Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы. Содержание библиотечной профессии включает:
общение с читателями, пользователями услуг библиотеки; многообразные
технологические процессы и операции, связанные с работой с
документным фондом библиотеки, с ее информационно-поисковыми
системами и т.п.
Основным критерием дифференциации библиотечной профессии
выступает уровень профессиональной подготовки.
Выделяют три уровня квалификации библиотекарей:
- низкий. Библиотекари не имеют библиотечного образования и
выполняют в библиотеках вспомогательные функции;
2
- средний. Библиотекари выполняют комплекс организационнотехнологических операций на регламентированном (стандартизованном)
уровне. Имеют среднее библиотечное образование;
- высокий. Библиотекари имеют высшее библиотечное образование и
умеют самостоятельно принимать управленческие и методические
решения.
Библиотечные специальности: менеджеры; методисты; комплектаторы;
каталогизаторы; сотрудники отделов обслуживания.
Содержание трудовой деятельности по каждой специальности
фиксируется в профессиограмме.
Профессиограмма дает общую характеристику специальности и отражает
содержание и формы трудовой деятельности; профессиональные
требования к знаниям, умениям и навыкам, которые необходимы и
достаточны для выполнения функциональных обязанностей по конкретной
специальности.
В основе обеспечения библиотек профессиональными библиотечными
кадрами лежит система непрерывного библиотечного образования как
целенаправленного процесса; подготовки,повышения квалификации,
переподготовки библиотекарей.
Современная библиотечная система России – совокупность всех библиотек,
находящихся на ее территории, организована по административнотерриториальному и ведомственно-отраслевому признакам. Основу
построения библиотечной системы составляют управление и методическое
обеспечение, которые для каждой конкретной сети выполняет
центральная библиотека. Особое значение в процессе создания
библиотечных систем имеет уровень профессионализма библиотечных
работников.
Цель данного исследования – исследование особенностей библиотечной
профессии в процессе создания современных библиотечных систем.
Объект исследования – теоретические аспекты и особенности
библиотечной профессии в РФ.
Предмет исследования – деятельность библиотекарей в процессе создания
централизованной библиотечной системы.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие
задачи:
- изучить и описать особенности кадрово политики современных
общедоступных библиотек;
- рассмотреть библиотечную сеть России как основной элемент
современной библиотечной профессии;
- проанализировать Централизованную библиотечную систему города
Краснодара;
3
- охарактеризовать Централизованную библиотечную систему
Домбаровского района Оренбургской области;
- проанализировать особенности создания централизованной
библиотечной системы на примере Усть-Куломских библиотек.
Практическая значимость работы: результаты, полученные в процессе
исследования, могут быть использованы практическими психологами с
целью построения определённой работы, которая оптимально будет
направлена на повышение профессиональной деятельности
библиотекарей.
Структура работы: введение, две главы, заключение, список литературы.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ И ОСОБЕННОСТИ БИБЛИОТЕЧНОЙ
ПРОФЕССИИ В РФ
1.1. Кадровая политика современных общедоступных библиотек
Вопросам профессиональной подготовки библиотечных специалистов
посвящено большое количество публикаций, особенно представителей
вузов. Тематика работ обширна: состояние инфраструктуры; качество
подготовки; методические аспекты преподавания; взаимодействие
библиотек как работодателей и вузов, осуществляющих подготовку
библиотечных кадров; проблемы внедрения профессиональных
стандартов и др.
Указанные вопросы волнуют сегодня как библиотекарей-практиков, так и
представителей Министерства культуры РФ, в ведении которого находится
большинство библиотек страны. На совещании министра культуры РФ с
директорами крупнейших библиотек, проведённым в сентябре 2016 г. в
Российской государственной библиотеке (РГБ), обсуждались вопросы
недостаточного престижа профессии, старения кадров, роста доли
сотрудников без профильного образования, качества подготовки
библиотечных специалистов. Открывая совещание, В. Р. Мединский
сказал: «Нас беспокоит кадровая ситуация в библиотеках, министерство не
удовлетворяет то, какими кадрами пополняются наши библиотеки, есть
вопросы и к системе образования. Мы видим, что эта профессия
недостаточно престижна, профессия стремительно стареет, многие
приходят работать в библиотеки, не имея профильного образования».
Самой актуальной была и остается проблема повышения квалификации и
требования к компетенциям библиотечных специалистов в библиотеках
разных организационно-правовых форм. Во-первых, в библиотеки
приходит работать много непрофильных специалистов, которых надо учить
и переучивать силами системы повышения квалификации; во-вторых,
постоянно происходят изменения в информационно-библиотечных
4
технологиях; в-третьих, ужесточаются требования к повышению
квалификации со стороны вышестоящих органов.
На наш взгляд, массовое преобладание непрофильных специалистов в
библиотеках само по себе является серьезным фактором, влияние
которого не могут однозначно оценить уже многие годы: начиная с 1980-х
гг. в публикациях мы можем найти данные исследований, в которых
отмечается наличие большого количества непрофильных специалистов в
структуре персонала разных библиотек.
В прошлом ситуация объяснялась отсутствием достаточного количества
вузов, которые готовили библиотечных специалистов, и мест в них; сейчас
количество образовательных учреждений, готовящих кадры для
библиотек, сокращается, и проблема все так же остается не решённой.
Сохраняющаяся долгие годы ситуация позволяет говорить о
необходимости более пристального изучения, выявления причин ее
возникновения и прогнозирования последствий. В качестве одного из них
можно указать увеличение затрат библиотек (временных, финансовых) на
мероприятия по повышению квалификации и переподготовке
специалистов с непрофильным образованием. При этом результат
обучения часто оказывается непредсказуемым: прослушанные курсы не
оказывают существенное положительное влияние на качество работы
сотрудника или могут привести к переосмыслению выбора и
последующему его уходу из профессии. Возникает вопрос о том, что
рациональнее: учить отраслевой специфике в вузе или переучивать
непрофильного специалиста? Однозначного ответа у профессионального
сообщества пока нет.
Тренд последних лет – активное лицензирование деятельности в области
дополнительного профессионального образования крупными
библиотеками (центральными библиотеками территорий). Библиотеки,
получившие право заниматься этой деятельностью, разрабатывают
программы повышения квалификации (реже – переподготовки),
приглашают преподавателей для
Фрагмент для ознакомления
3
1. Борисова, Е.И. Современные тенденции в развитии регионального
библиотечного законодательства России // Справочник рук. Учреждения
культуры. – 2009. - № 6. – С. 20-24.
2. Дрешер, Ю. Н. Система менеджмента качества как условие успешной
деятельности организации / Ю. Н. Дрешер // Научные и технические
библиотеки. - 2010. - № 8. - С.27-30.
5
3. Единый фонд ЦБС и МБА в системе обслуживания населения региона :
(по материалам обл. семинара) / Моск. обл. гос. науч. б-ка им. Н. К.
Крупской ; сост.: Е. В. Зинина, Н. А. Мартынова. – М. : [б. и.], 2003. – 16 с.
4. Елепов, Б. С. Научные библиотеки в новом тысячелетии: проблемы
взаимоиспользования ресурсов / Б. С. Елепов, Е. Б. Соболева // Научные
библиотеки в новом тысячелетии: проблемы взаимоиспользования
ресурсов : материалы Регион. науч.-практ. конф., 10 – 14 сент. 2001 г., г.
Иркутск / ГПНТБ СО РАН. – Новосибирск, 2002. – С. 9-12.
5. Ерохина, Н. Стратегическая цель – доступность документальных
ресурсов // Библиотека. – 2001. – № 1. – С. 31-32.
6. Клюев, В.К. Маркетинг в практике библиотеки: правовой аспект // АиФ.
Новая б-ка. – 2004. - № 5. – С. 38-39.
7. Левицкая, М. М. Система менеджмента качества - основа
инновационной политики управления библиотекой / М. М. Левицкая //
Информационный бюллетень Российской библиотечной ассоциации. -
2009. - № 52. - С.58-60.
8. Манилова, Т.Л. Основные направления государственной политики в
области библиотечного дела на современном этапе // Информ. бюл. РБА. –
2009. - № 52. – С. 7-9.
9. Маркова, В. Н. Стратегическая модель оптимизации деятельности
библиотеки / В. Н. Маркова // Библиотековедение. - 2008.- № 5. – С. 17-22.
10. Медведева, С. Принципы юридического регулирования: Анализ
действующего отраслевого законодательства // Библиотека. – 2010. - № 7.
– С. 10-14.
11. Мистрюкова, Т. А. Взаимоиспользование библиотечных фондов //
Актуальные вопросы библиотечной работы: теория и практика : сборник. –
М., 1988. – С. 98-108.
12. Мистрюкова, Т. А. Внутрисистемный обмен – рычаг эффективности //
Библиотекарь. – 1984. – № 3. – С. 54-55.
13. Пашин, А.И. Библиотечное дело в правовом пространстве //
Библиотека. – 2009. - № 5. – С. 6-10.
14. Пашин, А.И. Из истории библиотечного законодательства России //
Библиотековедение. – 2003. - № 6. – С. 94-100.
15. Пашин, А.И. Управление библиотечным делом: системный подход:
Учеб. пособие. – М.: Либерея-Бибинформ, 2008. – С.51-76
(«Законодательное регулирование информационно-библиотечной
деятельности»).
16. Проблемы создания и интеграции информационных ресурсов:
(материалы конф.) / Департамент культуры и искусства Кир. обл., Кир. обл.
науч. б-ка им. А. И. Герцена. – Киров : [б. и.], 2002. – 91 с.
17. Серова, М. Встречное движение // Библиотекарь. – 1985. – № 2. – С. 16-
17.
6
18. Соколов, А. В. Концепции развития библиотечного дела и
библиофутурология // Университетская книга. – 2018. – № 6 (июль-август).
– С. 46-52. – Электрон. версия печ. публикации:
http://www.unkniga.ru/biblioteki/bibdelo/8691-kontaeptsii-razvitiya-bibdela-ibibliofuturlgiya.html.
19. Суслова, И.М., Клюев, В.К. Менеджмент библиотечно-информационной
деятельности: Учебник для вузов культуры и искусств. – СПб.: Профессия,
2009. – С. 69-95 («Правовое регулирование библиотечно-информационной
деятельности»).
20. Федяева, Л. Ф. Межбиблиотечный абонемент ДВГНБ // Вестн.
Дальневост. гос. науч. б-ки. – 2001. – № 3 (12), июль-сент. – С. 62-64.
21. Фирсов, В.Р. Работа библиотек в условиях современного авторского
права: российская и международная практика, рекомендации. – СПб.: Издво Рос. нац. б-ки, 2009. – 112 с.
22. Фирсов, В.Ф. Государственное законодательное регулирование
деятельности библиотек. Моногр. / Рос. нац. б-ка. – СПб., - 2000. – 256 с.
23. Электронная доставка документов в библиотеки области на базе отдела
МБА : метод. рекомендации для б-к обл. / Смолен. обл. универс. б-ка. –
Смоленск : [б. и.], 2003. – 16 с.
24. Анализ деятельности муниципальных публичных библиотек
Республики Коми за 2017 год. – Сыктывкар, 2018. – 92 с.: Электронный
ресурс. – Режим доступа:
http://kollegam.nbrkomi.ru/images/107/doc/401.pdf.
25. http://www.neklib.kubannet.ru/index.php/tsgb-im-n-a-nekrasova