышения квалификации
промышленного предприятия.
Структура работы включает в себя: введение, три главы, заключение, список использованных
источников.
Глава 1. Теоретические аспекты повышения квалификации персонала на предприятии
1.1 Повышение квалификации персонала как фактор роста эффективности деятельности предприятия
Повышение квалификации персонала – это обучение сотрудника с целью углубления и
усовершенствования уже имеющихся у него профессиональных знаний, необходимых для
определенного вида профессиональной деятельности.
Руководству предприятия необходимо рассматривать затраты на обучение и подготовку персонала
как инвестиции в основной капитал, которые дадут возможность наиболее эффективно применять
новейшие технологии на производстве [6].
С экономической точки зрения подготовка квалифицированных кадров представляется эффективной
только в том случае, если связанные с ней издержки ниже издержек организации на повышение
производительности труда за счет этого фактора. Подготовка квалифицированного персонала
способна свести на нет необходимость привлечения рабочей силы со стороны и предотвратить его
сокращение путем устранения дефицита рабочей силы [6].
Сегодня, когда происходит повсеместное развитие инновационной деятельности и внедрение новых
технологий в современных экономических системах, насущной проблемой для многих отраслей
остается разработка и использование новых форм и методов управления знаниями.
Обучение и повышение квалификации персонала обязаны носить непрерывный характер и должны
проводиться в течение всей трудовой деятельности работника. В новых социально – экономических
условиях появляется объективная необходимость интенсификации, интеграции, дифференциации
профессионального обучения, как базисной основы, обеспечивающей подготовку рабочих и
специалистов. Основной тенденцией во всех отраслях промышленности является интеграция науки,
техники и производства [6].
Россия сегодня стоит на этапе реформ, которым подверглись практически все сферы деятельности, в
связи с чем, подготовка рабочих кадров для различных видов производств не исключение.
На федеральном и региональном уровнях отмечается отсутствие связи между системой
профессионального образования и задачами производства как текущими, так и будущими [6].
В настоящий момент времени нет четкого отработанного механизма, который позволил бы
осуществлять мониторинг и прогнозирование реальных запросов экономики, для того чтобы
образовательные учреждения могли готовить кадры именно под эти запросы. Включенная в
образовательные процессы производственная практика студентов на предприятиях зачастую
является формальной, требуемые навыки в полном объеме не осваиваются. С учетом темпов
развития экономики и инфраструктуры, следует все образовательные программы по подготовке
рабочих кадров ежегодно обновлять, качественно дорабатываться в соответствии с запросами
рынка. Многие предприятия создают свои учебные центры, где своими силами обучают своих
5
сотрудников под текущие задачи предприятия. Однако встает вопрос: «Будут ли обученные
специалисты востребованы через 10—15 лет?» [6].
Существует разрыв между российскими показателями качества и лучшими мировыми стандартами
как на производстве, так и в системе подготовки рабочих кадров. Если предприятие, на котором
учащиеся проходят производственную практику, не отвечает современным стандартам, оно также не
может обеспечить современные требования к уровню подготовки кадров. В большинстве колледжей
страны оборудование не соответствует передовым технологиям, отсутствует возможность
оперативного обновления материально-технической базы [6].
Подготовка, переподготовка кадров - одно из звеньев в сбалансированном спросе и предложении
рабочей силы.
Сегодня, изменив профессиональную направленность подготовки кадров, а также уровень
квалификации персонала, предпринимая первичную подготовку специалистов для конкретных
рабочих мест, организация имеет возможность гарантировать преимущественно полное
соответствие структуры персонала, структуре штатного расписания организации, с учетом общего
спектра требований, которые предъявляются организацией к качеству своего персонала [12,13].
Ранее в Российской Федерации, предприятия и организации ежегодно получали задания по
подготовке и переподготовке кадров, а так же нормативы по численности работников, которые
занимаются обучением персонала, а так же нормативы по созданию учебно-производственной базы
и заданиями по ее расширению и т.п. . Сейчас же подготовка, переподготовка кадров в организации
производятся самостоятельно, вне зависимости от каких-либо других органов управления, и это
имеет как положительные, так и отрицательные стороны [13].
Основные задачи подготовки кадров рассмотрим на рисунке 1 [12].
Рисунок 1. Основные задачи подготовки кадров
Переподготовка (переобучение) — это освоение новых профессий высвобождаемыми работниками,
которые не могут быть использованы по имеющимся у них специальностям, а также лицами,
выражающими желание сменить профессию с учетом потребности производства. Переподготовка
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. Архипова Н.И. Управление персоналом организации / Н.И. Архипова, О.Л. Седова. – М.:
Проспект, 2016. – 224 c.
2. Болдырева Н. В. Управление персоналом: современный подход: учебное пособие / Н. В.
Болдырева. – Воронеж: ВГПУ, М.: Наука: информ. 2018. – 195 с.
3. Андреева Е.С. Улучшение уровня квалификации персонала за счет повышения уровня его
вовлеченности в рабочий процесс. / Е.С. Андреева. // Экономика и социум, 2016. - № 10 (29). - С. 823-
826.
4. Исаева О.М. Управление персоналом: Учебник и практикум для СПО / О.М. Исаева, Е.А.
Припорова. – Люберцы: Юрайт, 2016. – 244 c.
5. Кабанов А.Я. Управление персоналом: теория и практика. Организация профориентации и
адаптации персонала: Учебно-практическое пособие / А.Я. Кабанов, Е.В. Каштанова. – М.: Проспект,
2015. – 56 c.
6. Кибанов А.Я. Управление персоналом организации: стратегия, маркетинг,
интернационализация: Учебное пособие / А.Я. Кибанов, И.Б. Дуракова. – М.: НИЦ ИНФРА-М, 2017. –
301 c.
7. Куприянчук Е.В. Управление персоналом: ассессмент, комплектование, адаптация, развитие:
Учебное пособие / Е.В. Куприянчук, Ю.В. Щербакова. – М.: ИЦ РИОР, НИЦ ИНФРА-М, 2014. – 255 c.
8. Асадуллаев Р.Г. Построение функциональной схемы процесса управления повышением
квалификации персонала предприятия для адаптивной системы управления обучением. / Р.Г.
Асадуллаев, В.В. Ломакин. // Научно-технический вестник Поволжья, 2014. № 5. С. 101-103.
9. Балынская Н.Р. Система управления кадровым потенциалом современной организации / Н.Р.
Балынская, Н.В. Кузнецова, О.Н. Синицына // Вопросы управления. – 2016. – № 2 (20). – С. 214-220.
10. Бехтольд А.П. Сущность методов повышения квалификации персонала. / А.П. Бетольд. //
Образование. Технология. Сервис, 2015. Т. 1. № 1 (6). С. 47-51.
11. Билалова И.Р. Проблемы обучения и повышения квалификации персонала на предприятии. /
И.Р. Билалова. // Экономика и социум, 2016. № 5-1 (24). С. 302-304.
12. Брусницын Е.С. Разработка системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации
персонала в ОАО «Колос». / Е.С. Брусницын. // Молодежь и наука, 2016. № 4. С. 14.
13. Вираг А.С. Повышение конкурентоспособности предприятия путем повышения квалификации
персонала. / А.С. Вираг, А.С. Боченкова, К.И. Телкова, А.А. Александров. // Наука и современность
сборник материалов V-ой международной научно-практической конференции, 2016. С. 74-75.
14. Галимова А.Ш. Зарубежный опыт переподготовки и повышения квалификации персонала. /
А.Ш. Галимова, Г.Ф. Галяутдинова. // Теория и практика современной науки, 2016. № 6-2 (12). С. 511-
514.
15. Горшкова Г.Н. Повышение квалификации как фактор роста трудового потенциала. / Г.Н.
Горшкова. // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Серия: Познание, 2014.
№ 12 (39). С. 9-10.
16. Грязева Е.В. Профессиональная подготовка, переподготовка, повышение квалификации
персонала. / Е.В. Грязева. // Вестник научных конференций, 2016. № 11-6 (15). С. 52-53.
7
17. Диброва Ж. Обучение персонала - что необходимо знать руководителю. / Ж. Диброва. //
Генеральный директор, 2014. № 9. С. 43-45
18. Долженко Ю.Ю. Рекомендации по повышению квалификации персонала организации с
использованием дистанционных форм обучения. / Ю.Ю. Долженко, Е.Ю. Чикота, А.С. Позднякова. //
Инновационная экономика: информация, аналитика, прогнозы, 2016. № 1. С. 49.
19. Дремина М. А. Подготовка кадров для работы на высокотехнологичном производстве / М. А.
Дремина, В. А. Копнов, А. И. Лыжин // Образование и наука. 2016. № 1. С. 50–75.
20. Жантлисова Е.А. Организация и повышение эффективности работы по подготовке,
переподготовке и повышению квалификации персонала на предприятии. / Е.А. Жантлисова, В.К.
Шепелькова. // Наука и производство Урала, 2016. № 12. С. 71-72.
21. Климова А.А. Обучение персонала как кадровая технология его развития. / А.А. Климова, О.С.
Резникова. // Современные технологии управления персоналом сборник научных трудов.
Симферополь, 2016. С. 227-230.
22. Копнов В. А. Введение новой компетенции «Мастер производственного обучения» в
национальный чемпионат рабочих профессий WorldSkills / В. А. Копнов, А. В. Соколова //
Образование и наука. 2015. № 7. С. 75–89.
23. Копытцева К.А. Повышение квалификации персонала как фактор развития кадрового
потенциала организации. / К.А. Копытцева. // Наука молодых - будущее России сборник научных
статей международной научной конференции перспективных разработок молодых ученых: в 3 томах.
Юго-Западный государственный университет, 2016. С. 184-187.
24. Кузнецов А.С. Планирование повышения квалификации персонала. / А.С. Кузнецов. //
Экономика и социум, 2016. № 3 (22). С. 641-644.
25. Кузнецова М. С. Проблемы качества рабочей силы, подготовки, формирования
профессиональных компетенций, переподготовки и повышения квалификации кадров. / М.С.
Кузнецова. // Научно-методический электронный журнал «Концепт», 2014. № 7 (июль). С. 66–70
26. Митусова Е.К. Роль повышения квалификации персонала. / Е.К. Митусова, Я.С. Нечаева. //
Актуальные проблемы современного образования: опыт и инновации материалы всероссийской
научно-практической конференции (заочной) с международным участием. отв. ред. А.Ю. Нагорнова,
2016. С. 271-272.
27. Ольховский В.В. Новый алгоритм в системе повышения квалификации персонала. / В.В.
Ольховский. // Инновационные исследования: общество, экономика, техносфера Сборник научных
трудов по материалам Международных научно-практических конференций научной сессии
«Декабрьские Международные научные чтения», 2016. С. 67-69.
28. Петрушкан К.С. О необходимости обучения персонала и систематического повышения его
квалификации. К.С. Петрушкан, С.В. Грицунова. // Экономика, управление и право: инновационное
решение проблем сборник статей V Международной научно-практической конференци; под общей
редакцией Г.Ю. Гуляева, 2016. С. 148-150.
29. Рыжкова О.В. Управление предприятием: современные подходы к построению
внутрифирменного обучения персонала и повышения его квалификации в РФ. / О.В. Рыжкова, О.М.
Рюмкин. // Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования, 2016. № 3 (13).
С. 19-23.
30. Стародубцев С. О. Необходимость повышения квалификации трудового персонала как фактор
успешного развития организации. / С.О. Стародубцев. // Молодой ученый, 2016. №6. С. 559-561
8
31. Тадтаева В.В. Взаимодействие предприятий с вузами в подготовке и повышении
квалификации персонала. / В.В. Тадтаева, И.С. Шапка. // Экономика и предпринимательство, 2016.
№ 4-1 (69-1). С. 581-583.
32. Троицкая А.А. Планирование затрат на повышение квалификации персонала предприятий с
привлечением услуг научно - образовательных центров. / А.А. Троицкая. // Современное состояние и
перспективы развития научной мысли сборник статей Международной научно-практической
конференции, 2016. С. 133-136.