Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Батик - ткани ручной росписи стали завозить в Европу и они стали там модной новинкой. Ручную
роспись тканей широко применяли во многих странах мира, эта техника везде обладала своими
технологическими и художественными особенностями.
Современные художники могут в своем творчестве применять любые из них, привнося в свои авторские изделия свое умение и свое видение мира. Так создают современную дизайнерскую
одежду на основе древнего искусства. Ручную роспись выполняют на натуральных качественных
тканях при помощи природных красителей и используется для создания эксклюзивных изделий,
которые смогут оценить люди с хорошим вкусом и высокими требованиями к стилю одежды.
В Европе с начала с XX-го века стали использовать роспись в стиле батик. Самыми известными и
сохранившимися до нашего времени являются технологии росписи, которые применялись жителями острова Явы.
2
Используются ткани ручного прядения, резервируется рисунок при помощи рисовой пасты, наносят краски, которые изготовлены из корней растений. Процесс, проходящий в несколько этапов,
занимает несколько дней. Зато результат является неповторимым, прочным и оригинальным, а
для исполнителей наполнен мистической силой, поскольку имеет связь с поклонением богам.
В батике традиционно применяли коричневые и синие цвета для изображения древних орнаментов, которые являлись связующим звеном между духовным и материальным содержанием жизни
народа. Местными художниками была разработана своя техника нанесения рисунка в виде мелких точек, штрихов, тонких линий, путем покрытия ткани струйкой расплавленного воска.
Особенно популярными в изделиях, созданных в стиле батик являются природные мотивы.
Именно поэтому тема данной работы является актуальной.
Предметом изучения данной работы является техника батик.
Объектом изучения данной работы является стилизация природных форм.
Целью данной работы является изучения особенностей стилизации природных форм на примере
техники батик.
Для достижения данной цели в работе необходимо решить задачи:
-изучить понятие техники «Батик»;
-изучить историю техники «Батик»;
- описать понятие стилизации в искусстве;
-изучить стилизацию в батике;
- описать декоративность в батике;
- изучить стилизацию элементов растительного и животного
мира в батике.
Глава 1. Понятие техники «Батик»
1.1 История техники «Батик»
Созданием рисунков на ткани люди стали заниматься с древних времён. Самые разные техники
росписи материи были известны в Шумере, древней Японии, Перу, Шри-Ланке, в африканских
странах и на Индокитае.
Но родиной батика (в современном понимании данной техники) принято считать индонезийский
остров Ява. Мастера Явы достигли больших высот и умений в окрашивании тканей, и в очень короткое время это ремесло стало настоящим искусством.
3
Для создания одного уникального полотна иногда уходили месяцы, а порой и целые годы по причине многоступенчатого этапа подготовки материи (кипячения, вымачивания, отбеливания) и продолжительных процессов окрашивания (нанесения воска, окраски, сушки – повторяющиеся для
каждого цвета). Поэтому изначально одежду, которая была покрыта такими узорами, позволяли
себе покупать только аристократы. Обладая свободным временем, они увлеченно занимались
росписью тканей, постепенно привлекая к этой трудоёмкой и кропотливой работе своих слуг.
Хотя мастеров острова Ява и считают основоположниками техники батик, тем не менее, самыми
первыми упоминаниями о раскрашивании материи были древние китайские тексты датируемые
примерно 2500 годом до н.э. Художники тушью наносили на шёлковую ткань изображения птиц,
бабочек, прекрасных цветов, рисовали воздушные удивительные пейзажи и бытовые сценки .
Вместе с шёлком батик именно из Китая распространился повсеместно. Великий Шёлковый путь
принёс нежную и лёгкую ткань, которую ценили на вес золота сначала в Японию и Центральную
Азию, а уже далее в Индию и на Ближний Восток. Созданием батика в современном Китае занимаются главным образом, этнические группы, которые живут возле юго-западной границы. Ими
изготавливаются уникальные вещи, которые сочетают в себе аппликацию, батик, вышивку.
Примерно в 7-8 веках батик из Китая экспортировался в Японию.
Несмотря на то, что в Индии на художественных полотнах можно видеть расписанные одеяния,
которые напоминают технику батик, но образцов, достоверно рассказывающих об этом, не было
обнаружено. В этих местах расцвет индустрии батика приходился на 17-18 века. Применялась
хлопковая ткань, на которой рисованием воском сочеталось с ручным раскрашиванием. Есть мнение, что именно из Индии раскрашивание тканей пришло на остров Ява, а далее преобразовалось
в настоящий батик.
После того, как Ява становится колонией Голландии, в 17 веке батик импортируют в страны Европы. В Европе самая большая популярность к батику приходит только в конце 19 века. Постепенно навыки изготовления традиционного батика ушли в лету и на смену им приходят технологические методы. Японцы в то же время под напором конкуренции Запада сделали производство
батика массовым. Ими был разработан медный специальный штамп – “колпак” для нанесения
воска на ткань. Подобные штампы и в наши дни используют на Яве.
1.2 Техники и виды батика
Существует несколько видов батика:
техника горячего батика (парафин): ткань закрепляют на раме; карандашом наносится рисунок;
Затем рисунок пропитывают резервом, оставляя свободными только те части, которые будут покрыты наиболее светлым слоем краски. После высыхания краски резерв снимается с помощью
утюга; Затем краска закрепляется согласно инструкции; Потом на окрашенные и более темные
участки снова наносится резервирующий раствор, и вся процедура повторяется. И так краска с резервом наносится слой за слоем, до тех пор, пока все оттенки (даже самые темные) не окажутся
на ткани.
Техника холодного батика (резерв). Кусок ткани, который вы собрались расписывать, с помощью
кнопок, степлера и т. п. в натянутом виде прикрепляется к раме. Затем специальным карандашом
или ручкой наносится рисунок, который вы хотите видеть на вашем полотне. Поверх карандаш-
4
ного наброска наносится резервирующий контур, причем он не должен иметь разрывов. В противном случае краска вылезет за пределы рисунка, и ваша работа будет безнадежно испорчена.
Ткань оставляют до высыхания резерва. Кисточками, губками, распылителями раскрашивают рисунок и фон полотна. Когда работа закончена, ее обрабатывают так, как требует того производитель красок. Это нужно для закрепления рисунка. Затем изделие промывают теплой и холодной
водой.
Техника узелкового батика (узлы). В этой технике берут ткань, складывают и начинают завязывать
на ней узлы.
Сложить ткань по схеме, перевязать ниткой в нескольких местах, окрасить кисточкой по желанию,
высушить (можно феном), разрезать нитки, развернуть ткань, прогладить горячим утюгом.
Узелковый батик - это не роспись ткани, а ее крашение. Различные цветовые эффекты на ткани
можно получить за счет перевязывания отдельных участков ткани узелками. Узелковое крашение
применяют для получения одно- или многоцветных эффектов на материалах, предназначенных
для одежды, для декоративных изделий.
Инструменты и материалы для батика
Для росписи узелковым батиком применяют разные несложные материалы и инструменты – это
ткань, краска для батика, кисть .
Способы завязывания узлов
Существует множество способов завязывания узлов.
Чтобы получить извилистые полоски, нужно воспользоваться так называемой «шланговой техникой» - ткань не завязывается узлами, а скручивается (как для отжима белья при стирке) и фиксируется по концам. Затем складывается вдвое, скручивается, как пряжа, связываются концы, крепко
завязывается и стягивается нитками
Чтобы получить самый простой орнаментальный узор, необходимо кусок ткани присобрать в одном месте и обвязать веревкой или шнуром. После крашения образуется слегка извилистая светлая полоса.
Орнаментальные полосы. Сначала следует пометить композицию полос на ткани, а потом равномерно проложить стежки иголкой с ниткой по намеченным линиям, концы ниток стянуть, проследить, чтобы складки образовывались равномерно. Ткань присобрать, и по стянутым ниткой участкам ткани прочно перевязать шнуром или нитками. После крашения ткань промывают в теплой и
холодной воде, разрезают и вытягивают нитки, ткань подсушивают и во влажном состоянии проглаживают.
Чтобы получить узор в клеточку, необходимо повторно сложить ткань «гармошкой» в противоположном направлении с одинаковой шириной складывания ткани, затем обвязать нитками. Клетчатый узор можно получить и одноразовым и многоразовым крашением. Ткань нужно сложить равномерно в одном, потом в другом направлении так, чтобы образовался квадрат. Рисунок квадрата
можно получить и при помощи дощечек. Сложенную квадратом ткань зажимают между двумя дощечками и перевязывают. От того, насколько дощечки закрывают ткань, зависит размер белых
квадратов на цветном фоне.
Более простым способом можно получить параллельные полосы, сложив ткань в виде плиссировки, замотав нитками. Более сложный узор получится если обмотать ткань в виде конуса. После
крашения ткань тщательно промывают, и, если в рисунке нужны еще полоски другого цвета, ткань
заново складывают так, чтобы места запланированных полосок были на сгибах ткани.