Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы работы обусловлена тем, что режим служебного времени и времени отдыха (в
случае, если он для гражданского служащего отличается от служебного распорядка государственного
органа)» - восьмое существенное условие служебного контракта (трудового договора).
2
Нередко режим служебного времени и времени отдыха в случае, если он отличается для
гражданского служащего от служебного распорядка государственного органа, в служебном
контракте не устанавливается, делается лишь отсылка к служебному распорядку государственного
органа «для всех».
Объектом данной работы являются общественные отношения. возникающие в связи со служебным
временем и временем отдыха на государственной гражданской и муниципальной службе.
Предметом работы являются нормы действующего законодательства, регламентирующие служебное
время и время отдыха на государственной и суниципальной службе, практика их применения, а так
же научная и учебная литература по теме работы.
Цель настощей работы является изучение служебного времени и времени отдыха на
государственной и суниципальной службе.
Для достижения указанной цели настоящей работы поставлены следующие задачи:
• изучить понятие служебного времени;
• рассмотреть понятие времени отдыха;
• проанализировать вопрос неполного служебного времени на государственной гражданской и
муниципальной службе;
• исследовать вопросы предоставления отдыха во время пребывания в служебной
командировке.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения и библиографического списка.
1. Понятие служебного времени и времени отдыха
1.1. Служебное время
Частью первой статьи 45 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной
гражданской службе Российской Федерации» [6] дано определение понятию «служебное время».
Служебное время - время, в течение которого гражданский служащий в соответствии со служебным
распорядком государственного органа или с графиком службы либо условиями служебного
контракта должен исполнять свои должностные обязанности, а также иные периоды, которые в
соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами относятся к
служебному времени. Для измерения труда гражданского служащего было предложено время,
точнее, продолжительность рабочего времени, в рамках которого осуществляется служебная
деятельность служащего. Необходимо отметить, что предложенный принцип согласуется с нормами
трудового законодательства, исходя из которого рабочее время - это время, в течение которого
3
работник в соответствии с правилами внутреннего трудового распорядка и условиями трудового
договора должен исполнять обязанности.
Основным проблемами правового регулирования рабочего (служебного) времени муниципальных
служащих являются:
1. Фактическая неопределенность содержания дефиниции «рабочее (служебное) время».
2. Исключение из сферы правового регулирования рабочего (служебного) времени в соответствии с
Федеральным законом от 02.03.2007 № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации»
[5] как иных актов, содержащих нормы трудового права, так и коллективных договоров, положений о
муниципальной службе органов местного самоуправления и правил внутреннего трудового
распорядка. Проанализируем данные проблемы подробно.
Тенденция конфронтации влияния теорий государственной службы и теорий трудового права на
развитие законодательства о труде муниципальных служащих находит свое наиболее яркое
воплощение в данной сфере, что проявляется, в частности, в том, что в Трудовом кодексе РФ [2]
используется термин «рабочее время» и не упоминается о служебном времени, а в Федеральном
законе «О муниципальной службе в Российской Федерации» употребляется дефиниция «служебное
время», которая характерна не для трудового законодательства, а для законодательства о
гражданской службе, хотя в названном Законе есть отсылка к трудовому законодательству, а не к
нормативно-правовым актам о гражданской службе.
Интересно, что в зависимости от того, каких взглядов по этому вопросу придерживаются
федеральные органы, субъекты Российской Федерации и органы местного самоуправления, в их
нормативные правовые акты включается либо дефиниция «служебное время», либо определение
«рабочее время», либо понятие «рабочее (служебное) время».
Так, Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 14.12.2009 № 984н «Об
утверждении Порядка прохождения диспансеризации государственными гражданскими служащими
Российской Федерации и муниципальными служащими, перечня заболеваний, препятствующих
поступлению на государственную гражданскую службу Российской Федерации и муниципальную
службу или ее прохождению, а также формы заключения медицинского учреждения» [11]
устанавливает, что диспансеризация гражданских служащих и муниципальных служащих проводится
в служебное время в течение календарного года в соответствии с графиком прохождения
диспансеризации государственными гражданскими служащими и муниципальными служащими,
утвержденным представителем нанимателя (работодателем).
В свою очередь, Закон Республики Крым от 16.09.2014 № 76-ЗРК «О муниципальной службе в
Республике Крым» [17] определяет, что служебное время муниципальных служащих регулируется в
соответствии с трудовым законодательством. Однако ТК РФ регулирует только рабочее, а не
служебное время.
В типовой форме контракта с лицом, назначаемым на должность главы местной администрации по
контракту в Ярославской области, формулируется, что муниципальному служащему устанавливается
нормальная продолжительность служебного времени, ненормированный служебный день.
Особо следует отметить Положение о муниципальной службе в муниципальном образовании «город
Свободный» [19], в котором указывается, что служебное время - время, в течение которого
муниципальный служащий в соответствии со служебным распорядком органа местного
4
самоуправления либо условиями трудового договора должен исполнять свои должностные
обязанности, а также иные периоды, которые в соответствии с федеральными законами, законами
Амурской области и муниципальными правовыми актами относятся к служебному времени.
Кроме того, нормальная продолжительность служебного времени для муниципального служащего
не может превышать 40 часов в неделю. Для муниципального служащего устанавливается
пятидневная служебная неделя.
Существенно и то, что муниципальным служащим, имеющим ненормированный служебный день,
предоставляется ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск, продолжительность которого
определяется коллективным договором или служебным распорядком органа местного
самоуправления и который не может быть менее трех календарных дней (п. 8 ст. 10 Положения).
В противовес этому подходу в ряде нормативных правовых актов используется исключительно
термин «рабочее время муниципального служащего».
Например, правила внутреннего трудового распорядка в администрации муниципального
образования - Чучковское городское поселение Чучковского муниципального района Рязанской
области [28, с. 141] устанавливают, что рабочим считается время, в течение которого работник в
соответствии с трудовым договором, правилами внутреннего трудового распорядка обязан
находиться на рабочем месте и выполнять свои трудовые обязанности.
Кроме того, как отмечается в этом акте, к рабочему относится время работы, выполненной по
предложению или с ведома непосредственного руководителя работника сверх установленной
продолжительности рабочего времени (сверхурочная работа, работа в выходные дни и в выходные
праздничные дни). Данное определение, хотя и имеет много общего с дефиницией рабочего
времени по ТК РФ, однако в определенных моментах противоречит ему.
В
Фрагмент для ознакомления
3
1. Конституция РФ от 12 декабря 1993 г. // Российская газета. - 1993. - 25 декабря.
2. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 № 197-ФЗ // Собрание
законодательства РФ, 07.01.2002, № 1 (ч. 1), ст. 3.
3. О внесении изменений в статью 21 Федерального закона «О муниципальной службе в
Российской Федерации»: федеральный закон Российской Федерации от 01.05.2017 № 90-ФЗ //
Собрание законодательства РФ. – 2017. - № 18. - Ст. 2667.
4. О службе в федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной
службы и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации:
федеральный закон Российской Федерации от 23.05.2016 № 141-ФЗ // Собрание законодательства
РФ. – 2016. - № 22 - Ст. 3089.
5
5. О муниципальной службе в Российской Федерации: федеральный закон Российской
Федерации от 02.03.2007 № 25-ФЗ // Собрание законодательства РФ. – 2007. - № 10. - Ст. 1152.
6. О государственной гражданской службе Российской Федерации: федеральный закон
Российской Федерации от 27.07.2004 № 79-ФЗ // Собрание законодательства РФ. -.2004. - № 31. Ст.
3215.
7. О статусе военнослужащих: федеральный закон Российской Федерации от 27.05.1998 № 76-
ФЗ // Собрание законодательства РФ. - № 22. – 1998. Ст. 2331.
8. О порядке и условиях командирования федеральных государственных гражданских
служащих: Указ Президента Рссийской Фдерации от 18.07.2005 № 813 // Собрание законодательства
РФ. – 2005. - № 30. - Ст. 3134.
9. Вопросы прохождения военной службы: Указ Президента Российской Федерации от
16.09.1999 № 1237 // Собрание законодательства РФ. – 1999. - № 38. - Ст. 4534.
10. Об утверждении Перечня мероприятий, которые проводятся при необходимости без
ограничения общей продолжительности еженедельного служебного времени военнослужащих
войск национальной гвардии Российской Федерации, проходящих военную службу по контракту:
приказ Росгвардии от 26.11.2018 № 600. [Электронный ресурс]. Дата обновления: 07.06.2020. Доступ
из Справочной правовой системы «Консультант Плюс» - 2020.
11. Об утверждении Порядка прохождения диспансеризации государственными гражданскими
служащими Российской Федерации и муниципальными служащими, перечня заболеваний,
препятствующих поступлению на государственную гражданскую службу Российской Федерации и
муниципальную службу или ее прохождению, а также формы заключения медицинского
учреждения: приказ Минздравсоцразвития Россиийской Федерации от 14.12.2009 № 984н //
Российская газета. 1010 – 22 января.
12. Об утверждении Порядка и условий направления (командирования) военнослужащих и лиц,
проходящих службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации и имеющих
специальные звания полиции, войск национальной гвардии Российской Федерации, в служебные
командировки: приложеие к Приказу ФСВНГ России от 26 декабря 2018 г. № 667. [Электронный
ресурс]. Дата обновления: 07.06.2020. Доступ из Справочной правовой системы «Консультант Плюс» -
2020.
13. О служебных командировках в пределах СССР: инструкция Минфина СССР, Госкомтруда СССР
и ВЦСПС от 07.04.1988 № 62 // Бюллетень Госкомтруда СССР. - № 8. - 1988.
14. О некоторых вопросах правового регулирования муниципальной службы в Республике
Калмыкия: закон Республики Калмыкия от 18.11.2009 № 148-ГУ-З // Хальмг Унн. – 2009. – 20 ноября.
15. О муниципальной службе в городе Москве: закон г. Москвы от 22.10.2008 № 50 // Вестник
Мэра и Правительства Москвы. – 2008. – 25 ноября.
16. О муниципальной службе в Пермском крае: закон Пермского края от 04.05.2008 № 228-ПК //
Российская газета. – 2008. – 14 мая.
17. О муниципальной службе в Республике Крым: закон Республики Крым от 16.09.2014 № 76-
ЗРК // Губернские вести. – 2007. - 29 июня.
6
18. Об утверждении Правил внутреннего трудового распорядка администрации города Нижнего
Новгорода: Распоряжение от 18.01.2013 № 13-р. [Электронный ресурс].URL:
http://docs.cntd.ru/document/465501443 (дата обращения 08.06.2020).
19. Об утверждении Положения о муниципальной службе в муниципальном образовании «город
Свободный: решение Свободненского городского Совета народных депутатов Амурской области от
09.02.2010 № 18 (принято городским Советом народных депутатов 04.02.2010) // Зейские огни. -
2010. - 19 февраля.
20. Определение Верховного Суда Российской Федерации от 2 апреля 2009 г. № 75-Г09-3.
[Электронный ресурс]. Дата обновления: 07.06.2020. Доступ из Справочной правовой системы
«Консультант Плюс» - 2020.
21. Решение Верховного Суда Российской Федерации от 20 июня 2002 г. № ГКПИ 2002-663.
[Электронный ресурс]. Дата обновления: 07.06.2020. Доступ из Справочной правовой системы
«Консультант Плюс» - 2020.
22. Определение Верховного суда Республики Хакасия от 19 июня 2018 г. № 33-1445/2018.
[Электронный ресурс]. Дата обновления: 07.06.2020. Доступ из Справочной правовой системы
«Консультант Плюс» - 2020.
23. Кассационное определение Саратовского областного суда от 14 июля 2011 г. по делу № 33-
3776/11. [Электронный ресурс]. Дата обновления: 07.06.2020. Доступ из Справочной правовой
системы «Консультант Плюс» - 2020.
24. Анищенко А.В. Охрана труда: обязанности работодателя. М.: Редакция «Российской газеты». -
2018. - Вып. 17. - 176 с.
25. Глухов Е.А. 40 часов в неделю, или О причинах нарушения командирами прав подчиненных
на отдых в связи с привлечением их к сверхурочному труду // Право в Вооруженных Силах. 2019. - №
4. - С. 34 - 42.
26. Зюбанов Ю.А. Комментарий к Федеральному закону «О прокуратуре Российской Федерации»
(постатейный). М.: Проспект. - 2018. - 400 с.
27. Комментарий к Трудовому кодексу Российской Федерации (постатейный) / Е.Г. Азарова, М.А.
Бочарникова, Т.Ю. Коршунова и др.; отв. ред. Ю.П. Орловский. 8-е изд., испр., доп. и перераб. М.:
КОНТРАКТ, 2019. - 1254 с.
28. Морозов П.Е. Актуальные проблемы правового регулирования труда муниципальных
служащих: учебное пособие. Москва: Проспект. - 2018. – 160 с.
29. Орловский Ю.П., Нуртдинова А.Ф., Чиканова Л.А. Настольная книга кадровика: юридические
аспекты / отв. ред. Ю.П. Орловский. 3-е изд. М.: КОНТРАКТ. - 2018. - 372 с.
30. Семенова Е.А. Правоприменительная практика юрисконсульта: учебно-практическое пособие.
Москва: Проспект. - 2020. - 272 с.
31. Семенова Е.А. Практическое руководство для юрисконсульта. М.: Юстицинформ. - 2018. - 352
с.
7
32. Соловьев А.В. Конфликт корыстных интересов на государственной и муниципальной службе:
природа и способы преодоления: учебное пособие. М.: Проспект. - 2018. - 256 с.
33. Чаннов С.Е. Федеральный закон от 1 мая 2017 г. № 90-ФЗ внес поправки в ст. 21 Федерального
закона от 2 марта 2007 г. № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации».
[Электронный ресурс].URL: https://www.gkh.ru/article/102205-otpusk-munitsipalnogo-slujashchego-s2017-goda (дата обращения 08.06.2020).