Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность работы. Средневековое искусство - особый шаг в мире художественного развития. Одна из его основных характеристик - это тесная связь с религией, ее догмами, а следовательно, спиритизмом и аскетизмом. Религия и ее социальный институт - церковь - были мощной идеологической силой, важнейшим фактором формирования всей феодальной культуры. Мировоззрение средневековья само было преимущественно богословским. Кроме того, церковь была основным клиентом искусства [2].
Другой характерной чертой средневекового искусства является его близость к популярному искусству. Традиции языческой культуры, народные обычаи, устное творчество, острый юмор народных карнавалов - все это оставило отпечаток на искусстве средневековья. Он многослоен по отношению к искусству древнего мира, он больше не игнорирует людей как раб древности, прежде всего потому, что он был создан руками мастеров, появившихся из зарослей этого народа.
Образная система и язык средневекового искусства более сложны и выразительны, чем искусство античности, отражая внутренний мир человека с более драматичной глубиной. Она явно хочет понять общие законы вселенной. Средневековый мастер попытался создать прекрасную художественную картину мира в архитектуре, монументальной живописи и скульптуре, украшающей средневековые храмы. Но в самой художественной системе, художественном методе средневекового искусства, была поставлена определенная задача, которая проявляется, прежде всего, в конечной условности, символизме и иносказательности образного языка, посвятившего реальную передачу красоты физическому облику человека.
Цель исследования - охарактеризовать образы императора Каролинского и Оттоновского возрождения с использованием изобразительного искусства. Цель определила следующие задачи:
1. Охарактеризовать культуру Возрождения;
2. Рассмотреть образы императора в период Каролинского и Оттоновского возрождения через изобразительное искусство.
Объектом исследования являются образы императоров в период Каролинского и Оттоновского возрождения.
Структура работы: введение, две главы, заключение и список использованных источников.
Глава 1. Культура Возрождения
Новый период в культурном развитии Западной и Центральной Европы получил название Ренессанс или Ренессанс.
Ренессанс (франц. Renaissance; итал. Rinachemento) - это гуманистическое движение в истории европейской культуры в период позднего средневековья и начала современности. Ренессанс возник в Италии в четырнадцатом веке, распространился на западные страны (Северный Ренессанс) и достиг своего пика в середине шестнадцатого века. Конец XVI - начало XVII в. упадок - маньеризм.
Первоначально новое явление в европейской культурной жизни выглядело как возвращение к забытым достижениям древней культуры в области науки, философии, литературы, искусства, возвращение к классической «золотой латыни». В Италии искали рукописи древних писателей, произведения древней скульптуры и архитектуры извлекали из забвения. Подобное уже происходило в мировой истории (например, в эпоху Ренессанса Каролингов и классического средневековья монахи часто обращались к древнему наследию, но только для того, чтобы найти подтверждение правильности церковных догм в нем). На этот раз что-то еще случилось [5]. Феномен Ренессанса определялся тем, что древнее наследие превратилось в оружие свержения церковных канонов и запретов. Некоторые культурологи, определяя его значение, сравнивают его с грандиозной культурной революцией, которая длилась два с половиной века и закончилась созданием нового типа мировоззрения и нового типа культуры. Ничего подобного не наблюдалось за пределами европейского региона в это время.
Произошла революция в искусстве, сравнимая с открытием Коперника. В центре нового мировоззрения был человек, а не Бог, как высший стандарт всех вещей. Новое видение мира было названо гуманизмом.
Антропоцентризм - главная идея мировоззрения эпохи Возрождения. Рождение нового видения мира связано с писателем Франческо Петраркой. Схоластика, основанная на формально-терминологическом методе, противостоит научному знанию; счастье в «Городе Бога» - земное человеческое счастье; духовная любовь к Богу - возвышенная любовь к земной женщине.
Идеи гуманизма были выражены в том, что важны личные качества человека - дух, творческая энергия, предприимчивость, чувство собственного достоинства, сила воли и образование, а также не социальный статус и происхождение [6].
В эпоху Возрождения идеал гармоничного творческого человека, освобожденного, утверждающего красоту и гармонию, обращался к человеку как к высшему принципу бытия, чувству полноты и гармоничной регулярности «вселенная.
Духовенство теряет свой авторитет и положение в обществе. Это привело к падению ряда европейских стран с католицизмом и появлению различных форм протестантизма.
Возрождение породило гениев и титанов: Италия - Леонардо да Винчи, Рафаэль, Микеланджело, Тициан, политик Макиавелли, философы Альберти, Бруни, Вал, Фичино, Николай Кузанский, архитекторы Брунеллески и Браманте; Франция - Рабле и Монтень; Англия - Мора, Бэкон, Сидней, Шекспир; Испания - Сервантес; Польша - Коперник; Германия-Бёме, Мюнцер, Кеплер. В работах этих авторов есть идея, что гармония сотворенного мира проявляется повсюду: в действиях стихий, во времени, в положении звезд, в природе растений, в животных.
Шедевры эпохи Возрождения: Леонардо да Винчи «Джоконда», «Тайная вечеря»; Рафаэль «Сикстинская Мадонна» и «Спящая Венера» (Дрезден), «Мадонна Конестабиле» и «Юдифь» (Эрмитаж); Тициан Даная (Эрмитаж).
Ренессанс характеризуется универсализмом мастеров, широким обменом знаниями (Нидерланды заимствуют некоторые колористические черты у итальянцев, а последние, в свою очередь, заимствуют у них работы маслом на холсте).
Главной особенностью искусства и культуры эпохи Возрождения является утверждение красоты и таланта человека, торжество высоких мыслей и чувств, творческая активность. Стили барокко и классицизма развиваются в изобразительном искусстве, академизме и караваггизме в живописи. Появляются новые жанры - пейзаж, натюрморт, картины из повседневной жизни, охота и отдых.
Ренессансная архитектура основана на возрождении классической архитектуры, в основном римской. Основными требованиями являются баланс и четкость пропорций, использование системы управления, чуткое отношение к строительному материалу, его фактуре и красоте.
Возрождение возникло и наиболее ярко проявилось в Италии. Эра итальянского Ренессанса условно делится на несколько этапов:
- ранний ренессанс (trecento и quattrocento) - середина XIV - XV веков;
- Высокий Ренессанс (Cinquecento) - конец XV - вторая треть XVI века;
- Поздний ренессанс - вторая треть XVI - первые десятилетия XVII в.
Период прото-ренессанса - предшественника эпохи Возрождения, который называют первой половиной XIV века, - это появление «Божественной комедии» великого Данте, лирического гения Петрарки, считавшегося предками итальянца. Гуманизм, это полный народного юмора и вольнодумство «Декамерона» Боккаччо, это работа художника Джотто: на картинах появились реалистичные, живые, объемные, пластически выразительные образы людей [10].
В 15 веке новая культура вступила в период быстрого процветания. Во Флоренции, которая стала важнейшим культурным центром эпохи Возрождения, создаются знаменитые художественные коллекции Каса Медичи, Платонической академии и Лукрецианской библиотеки. Школы живописи появляются в Венеции, Милане, Риме и других итальянских городах, и круги людей со светским образованием собираются вместе, где они обсуждают идеи древней философии, проблемы морали, общественной жизни и научных знаний о природе. Художники изучают пропорции человеческого тела, анатомию, линейную перспективу. Скульпторы Донателло и Вероккио, архитекторы Брунеллески и Альберти, художники Масаччо, Липпи, Боттичелли, Мантенья, Беллини и, наконец, универсальный гений Леонардо да Винчи - созвездие великих имен характеризует появление quattrocento.
Период с последнего десятилетия 15-го века до середины 16-го века (Высокий Ренессанс) стал «золотым веком» итальянского искусства. Торжественная и величественная архитектура Браманте и Палладио была сохранена его потомками. Он дает миру бессмертные шедевры Рафаэля и Микеланджело. Весь 16-й век продолжается, и только в начале 17-го века культура возрождения, рожденная под итальянским небом, исчезает. Чинкеченто - это время Тициана, Веронезе, Тинторетто, Караваджо и других замечательных художников, чьи картины являются жемчужиной нашего Эрмитажа. В то время идеи Ренессанса выходили за пределы Италии. Они включены в работы голландских художников (Ян ван Эйк, проложивший свой путь в Северную Европу в 15 веке, Жером Бош, Брейгель Старший, прозвище Мужицкий и др.), Германии (Дюрер), Испании (Эль Греко) и т. д. , визуальная культура - архитектура, живопись, скульптура - становится главным достижением Высокого Возрождения.
Поздний Ренессанс также характеризуется быстрым развитием синтетического вида искусства, такого как театр, наиболее яркими представителями которого были Лопе де Вега, Кальдерон, Тирсо де Молина (Испания) и Уильям Шекспир (Англия).
Новая философия эпохи Возрождения была представлена работами таких выдающихся мыслителей, как Томас Мор в Англии, Боден, Монтень, Рабле во Франции, Макиавелли в Италии, Эразм фон Роттердам в Голландии и т. Д.
Таким образом, культура эпохи Возрождения отражает синтез особенностей античности и средневекового христианства. Гуманизм служит основой для секуляризации культуры.
Ренессанс заменил религиозный ритуал на светский и поднял человека на героический пьедестал. С одной стороны, эпоха дала миру примеры художественного гения, науки и философии, а с другой - проявила себя в широком социокультурном кризисе в связи с разрушением средневековой идеологии и общества. Ренессанс сформировал новый идеал человека, который самодостаточен в своей работе и не зависит от коллективных единиц (городов, кланов, товаров).
Фрагмент для ознакомления
3
Отечественная литература
1. Бадак А.Н., Войнич И.Е., Волчек Н.М. и др. Эпоха Реформации. Европа. - Минск: Урожай, 2002.
2. Вачянц А.М. Западноевропейское средневековье. - М., 2004.
3. Виппер Р.Ю. История средневековья. - СПб., 2000.
4. Гарен Э. Проблемы итальянского ренессанса: избранные труды. - М .: Прогресс, 1986.
5. Гриненко Г.В. Читатель по истории мировой культуры. - М.,
6. 1999.
7. Гуревич А.Я. История средневековья. - М., 2000.
8. Данилова И.Е. О композиции итальянской живописи Quattrocento // История советского искусства. -1973. М., 1974.
9. Искусство раннего Возрождения. - М .: Искусство, 1980.
10. История искусства: Ренессанс. - М .: АСТ, 2003.
11. Неретина С.С. Вера ума. К истории средневековой философии. - Архангельск, 1995.
12. Русанова П.П. Культура и искусство средневекового города. - М., 1984.
13. Цветок А. Жизнь и вера М. Лютера. - СПб., 1994.
14. Яиленко Е.В. Итальянский Ренессанс. - М .: ОЛМА-ПРЕСС, 2005.
15. Ян Гус; Лютер Кэлвин; Цвингли; Патриарх Никон: биографические рассказы. - 2-е изд. - Челябинск: Урал Л.Т., 1998. Т. 12. - (Библиотека Флоренции Павленкова).
Зарубежная литературы
1. Eichorn K.F. History of State and Law of Germany. Volume 1. Göttingen, 1843; Weitz G. Constitutional History of Germany. Volume 3. Kiel, 1860; Fustel de Coulange. The history of the social system of ancient France / trans. with fr. Zakharina. T 6. Pg., 1916; Below G. The German state of the Middle Ages. Leipzig, 1914
2. Scar P.E. Recognition of Charlemagne as emperor. A chapter from the history of the medieval “state symphony” // Special issue from the historical journal. 1951. H. 172/3. S. 449-515; Kantorovich E.I. Two bodies of the king / per. from English M.A. Boytsova and A. Yu. Sere¬gina. M., 2014.S. 153, 157.
3. Berges V. Fürstenspiegel of the High and Late Middle Ages. Stuttgart, 1992. S. 3-22; AntonH. H. Fürstenspiegel of the early and high Middle Ages. Darmstadt, 2006.
4. Koziol G. Review article: The dangers of controversy: is ritual still an interesting topic of historical study? // EME. 2002. No. 11. S. 367-388; Kharipzanov I. Kh. The symbolic language of power in the Carolingian world (751-877). To suffer; Boston, 2008.
5. Innes M. Teutons or Trojans? Carolingian and Germanic past // Use of the past in the early Middle Ages / ed. Yu. Hen and M. Innes. Cambridge, 2000. P. 227-249; Sidorov A.I. The echo of the present. Historical thought in the era of the Carolingian revival. SPb., 2006; McKitterick R. History and memory in the Carolingian world. N.Yu., 2004.
6. Pager. B. Letters of Alcuin. N.Yu., 1909; BulloughD. A. Alquin: Achievements and reputation. Leiden, 2004.
7. Pro M. Introduction // Library School. Paris, 1885. P. XLI; Cambridge History of Medieval Political Thought 350 - 1450 / Ed. J.H. Burns. Cambridge, 1988; Nelson J. La Morte de Charles le Chauv // Medievales. 1996. No. 31. S. 61-66; Staroostin D.N. Hinkmar of Reims and the structure of the Kingdom of the Franks at the end of the 9th century // Vestn. St. Petersburg un-that. Ser. 2, History. 2014. No. 2. P. 52-58.
8. Anton H.H. Fürstenspiegel of the early and high Middle Ages; Kharipzanov I. Kh. The symbolic language of power in the Carolingian world (751-877). P 305-318.
9. Riche P. Les Carolingiens: It is not known what you need in Europe. P 160-165; Theis L. History of France: in 2 vols. T. 2 / trans. with fr. T.A. Chesnokova. M., 1993. S. 28-31; Nelson J. Frankish kingdoms // New Cambridge Medieval Ensemble. Volume 2: S. 700-900 / unit. R. McKitterick. S. 120-121; SchiefferR. Caroling. S. 139-145; CostambeysM., InnesM., MacLean S. Carolingian World. S. 379-388; Bush J.W. Carolingian Dominions 714-911. S. 89-92.
10. Annals of Fuldences in the annals of regni Francorum orientalis from Einhardo, Ruodolfo, Meginhardo Fuldensis Seligenstadi, Fuldae, Mogontiaci conscriptima cum Continuationibus Ratisbonensi et Altahensibus / post editionem G. H. Pertzii, recognit F. Scriptores rerum Germanicarum. Hanover, 1891.S. 1-138.
11. Annales Xantenses et Annales Vedastini / Recognovit B. de Simson // MGH. Scriptores rerum Germanicarum at usum scholarum separately as amended. Hannover and Lipsia, 1909.P. 40-82.
12. Ginkmar. De Ordine Palatii epistola / Texts of Latin traduit et annote par M. Prou // Library School. S. 2-97.
13. NotkerderStammler. Taten Kaiser Karls des Grossen / hrsg. von H. F. Haefele // MGH. Scriptores rerum Germanicarum, Nova series. Berlin, 1959. S. 1-93.
14. Reginonis Chronicon / Recognovit F. Kurze // MGH. Scriptores rerum Germanicarum in usum scholarum. T. 1. Hannover, 1890. S. 1-153.
15. Erkens F. - R. Herrschersakralitat im Mittelalter : von den Anfangen bis zum Investiturstreit. Stuttgart, 2006 ; Anton H. H. Konigsvorstellungen bei Iren und Franken im Vergleich // Das fruhmittelalterliche Konigtum : ideelle und religiose Grundlagen / hrsg. F.-R. Erkens. Berlin, 2005. S. 270-330.
16. Brown P. R. L. Power and Persuasion in Late Antiquity : Towards a Christian Empire. Madison (Wisconsin), 1992; Шкаренков П. П. Римская традиция в варварском мире. Флавий Кассиодор и его эпоха. М., 2004. С. 14.
17. Prou M. Introduction // Bibliotheque de l’ecole des hautes etudes. P. I-XLI; Kirsch J. P. Hincmar // The Catholic Encyclopedia. URL: http://www.newadvent.org/ cathen/07356b.htm (дата обращения: 05.06.2015).
18. Reviron J. Les Idees politico-religieuses d’un eveque du IXe siecle : Jonas d’Orleans et son De Institutione regia : etude et texte critique. Paris, 1930.
19. Hincmar. De Ordine Palatii epistola / Texte latin traduit et annote par M. Prou // Bibliotheque de l’ecole des hautes etudes. P. 12-16.
20. Kurze F. Praefatio // Annales Fuldenses sive annals regni Francorum orientalis ab Einhardo, Ruodolfo, Meginhardo Fuldensis Seligenstadi, Fuldae, Mogontiaci conscripti cum continuationibus Ratisbonensi et Altahensibus / post editio- nem G. H. Pertzii, recognovit Fridericus Kurtze // MGH. Scriptores rerum Germanicarum. 1895. S. V-XIII ; Reu¬ter T. The Annals of Fulda // Manchester Medieval series. Ninth-Century Histories. V. II. Manchester, 1992. P. 1-14.
21. Simson B. Praefatio. II. Annales vedastini // Annales Xantenses et Annales Vedastini / Recognovit B. de Simson // MGH. Scriptores rerum Germanicarum in usum scholarum separatim editi. 1909. S. VIII-XVI ; Сидо¬ров А. И. Ведастинские анналы // Библиотека Якова Кротова. URL: http://krotov.info/acts/09/1/historiki2. htm#111
22. Annales Xantenses et Annales Vedastini / Recognovit B. de Simson // MGH. Scriptores rerum Germanicarum in usum scholarum separatim editi. S. 55.