Фрагмент для ознакомления
2
Второй период – период усвоения грамматической структуры предложения, связанный с формированием грамматических категорий и их внешнего выражения (1 год 10 месяцев – 3 года).
Третий период – период усвоения морфологической системы русского языка, характеризующийся усвоением типов склонений и спряжений (3 года – 7 лет). В этот период в большей мере усваиваются все единичные, стоящие особняком, формы. Раньше усваивается система окончаний, позже – система чередования в основах [15].
К младшему школьному возрасту (к 7 годам) у ребенка должны быть полностью сформированы все компоненты речи, в том числе, лексические, грамматические и морфологические категории. Если к младшему школьному возрасту (к 7-8 годам), эти компоненты не сформированы, в большинстве случаев ставится диагноз «Общее недоразвитие речи», или ОНР.
1.2. Характеристика детей с ОНР
Проведенный анализ литературных источников по теме исследования, позволяет заключить, что у детей с ОНР имеются как речевые, так и неречевые нарушения.
Под общим недоразвитием речи (ОНР) подразумевают системное нарушение речи, наблюдаемое у детей с нормальным слухом и при относительно сохранном интеллекте. Это речевое недоразвитие, при котором у детей могут наблюдаться различные типы речевых нарушений, начиная от нарушений произносительной стороны речи, проявляющихся в виде нарушения отдельных звуков, или группы звуков, до тяжелых нарушений речи, снижения словарного запаса, нарушения процессов словообразования, словоизменения. У многих детей с ОНР страдает связная речь, они не способны в полной мере высказать, передать свою мысль собеседнику [22-23].
В работах Архиповой Е.Ф. [3], указывается, что условно можно выделить четыре уровня недоразвития речи.
Так, для первого уровня характерно полное отсутствие речи, либо сохранение исключительно отдельных ее элементов. Таких детей условно называют «безречевыми детьми», поскольку они не способны четко выразить свои мысли, им не хватает лексического запаса. У детей этого уровня отмечается звукоподражательная речь, а словарный запас представлен преимущественно звуковыми комплексами. Для детей с 1 уровнем речевых нарушений характерно наличие лепетных слов, которые в норме не свойственны детям младшего школьного возраста. Например, такие дети говорят: «ляля» вместо «кукла», «ту-ту» вместо «поезд». Также характерно то, что одно и то же лепетное слов дети могут использовать для обозначения различных предметов, явлений, что еще сильнее затрудняет коммуникацию [3].
Также отмечается, что дети могут использовать слова наоборот, переставлять слоги и буквы в словах. Предложения, как правило, односложные. Например, они говорят «Дай», не указывая при этом на конкретный предмет [23].
Для звукопроизношения характерна смазанность. Многие звуки дети не способны произнести. Отмечается сильное нарушение слоговой структуры. Для речи детей свойственно наличие 1-2 сложных слов, не более. Сложную слоговую структуру дети стремятся сократить.
При характеристике 2 уровня ОНР, Архипова Е.Ф. [3], указывает на то, что дети с таким уровнем речевых нарушений используют несколько больше речевых средств. Однако недоразвитие речи выражено достаточно остро. Такой уровень речевого развития характеризуется как «зачатки общеупотребительной речи». Дети применяют относительно небольшое количество слов. Тем не менее, они умело оперируют глаголами, именами существительными, прилагательными, наречиями, местоимениями, имеющимися в их словарном запасе. Но характерной чертой является то, что многие слова дети искажают. Фразы несколько усложняются. Так, дети могут применять двусложные, трехсложные фразы [3].
Стоит отметить, что грамматические связи между словами оформлены недостаточно, а также отмечается большой процент аграмматизмов в речи. Отмечается опускание предлогов. Вместо них дети используют простые лепетные слова. Детям с этой патологией достаточно сложно согласовывать между собой прилагательные и глаголы. Существенно искажаются формы прилагательных, существительных, глаголов. Дети не способны к словообразованию [21]. Отмечается грубое нарушение звукопроизносительной стороны речи. Также отмечается склонность к искажению структуры слова, к переставлению отдельных слогов, опусканию или добавлению отдельных слогов. Связная речь нарушена, детям трудно составить элементарный рассказ по картинке. В большинстве случаев рассказ представляет собой обычное перечисление предметов, изображенных на картинке [16].
Для третьего уровня речевого недоразвития характерна развернутая разговорная речь. При этом отмечается отсутствие грубых отклонений в речи. Основные стороны речи развиты на достаточном уровне. Наблюдаются незначительные речевые нарушения, которые сводятся преимущественно к нарушению употребления сложных речевых единиц [20]. Такие дети часто используют в речи простые речевые фразы, они не используют сложных предложений, так как не способны отличить главные члены предложения от второстепенных. Тем не менее, дети допускают значительно меньше речевых ошибок, могут правильно применять и склонять слова по падежам, родам, числам, лицам. Однако большинство детей неправильно применяет формы множественного числа существительных, путают окончания в различных падежах. Также довольно сложно дается согласование существительных с прилагательными, существительных с числительными.
При третьем уровне ОНР у детей довольно хорошо представлено словообразование. Словарный запас недостаточен для развернутого высказывания. Простые звуки произносятся правильно, нарушения отмечаются только на уровне звукопроизношения сложных звуков [17].
Четвертый уровень – это уровень речевых нарушений, при которых зачастую нарушения не заметны. Они, как правило, обнаруживаются только в процессе обследования, диагностики. Дети говорят подобно своим сверстникам с нормой речевого развития. Однако при диагностике у них может быть обнаружен недостаточный словарный запас. Слоговая структура воспроизводится правильно, за исключением некоторых сложных слов, таких, как аквариум, террариум, милиционер [18].
Кроме речевых нарушений, для детей с ОНР свойственны и другие нарушения, например, нарушение коммуникативных навыков. Это вполне объяснимо, поскольку нарушения речевой деятельности делают невозможным полноценное высказывание своих мыслей. Соответственно, ребенка не всегда понимают. Он осознает свой дефект, что отражается и на других сферах жизнедеятельности, психических процессах [12].
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Авдулова Т.П. Личностная и коммуникативная компетентности современного школьника. Учебное пособие / Авдулова Татьяна Павловна. - М.: Прометей, 2013. - 273 c.
2. Анищенкова Е. С. Артикуляционная гимнастика для развития речи детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста / Е. С. Анищенкова. -М.: Астрель, 2017. – 311 с.
3. Архипова Е.Ф. Если у ребенка общее недоразвитие речи // Особый ребенок. - №4. – 2016. – С. 35-44.
4. Архипова Е.Ф. Речевое развитие младшего школьника // в сб. научных статей: Проблемы речевого развития дошкольников и младших школьников /Отв. ред. А.М. Шахнарович. - М.: Институт национальных проблем образования МОРФ, 2016. – 120 с.
5. Архипова, Е.Ф. Коррекционно-логопедическая работа по преодолению стертой дизартрии / Е.Ф. Архипова. - М.: Астрель, 2018. – 250 с.
6. Бабина Г.В. Логопедия. Дизартрия [Электронный ресурс]: учебно-методическое пособие/ Бабина Г.В., Белякова Л.И., Идес Р.Е.— Москва: Московский педагогический государственный университет, 2016.— 104 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/72499.html
7. Баряева Л.Б. Развивающие упражнения в коррекционной работе с детьми с ОНР // Вестник ТГПУ. - №6 (147). - 2015. - С.163-166
8. Беспалова Н.В. Активные методы обучения – разновидность самостоятельной работы // Вологдинские чтения. Материалы конференции. Дальневосточный федеральный университет. – 2019. – № 74. – С. 93–96.
9. Бушлякова Р.Г. Артикуляционная гимнастика с биоэнергопластикой./ Р. Г. Бушлякова. - М.: «Издательство Детство-Пресс», 2016 .- 120 с.
10. Бушлякова Р.Г. Особенности речевого развития детей младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2019. – № 15. – С.120-124.
11. Быковская Е.Ф. Диагностика и развитие коммуникативной компетентности детей младшего школьного возраста / Елена Быковская. - М.: Владос, 2014. - 856 c.
12. Винарская, Е.Н. Нейролингвистический анализ звуковой стороны речи [Текст] / Е.Н. Винарская // Язык и человек. - М.: Изд-во МГУ, 2016. - С.55-62.
13. Глухов В.П. Изучение особенностей формирования навыков связных высказываний у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи // Специальная педагогика. - №1. – 2017. - С.89—97.
14. Запятая О.В. Диагностика сформированности коммуникативных учебных действий у младших школьников / О.В. Запятая. - М.: Учитель, 2015. - 331 c.
15. Лебедева О. В., Хайновская Л. П. Программированное обучение на уроках русского языка // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – № 10 (октябрь). – С. 196–200.
16. Левченко И.Ю. Дети с общим недоразвитием речи. Развитие памяти / И.Ю. Левченко. - М.: Национальный книжный центр, 2016. - 918 c.
17. Логопедия: дизартрия [Электронный ресурс]: учебное пособие (практикум)/ —Ставрополь: Северо-Кавказский федеральный университет, 2018.— 126 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/92701.html
18. Нищева Н.В. Тетрадь-тренажер для автоматизации произношения и дифференциации звуков [Р], [Р’]— СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2015.
19. Нищева Н.В. Современная система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи — СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2015.
20. Нищева Н.В. Конспекты подгрупповых логопедических занятий в подготовительной к школе логопедической группе для детей с ОНР (часть I). — СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2015.
21. Полный справочник логопеда [Электронный ресурс]/ О.Д. Абрамович [и др.]. - Саратов: Научная книга, 2019.— 295 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/80216.html
22. Рыжова Н.В. Методика развития навыков изобразительного творчества у детей с общим недоразвитием речи / Рыжова Наталья Владимировна. - М.: Речь, 2011. - 230 c.
23. Хузеева Г.Р. Диагностика и развитие коммуникативной компетентности детей младшего школьного возраста. Методическое пособие / Хузеева Гузелия Рифкатовна. - М.: Владос, 2014. - 750 c.