Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы исследования. Эффективность функционирования
предприятия, его финансовая устойчивость и конкурентоспособность в
2
современных рыночных условиях в значительной степени обусловлены
грамотностью принимаемых решений в области ценообразования.
Большое значение цен, долгосрочный характер их влияния на деятельность
хозяйствующего субъекта предполагают формирование и последовательную
реализацию эффективной ценовой стратегии, призванной определить ключевые
приоритеты ценовой политики компании, сформировать стратегическую линию
ценового поведения на рынке, выработать общую методику установления и
корректировки цен на продукцию.
Формирование цены является важным элементом стратегии предприятия,
влияющим на его рентабельность, жизнеспособность и экономическую
стабильность. В долгосрочном периоде от ценовой политики зависит вся
производственно–сбытовая деятельность предприятия.
Ценовая политика очень многогранна, включает в себя массу аспектов и
рассматривается в комплексе всей деятельности организации. Цена продукции
представляет собой один из основных факторов, определяющих
покупательский выбор, поэтому ценовая политика взаимосвязана с
позиционированием товаров на рынке. Цена также является и одним из
элементов рыночной стратегии компании, постоянно взаимодействующим с
остальными: цена продукции оказывает влияние на восприятие рынком качеств
товара и отдачу от рекламы, а реклама и система распространения, в свою
очередь, воздействуют на результативность ценовой политики в целом.
Сегодня цена может определяться фактором затрат, а завтра ее уровень может
зависеть от психологии поведения покупателей.
Тем не менее, политика многих предприятий, особенно в России, зачастую не
является достаточно квалифицированной. Наиболее распространенные ошибки:
цены чрезмерно ориентированы на затраты; цены плохо адаптированы в
рыночных условиях; цены недостаточно структурированы по различным
вариантам товарного и рыночного сегмента и др. В некоторых случаях эти
ошибки приводят банкротству предприятий. Эти недостатки вызваны в
основном наследием плановой экономики, когда цена определялась или просто
базировалась на затратах.
Цены активно участвуют в формировании структуры производства, оказывают
решающее влияние на движение социального продукта, повышают
эффективность производства, влияют на распределение и использование труда.
В современных условиях предприятия все чаще сталкиваются с проблемой
разработки эффективной ценовой политики, позволяющей быстро
адаптироваться к динамичным условиям внешней среды и использовать
ценовые факторы в конкурентной борьбе.
3
Целью настоящей работы является рассмотрение роли цены и ее функций в
рыночной экономике.
Для достижения поставленной цели были выработаны следующие задачи:
рассмотреть виды и классификация цен;
проанализировать структуру розничных цен в зависимости от стадий
товародвижения и налоговой составляющей;
рассмотреть состав затрат, включаемых в цены на продукцию российских
предприятий;
выявить оптовые и торговые надбавки как структурные элементы цены;
рассмотреть цены комиссионной торговли непродовольственными
товарами как разновидность розничных цен;
рассмотреть совершенствование ценовой политики на предприятиях
розничной торговли.
Объектом исследования является роль цен в условиях рыночных отношений.
Предметом выступают направления формирования цен в розничной торговле и
общественном питании.
Методологическую и теоретическую основу исследования составляют труды
таких авторов как Бобылева А.З., Большаков С.В., Бухалков, М.И., Друри. К.,
Ермасова Н.Б., Ковалев В.В., Косинова Е.А., Белкина Е.Н., Маренков М.Л.,
Пименова Е.М., Тарасевич В.М., Трубочкина М.И., Фатхутдинов Р.А. и других
известных авторов и ученых, занимавшихся выбранной проблематикой.
Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка
использованных источников.
1 Цены и их роль в условиях рыночных отношений
1.1 Виды и классификация цен
В условиях рыночной экономики процесс ценообразования происходит в сфере
реализации продукции. Имеет место столкновение спроса и предложения,
полезности товара или услуги и целесообразности приобретения, качество и
способность конкурировать с аналогичными товарами других производителей.
Лишь после проверки товара рынком формируется его окончательная цена.
4
По степени свободы от государственного регулирования (по условиям
формирования) выделяют 3 вида или типа цен:
свободные цены – формируются независимо, в результате работы
рыночных механизмов, как результат равновесного состояния спроса и
предложения. Такие цены не подвержены прямому влиянию и контролю со
стороны государственных органов. Правительство способно воздействовать на
цены исключительно косвенно (в частности, вводя запреты на монопольную
деятельность и демпинг);
регулируемые цены – относительно свободно складываются на рынке, но
при этом некоторым образом регулируются государством (например, для
некоторых категорий товаров первой необходимости может быть искусственно
задан предельный «потолок» максимальной цены);
фиксированные цены – задаются государством. Такие цены типичны для
плановой экономики, а также могут устанавливаться при чрезвычайных
ситуациях (острый дефицит важных товаров, военные конфликты).
В рыночной экономике формирование цены товара протекает под влиянием
целого ряда факторов: затрат производства, потребительских качеств продукта,
эластичности и объема спроса, рекламы, этапа жизненного цикла товара,
остроты конкуренции, наличия заменителей, размера налогов,
государственного регулирования.
Фрагмент для ознакомления
3
а) федеральные законы и нормативные акты:
1. «Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая)» от 31.07.1998
N 146–ФЗ (ред. от 27.12.2018) // «Российская газета», N 148–149, 06.08.1998
2. Закон РФ от 07.02.1992 N 2300–1 (ред. от 29.07.2018) «О защите прав
потребителей» // «Российская газета», N 8, 16.01.1996
3. Постановление Правительства РФ от 06.06.1998 N 569 (ред. от 04.10.2012)
«Об утверждении Правил комиссионной торговли непродовольственными
товарами» // «Российская газета», N 114, 19.06.1998
б) основная литература:
1. Большаков С. В. Экономика организации: теория и практика. Учебник. –
М.: Книжный мир, 2017. – 617 с.
5
2. Бочаров, В. Корпоративные финансы [Текст] / В. Бочаров. – СПб: Питер,
2014. – 256 с.: ил. – (Серия «Ключевые вопросы»).
3. Бухалков, М.И. Планирование на предприятии: учебное пособие для
вузов / М.И. Бухалков. – ИНФРА–М, 2012. – 395 с.
4. Войтоловский, Н.В. Комплексный экономический анализ коммерческих
организаций: учебник / Н.В. Войтоловский – СПб.: Изд–во СПбГУ, 2015. – 264
с.
5. Косинова Е.А., Белкина Е.Н. Ценообразование теория и практика,
АГРУС, 2014 – 160 с.
6. Крайнова К. А., Кулина Е. А., Сатушкина В. С. Методика анализа
финансовой устойчивости предприятия в условиях кризиса // Молодой ученый.
– 2016. – №11. – С. 46–50.
7. Любушин Н.П. Экономический анализ: учебник 3–е изд. – М.:
ЮНИТИДАТА, 2012. – 575 с.
8. Макаров, А.С. Теории и методологии формирования финансовой
политики организации [Текст]: автореферат / А.С. Макаров. – Йошкар–Ола –
2017. – 34 с.
9. Мардаровская, Ю.В. Долгосрочная и краткосрочная финансовая политика
предприятия [Текст]: учеб. пособие / Ю.В. Мардаровская. – М.: ОО
«Издательство» «Элит», 2017. – С. 11.
10. Маренков М.Л. Ценообразование / Под род. В.Н. Чапека. Серия «Высшее
образование». – M.: «Национальный институт бизнеса». Ростов н/Д: Феникс,
2015. – 288 с.
11. Маховикова Г.А., Желтякова И.А., Пузыня Н.Ю. Цены и
ценообразование. – СПб.: Питер, 2017. – 176 с.
12. Миннибаева, К.А. Экономический анализ: учебно–практическое пособие
/ К.А. Миннибаева. – Б.: Изд–во БГТИ, 2017 – 509 с.
13. Мормуль Н.Ф. Экономика предприятия. Теория и практика. – М.: Омега–
Л, 2015. 180 с.
14. Передеряев И.И. Учет и анализ банкротств: учеб. пос., – М.: МГИУ, 2012.
208 с.
15. Пястолов С.М. Анализ финансово–хозяйственной деятельности
предприятия. – М.: Академия, 2013. – 336 с.
6
16. Родионова Н.В. Антикризисный менеджмент. – М.: ЮНИТИ–ДАНА,
2016. – 680 с.
17. Романова Л.Е. Экономический анализ. – СПб.: Питер, 2017. – 336 с.
18. Савицкая Г.В. Теория анализа хозяйственной деятельности. – М.:
ИНФРА–М, 2013. 288 с.
19. Савкина Р. В. Планирование на предприятии: Учебник / Р. В. Савкина. –
М.: Издательско–торговая корпорация «Дашков и К», 2016. – 324 с.
20. Тарасевич В.М. Ценовая политика предприятия. 3–е изд. – СПб.: 2016 –
320 с.
21. Трубочкина М.И. Управление ценами предприятия: Учебное пособие /
М.И. Трубочкина. – 2–е изд., исп. и доп. – НИЦ ИНФРА–М, 2016. – 319 с.
22. Цены и ценообразование / под ред. В.Е. Есипова: Учебник для вузов, 3–е
изд. СПб: Издательство «Питер», 2015. – 464 с.
23. Четверов В.С. Методы финансового планирования // Молодой ученый. –
2015. – № 3. – 539 с.
24. Чечевицына Л.Н., Чечевицына Е.В. Экономика предприятия / Л.Н.
Чечевицына, Е.В. Чечевицына– Ростов–на–Дону: Феникс, 2018. – 384 с