Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы работы обусловлена тем, что второе десятилетие XXI в. подвергло испытанию понятие гражданства как исключительно правовой категории. Следует признать, что такую проверку указанная категория не только выдержала, но и получила новое эволюционное наполнение.
В настоящее время в конституционном праве под гражданством понимается правовая связь индивида с государством, а в международном праве этот институт связан с понятием юрисдикции государства. Во всех работах современных ученых отмечается практически одна и та же позиция: гражданство - это политическая принадлежность индивидуума к данному государству, которая обусловливает характер политико-правовых отношений между личностью и государством.
Понимание гражданства только как неразрывной правовой связи человека с государством оказалось недостаточным для раскрытия его сущности. В частности, борьба с терроризмом, ставшая камнем преткновения в современной жизни практически любого государства, заставила авторов различных программ по борьбе с этим злом искать новый правовой инструментарий их реализации. Одним из таких инструментов охраны национальной безопасности и правопорядка государства стала политика в сфере гражданства.
Объектом данной работы являются общественные отношения, возникающие в связи с приобретением гражданства.
Предметом работы являются нормы действующего законодательства, регламентирующие приобретение гражданства, практика их применения, а так же научная и учебная литература по теме работы.
Целью настоящей работы является изучение основания и порядка приобретения гражданства.
Задачами работы ставится:
• рассмотреть понятие гражданства;
• изучить основания приобретения гражданства РФ;
• исследовать порядок приобретения гражданства военнослужащими;
• проанализировать порядок приобретения гражданства и фиктивный брак.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения и библиографического списка.
1. Понятие гражданства и основания его приобретения
1.1. Понятие гражданства
Гражданство, представляя собой политико-правовую связь человека с государством, являясь неотъемлемым элементом конституционного статуса личности, а также правом человека, охраняется конституционными гарантиями и механизмами международной защиты в виде запрета его лишения.
Второе десятилетие XXI в. подвергло испытанию понятие гражданства как исключительно правовой категории. Следует признать, что такую проверку указанная категория не только выдержала, но и получила новое эволюционное наполнение. Понимание гражданства только как неразрывной правовой связи человека с государством оказалось недостаточным для раскрытия его сущности.
Правовое положение иностранных граждан на территории Российской Федерации регулируется российским законодательством, а также международными договорами. Основными актами, определяющими правовое положение иностранных граждан и лиц без гражданства, являются: Конституция РФ (ст. ст. 27, 62, 63), Федеральные законы "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации", "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию", правительственные акты.
Иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации равными правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации (ч. 3 ст. 62 Конституции), кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором РФ.
В научной литературе существует множество подходов к определению понятия «гражданство». Институт гражданства (подданства) - это один из неотъемлемых признаков любого суверенного государства, который по своему содержанию является многосложным явлением. Термин «подданный» используется в монархических государствах, а термин «гражданин» в государствах с республиканской формой правления; по своему правовому содержанию оба термина равнозначны; в политическом смысле «подданство» - правовая связь человека с монархом, «гражданство» - с государством.
Содержание термина «гражданство и его регулирование во многом определяются экономическими, информационными, внутриполитическими и международными факторами в зависимости от проводимой государством политики. Институт гражданства (подданства) продолжает постоянно развиваться и этот процесс будет длиться столько, сколько будут существовать государства и межгосударственные отношения.
Неслучайно на фоне происходящих в нашем государстве политических процессов, история российского гражданства вот уже на протяжении столетия нам демонстрирует изменчивость правового регулирования. И, несмотря на это, анализ российского и зарубежного законодательства приводит к выводу о возможности и необходимости продолжить процесс развития этого института, включая совершенствование Федерального закона от 31 мая 2002 г. N 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации».
Небезынтересно отметить, что на сегодняшний день достаточно распространенным в России и за рубежом является заключение фиктивного брака для получения разрешения на временное проживание, вида на жительство и в конечном итоге для приобретения гражданства. Проблема в том, что в Российской Федерации нет реальных механизмов выявления таких браков, и законодательство не предусматривает строгого наказания. Что примечательно, зачастую вторая сторона, т.е. гражданин России, знает, с какой целью заключается брак, и получает материальную выгоду от этой «сделки».
Одним из оснований приобретения гражданства Российской Федерации является прием в гражданство, который осуществляется в общем и упрощенном порядках. Для приема в гражданство в общем порядке согласно ч. 1 ст. 13 Федерального закона от 31 мая 2002 г. N 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» требуется соблюдение ценза оседлости т.е. непрерывное проживание на территории России в течение пяти лет со дня получения вида на жительство.
Иностранные граждане и лица без гражданства, достигшие возраста восемнадцати лет и обладающие дееспособностью, вправе обратиться с заявлениями о приеме в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке без соблюдения ценза оседлости, в случаях, указанных в ст. 14 Закона о гражданстве. К лицам, которые могут быть приняты в гражданство в упрощенном порядке, п. «б» ч. 2 указанной статьи относит тех, кто состоит в браке с гражданином Российской Федерации не менее трех лет.
Также брак с российским гражданином поможет иностранцу получить разрешение на временное проживание без учета квоты, ежегодно утверждаемой Правительством Российской Федерации согласно п. 4 ч. 3 ст. 6 Федерального закона от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации». После получения разрешения на временное проживание иностранный гражданин может обратиться с заявлением о выдаче вида на жительство.
Сейчас в открытом доступе размещаются такие объявления, как «ищу фиктивного мужа/жену». На наш взгляд, уже на данном этапе требуется вмешательство государства. Современный уровень информационных технологий позволяет выявить и того, кто размещает объявление, и того, кто откликается на него. Однако пока компетентные органы Российской Федерации не в полной мере обеспечивают блокирование такого рода информации.
В соответствии с п. 1 ст. 27 Семейного кодекса Российской Федерации фиктивным является брак, который зарегистрирован супругами или одним из супругов без цели создания семьи. В этой же статье указано, что если будет доказан фиктивный характер брака, то он признается недействительным судом со дня заключения брака. Как мы видим, это единственное правовое последствие заключения фиктивного брака согласно Семейному кодексу. Согласно ст. 28 Кодекса с требованием признания брака недействительным вправе обратиться прокурор, а также супруг, который не знал о корыстных намерениях второй стороны и думал, что брак заключен с целью создания семьи.
Правовым последствием заключения фиктивного брака с целью приобретения гражданства Российской Федерации согласно ст. 22 Федерального закона «О гражданстве Российской Федерации» является отмена решения по вопросу приобретения гражданства, если будет установлено, что данное решение принималось на основании представленных заявителем подложных документов или заведомо ложных сведений. И в соответствии со ст. 7 и 9 Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» за представление поддельных или подложных документов либо сообщение о себе заведомо ложных сведений следует аннулирование разрешения на временное проживание и вида на жительство соответственно.
Таким образом, в настоящее время ответственность за заключение фиктивных браков с целью приобретения гражданства минимальная, брак признается ничтожным и документы, приобретенные вследствие заключения такого брака, аннулируются. Уголовная либо административная ответственность за подобный обход закона не предусмотрена действующим законодательством. Это, на наш взгляд, довольно странно, ведь Россия достаточно привлекательная страна для мигрантов. Некоторые приезжают в страну с целью временного пребывания, в основном это трудовые мигранты, а другие - с целью постоянного проживания и в дальнейшем приобретения гражданства. Но так как в общем порядке процедура приобретения гражданства сложная и длительная (нужно оформить разрешение на временное проживание, затем вид на жительство и лишь спустя пять лет приобрести гражданство), то многие хотят ускорить этот процесс и пытаются уклониться от соблюдения закона.
Западные страны ведут более суровую политику в борьбе с фиктивными браками для приобретения гражданства. К примеру, в Германии согласно параграфу 95 Закона об иностранцах при выявлении фиктивного брака следует наказание - до трех лет лишения свободы. Кроме того, после отбывания наказания лицо будет депортировано, и на длительное время въезд в любую страну Шенгенской зоны ему будет закрыт <6>. Также законодательство страны определяет, как нужно доказывать фиктивность брака. С этой целью могут проводиться опросы соседей, тестирование на знание привычек супруга, личное собеседование с супругами, которые будут находиться в разных комнатах. Им могут задаваться различные вопросы, касающиеся даже цвета обоев в комнате, названия ресторана, где было первое свидание, расположения вещей в доме и так далее.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Конвенция о статусе апатридов. Заключена в г. Нью-Йорке 28.09.1954 // Действующее международное право. Т. 1.- М.: Московский независимый институт международного права, 1996. С. 230 - 243.
2. Конвенция о сокращении безгражданства. Заключена в г. Нью-Йорке 30.08.1961 // Работа комиссии международного права. Изд. IV.- Нью-Йорк: Организация Объединенных Наций, 1988. С. 206 - 214.
3. Европейская конвенция о гражданстве (ETS N 166) [рус., англ.]. Заключена в г. Страсбурге 06.11.1997 // СПС «КонсультантПлюс».
4. Договор между Российской Федерацией и Республикой Крым о принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов» // Подписан в г. Москве 18.03.2014 // Собрание законодательства РФ, 07.04.2014, N 14, ст. 1570.
5. Соглашение между Российской Федерацией и Республикой Армения о порядке комплектования и прохождения военной службы гражданами Республики Армения в Пограничных войсках Российской Федерации, находящихся на территории Республики Армения» // Собрание законодательства РФ. 19 ноября 2012 г. N 47. Ст. 6414.
6. Конституция РФ (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ).
7. Семейный кодекс Российской Федерации» от 29.12.1995 N 223-ФЗ // Собрание законодательства РФ, 01.01.1996, N 1, ст. 16.
8. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 N 63-ФЗ // Собрание законодательства РФ, 17.06.1996, N 25, ст. 2954
9. Федеральный конституционный закон от 21.03.2014 N 6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя» // Собрание законодательства РФ, 24.03.2014, N 12, ст. 1201.
10. Федеральный закон от 31.05.2002 N 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ, 03.06.2002, N 22, ст. 2031.
11. Федеральный закон от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» // СЗ РФ. 2002. N 30. Ст. 3032.
12. Федеральный закон от 15.11.1997 N 143-ФЗ «Об актах гражданского состояния» // Собрание законодательства РФ, 24.11.1997, N 47, ст. 5340.
13. Федеральный закон от 24.05.1999 N 99-ФЗ «О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом» // Собрание законодательства РФ, 31.05.1999, N 22, ст. 2670.
14. Федеральный закон от 28.03.1998 N 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» // Собрание законодательства РФ, 30.03.1998, N 13, ст. 1475.
15. Федеральный закон от 21.12.2013 N 376-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ, 23.12.2013, N 51, ст. 6696.
16. Указ Президента РФ от 16.09.1999 N 1237 «Вопросы прохождения военной службы» // Собрание законодательства РФ, 20.09.1999, N 38, ст. 4534.
17. Указ Президента РФ от 14.11.2002 N 1325 «Об утверждении Положения о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ, 18.11.2002, N 46, ст. 4571.
18. Указ Президента РФ от 14.11.2002 N 1325 «Об утверждении Положения о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ, 18.11.2002, N 46, ст. 4571.
19. Приказ Министра обороны РФ от 03.06.2004 N 168 «Об утверждении формы ходатайства о приеме в гражданство Российской Федерации» // Российская газета, N 143, 07.07.2004.
20. Пограничные управления ФСБ России в республиках Армения, Абхазия, Южная Осетия.
21. Указ Президента РФ от 25.04.2018 N 174 «Об утверждении Основ государственной пограничной политики Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ, 30.04.2018, N 18, ст. 2614.
22. Постановление Конституционного Суда РФ от 04.10.2016 N 18-П // Собрание законодательства РФ, 10.10.2016, N 41, ст. 5888.
23. Постановление Конституционного Суда РФ от 15.11.2011 N 24-П // Собрание законодательства РФ, 28.11.2011, N 48, ст. 7012.
24. Определение Конституционного Суда РФ от 29.05.2014 N 1267-О; Определение Конституционного Суда РФ от 29.09.2016 N 1867-О // СПС «КонсультантПлюс».
25. Алехин А.Е. Федеральный закон «О гражданстве Российской Федерации» нуждается в совершенствовании // Российская юстиция. 2016. N 9. С. 41.
26. Антипьева Н.В. Единство и дифференциация в праве социального обеспечения: Дис. ... д-ра юрид. наук. М., 2016. С. 243 - 255.
27. Горшнев П.М. Вопросы реализации военнослужащими права на российское гражданство // Право в Вооруженных Силах. 2012. N 5.
28. Ефремов А.В. Особенности правового положения граждан, проходящих, прошедших и не прошедших военную службу по призыву // СПС «Гарант».
29. Мишин А.А. Конституционное (государственное) право зарубежных стран: Учебник. 14-е изд., перераб. и доп. М.: Юстицинформ, 2008. С. 48.
30. Нагих С.И., Пешин Н.Л. Институт «спортивного гражданства» // Конституционное и муниципальное право. 2012. N 7.
31. Смирнова Е.С. Институт гражданства в современном мире: коллизии и перспективы конституционного и международно-правового регулирования. М.: ТДДС-Столица-8, 2017. С. 52, 66 - 67.