Фрагмент для ознакомления
2
Введение
В своих произведениях А. Геласимов затрагивает те темы, которые актуальны и в наше
время. Это прежде всего влияние на ребёнка взрослой среды. Тема детства актуальна,
потому что семья, часть которой являются и дети – это основная среда, основное
пространство существования человека, в которой формируются типы и стереотипы
поведения детей.
«Степные боги» Андрея Геласимова – роман, написанный в 2008 году, затрагивает
исторические и национальные процессы, происходящие в жизни людей, чем и важны.
Эпоха, выбранная для сюжета, – окончание Второй мировой войны, показанная глазами
2
мальчика-подростка, живущего далеко от поля основных боевых действий, но близко к
остаткам военного быта – лагерю военнопленных.
Автор романа, Андрей Геласимов по образованию филолог. Его первые работы были
переводами американских романистов, в 2003 году опубликовал свой первый роман «Год
обмана», лауреат литературных премий, в 2005 году получивший на Парижской выставке
звание самого популярного писателя России, обойдя таких гигантов современной русской
литературы, как Людмила Улицкая и Борис Акунин. До «Степных богов» Геласимов уже
пробовал свое перо на военные темы – в повести «Жажда», опубликованной в 2002 году,
однако, в «Жажде» речь шла о Чеченской войне, и взгляд на происходящее хоть и исходил
из восприятия молодых людей, но не являлся взглядом ребенка, да и выбранная тема и
задача существенно отличались.
Объектом исследования является произведение А. Геласимова «Степные Боги».
Предметом исследования является архетип ребенка в произведении «Степные Боги».
Целью данной работы является выявление особенностей архетипа ребенка, определение
его значимости для раскрытия проблематики произведения.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
-рассмотреть исследование архетипа ребенка в литературе;
- проанализировать архетип ребенка в произведении «Степные Боги».
1. Исследование архетипа ребенка в литературе
1.1. Архетип ребенка
Ребенок всегда присутствует в нашей жизни, а многие люди даже могут отождествлять
себя с ребенком. Важность архетипа Ребенка заключается в том, что он репрезентирует
наше детство – причем как наше собственное, так и общечеловеческое.
Иногда Ребенок рассматривается как самостоятельныйархетип, а иногда он
рассматривается как одно из проявленийархетипа Самости/Целостности. Во всех
сновидениях, фантазиях и в реальнойжизни каждыйархетип может иметь единичные или
множественные формы проявления. Любая множественная форма проявления, будь то
много карликов, много букашек или много собачек – это частичное свидетельство
3
диссоциированности нашейпсихики. Особенно ярко это проявляется именно в случае с
архетипом Ребенка, потому что на ранних этапах терапии или в случаях регресса, а также
если мы имеем дело с сильно нарушенными клиентами, этот архетип проявляется именно
во множественнойформе. В том случае, когда мы приближаемся к какому-то
невротическому уровню, множество детейобъединяется в единичную форму и
получившийся ребенок в своейунитарнойформе выражает всю мощь этого архетипа.
Юнг полагал, что архетипы Матери и Ребенка связаны между собой. Ребенок может
проявляться вместе с матерью, без матери или как потерявшиймать. Во всех религиях
мира и мифологических сюжетах есть история, как основнойгерой, которыйимеет
детскую, инфантильную форму проявления.
Ребенок, несмотря на то, что он заброшен и одинок, странным образом выживает. При
помощи архетипа Ребенка выражается вновь нарождающееся новое состояние сознания
подвержено каким-то опасностям, ощущает себя как маленький заброшенный ребенок,
окруженный Бессознательным, комплексами и прочим «добром» – но при этом сознание
выживает. Выживание этого заброшенного ребенка – это то, что составляет парадокс
нашего сознания. Вроде бы ничего этому не способствует – но ребенок, тем не менее,
выживает. Поэтому Ребенок является выражением новой целостности, к которой мы
приходим. Часто перед серьезными жизненными испытаниями (внешними или
внутренними), когда человек принимает какое-то важное решение, ему снятся сны с
участием детей. Это предваряет какие-то конфликтные жизненные ситуации, из которых
есть шанс выйти обновленным, ибо ребенок – это появление чего-то нового. К тому же,
поскольку ребенок сам по себе есть объединение противоположностей(плод любви
мужского и женского), то часто ребенок проявляется как некое разрешение неразрешимой
ситуации, или – если мы видим множественное проявление – некая демонстрация того,
что ситуация «разбегается» и ее
Фрагмент для ознакомления
3
1. Абраменкова, В.В. Социальная психология детства в контексте развития отношений
ребёнка в мире [Текст] / В.В. Абраменкова // Вопросы психологии. – 2000. – №1. – С. 34-
41.
1. Азимов, Э.Г. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика
обучения языкам) [Текст] / Э.Г. Азимов, А.Н. Щукин. – М.: ИКАР, 2009. – 448 с.
2. Антонов, А.И. Судьба семьи в России ХХI века [Текст] / А.И. Антонов, С.А.
Сорокин. – М.: Издательский Дом «Грааль», 2000. – 416 с.
3. Арзамасцева, И.Н. Детская литература [Текст] / И.Н. Арзамасцева, С.А. Николаева.
– М.: Академия, 2005. – 576 c.
4. Барковская, Н.В. Типы повествования и их анализ [Текст] / Н.В. Барковская //
Филологический класс. – 2004. – №11. – С.16-25.
5. Бухина, О. Чего может добиться гадкий утенок: психологический портрет сироты в
детской литературе [Текст] / О. Бухина // Конструируя детское. Филология, история,
антропология: сборник науч. ст.: вып. 9. – СПб.: Изд-во Азимут, 2011. – С. 374–397.
6. Бухина, О., Лану, А. Герои-сироты в детской литературе: отражение социального
кризиса начала и конца советской эпохи [Текст] / О. Бухина, А. Лану // Детские чтения. –
2015. – №1 – С. 24-47.
7. Габдуллина, В.И., Изранова Е.В. Библейская символика в повести В. Я. Шишкова
«Странники» [Текст] /В.И.Габдуллина, Е.В. Изранова // Проблемы исторической поэтики.
– 2017. – Том 15. – С. 119-133.
8. Гаспаров, М.Л. Избранные труды, том II. О стихах [Текст] / М.Л. Гаспаров. – М.:
Языки русской культуры, 1997. – 504 с.
4
9. Глухова, Ю.О. Подросток в современной русской литературе [Текст] / Ю.О.
Глухова // Научная дискуссия современной молодёжи: актуальные вопросы, достижения и
инновации: сборник ст. конференции. – Пенза: Наука и Просвещение, 2016. – С. 233-234.
10. Головина, Л.Г. Реализация мифологем «Дом» и «Странничество» в русской прозе
XX В. О беспризорниках и детях-сиротах [Текст] / Л.Г. Головина // Знание. Понимание.
Умение. – 2011. – №4. – С. 261-263.
11. Горбушина, Е.А., Ившина Н.В. Тема милосердия в повести Е. Мурашовой «Класс
коррекции» [Текст] / Е.А. Горбушина, Н.В. Ившина // Гуманизм в культуре и
гуманитаристике: сборник ст. конференции. – Глазов: Изд-во Глазовский гос. пед. инст.
им. В.Г. Короленко, 2017. – С. 152-156.
12. Гостев, А.А. Психологические идеи в творческом наследии И.А. Ильина. На путях
создания психологии духовно-нравственной сферы человеческого бытия [Текст] / А.А.
Гостев, Н.В. Борисова. – М.: Институт психологии РАН, 2012. – 288 c.
13. Гращенкова, Е.Л. Инклюзивная проблематика в современной детской
художественной литературе [Текст] / Е.Л. Гращенкова // Инклюзивное образование:
преемственность инклюзивной культуры и практики: сборник ст. конференции. – М.: Издво Московский гос. псих.-пед. ун-т, 2017. – С. 442-448.
14. Данилюк, А.Я. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности
гражданина России [Текст] / А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков. – М.:
Просвещение, 2014. – 24 с.
15. Дворяшина, Н.А. Лики детства в русской литературе Серебряного века [Текст] /
Н.А. Дворяшина // Известия Уральского государственного университета. Сер. 2,
Гуманитарные науки. – 2008. – №55, вып. 15. – С. 137143.
16. Девятова, Е.В. Беспризорность в контексте российской культуры: дис. канд.
культ.: 24.00.01 / Челябинская гос. акад. культуры и искусств – Челябинск, 2009. – 141 с.
17. Джидарьян, И.А. Психология счастья и оптимизма [Текст] / И.А. Джидарьян. – М.:
Институт психологии РАН, 2013. – 268 c.
18. Дианова Е.Е. Образ детства в английской и русской прозе середины XIX века
[Текст] / Е.Е. Дианова. – М.: Просвещение, 1996. – 249 с.
19. Добрицкая, И.Г. Произведения о детях в русской литературе XIX века [Текст] / И.Г.
Добрицкая. – М.: МГПУ им. И.П. Шамякина, 2013. – 395 с.
20. Желябина, А.Г. Способы реализации конфликта в повести «Класс коррекции» Е.
Мурашовой [Текст] / А.Г. Желябина, С.В. Игонина, Т.Л. Павлова // Казанская наука. –
2017. – №7. – С. 19-21.
21. Иванкива, М.В., Чарская-Бойко В.Ю. Социальная тематика в современной
российской литературе для подростков: мировая традиция и национальная специфика
[Текст] / М.В. Иванкива, В.Ю. Чарская-Бойко // Детские чтения. – 2015. – №2 – С. 173-190.
22. Ишбулатова, И.А. Современная повесть о подростках в восприятии
семиклассников [Текст] / И.А. Ишбулатова // Проблемы современного филологического
образования: сборник науч. ст. – Ярославль: Изд-во Ремдер, 2014. – С. 143-149.
23. Колесова , Л.Н. О некоторых особенностях композиции «Кондуита и
Швамбрании» Л. Кассиля (Проблемы детской литературы. П., 2001) С. 159-169
24. Кон, И.С. Ребёнок и общество[Текст] / И.С. Кон. – М.: Академия, 2003. – 336 c.
25. Короленко, В.Г. Дети подземелья [Текст] / В.Г. Короленко. – Минск: Народная
асвета, 1979. – 64 с.
26. Коротина, Л.Д. Языковые средства создания образа ребёнка в повести В.Г.
Короленко «Дети подземелья» [Текст] / Л.Д. Коротина, О.В. Никифорова // Молодой
ученый. – 2015. – №22.1. – С. 185-187.
27. Корсунский, Е.А. О роли художественной литературы в познании психологии
человека [Текст] / Е.А. Корсунский // Вестник ТГУ. – 2013. – №6 (122). – С.55-59.
28. Костюхина М.С. Золотое зеркало: Русская литература для детей XVIII–XIX вв.
[Текст] / М.С. Костюхина. – М.: ОГИ, 2008. – 224 с.
5
29. Орлова, Е.И. Виды образов в литературном произведении [Текст] / Е.И. Орлова. –
М.: Учпедгиз, 2008. – С. 39