Фрагмент для ознакомления
1
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ НАУЧНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ПО ПРОБЛЕМЕ РАЗВИТИЯ РЕЧЕВОГО ДЫХАНИЯ
И ГОЛОСООБРАЗОВАНИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ДИЗАРТРИЕЙ 5
1.1 Понятие «дизартрии» 5
1.2 Особенности развития речевого дыхания у детей с тяжелым нарушением речи9
2. СОДЕРЖАНИЕ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ КОРРЕКЦИИ РЕЧЕВОГО ДЫХАНИЯ И ГОЛОСООБРАЗОВАНИЯ У
ДОШКОЛЬНИКОВ СО СТЕРТОЙ ДИЗАРТРИЕЙ 13
2.1 Организация исследования 13
2.2. Результаты исследования18
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 22
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 23
Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Одним из распространенных речевых нарушений у детей дошкольного возраста является
дизартрия. По большей части она сочетается и с другими речевыми нарушениями, например,
такими как заикание, общее недоразвитие речи и другие.
Вторичным следствием дизартрии может быть нарушение письменной речи, которое происходит
из–за невозможности четкого проговаривания звуков слова. В более тяжелых проявлениях
дизартрии, речь становится абсолютно недоступной для понимания окружающих, что ведет к
ограничению общения и вторичным признакам отклонения в развитии.
Основной причиной возникновения данного речевого расстройства считается недостаточная
иннервация аппарата речи, которая появляется вследствие поражения определенных отделов
мозга. У таких пациентов отмечается ограничение в подвижности органов, участвующих в
воспроизведении речи – язык, небо и губы, тем самым усложняя артикуляцию.
Одним из важных разделов логопедической работы при дизартрии является развитие дыхания и
коррекция его нарушений.
Известно, что произношение звуков имеет тесную связь с дыханием. Нормальное
звукообразование обеспечивается правильным речевым дыханием. Также от речевого дыхания
зависит громкость речи, четкое соблюдение пауз, сохранение выразительности и плавности.
Речевое дыхание называют фундаментом формирования устной речи.
Для того чтобы ребенок хорошо умел владеть голосом, необходимо его научить правильному
дыханию. Под правильным дыханием понимается короткий глубокий вдох и плавный экономный
выдох. У детей со стертой формой дизартрии часто наблюдаются трудности в овладении
правильным речевым дыханием, поэтому данная проблема является актуальной.
Проблемой формирования речевого дыхания занимались Л.И. Белякова, М.Ф. Фомичева, О.В.
Правдина, Е.И. Радина, М.Е. Хватцев, А.И. Максаков и другие.
Актуальность исследования заключается в том, что в современных условиях в детских дошкольных
учреждениях уделяется недостаточно времени работе по формированию речевого дыхания,
отсутствует методическое обеспечение, поэтому мы подобрали содержание работы.
Цель исследования – изучение средств логопедической коррекции речевого дыхания и
голосообразования у дошкольников с дизартрией.
Объект исследования – речевое дыхание и голосообразование детей дошкольного возраста.
Предметом исследования является средства логопедической коррекции речевого дыхания и
голосообразования у дошкольников с дизартрией.
Задачи исследования:
1. Изучить и проанализировать научную литературу, раскрывающую специфику состояния,
изучения и преодоления нарушений дыхательной функции детей старшего дошкольного возраста
с дизартрией.
3
2. Исследовать и проанализировать особенности речевого дыхания и голосообразования у
детей дошкольного возраста с дизартрией.
База проведения исследования: МБДОУ Детский сад №.
Практической значимостью исследования является возможность применения представленных
методических разработок логопедами, педагогами, воспитателями, которые осуществляют
коррекционную работу с детьми с дизартрией.
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ НАУЧНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ПО ПРОБЛЕМЕ РАЗВИТИЯ РЕЧЕВОГО ДЫХАНИЯ
И ГОЛОСООБРАЗОВАНИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ДИЗАРТРИЕЙ
1.1 Понятие «дизартрии»
В настоящее время проблеме дизартрии уделяется значительное внимание ученых. Ученые всего
мира в современном мире разрабатывают разные способы, приемы и диагностики, коррекции
речевого дыхания. Тем самым стоит отметить, что данная тема остается в настоящее время
особенно актуальной для отечественных и зарубежных ученых-логопедов. Дизартрия как
специфическое нарушение звукопроизносительной стороны речи вызывается недостаточностью
иннервации артикуляционного, голосового и дыхательного аппарата.
Под дизартрией понимается расстройство речи, которое выражается в затрудненном
произношении некоторых слов, отдельных звуков, слогов или в их искаженном произношении.
Дизартрия возникает как следствие мозгового поражения или расстройства иннервации
голосовых связок, лицевых дыхательных мышц и мышц мягкого неба, при таких заболеваниях, как
волчья пасть, заячья губа и вследствие отсутствия зубов.
Дизартрия у детей – расстройство звукопроизносительной стороны речи, обусловленное
нарушением поступления нервных импульсов от головного мозга к языку, щекам, губам
(иннервация речевого аппарата).
Стертая форма дизартрии является речевой патологией, которая проявляется в виде расстройств
просодического и фонетического компонентов речевой функциональной системы. Она возникает
из–за невыраженного микроорганического поражения головного мозга.
Типы расстройств при дизартрии у детей:
1. Нарушение звукопроизношения, которое подразделяется на два варианта в зависимости
от структуры дефекта:
4
• Фонетический вариант – искажение звуков в произношении, но в восприятии звуки
противопоставляются как фонемы. Т.е. ребенок произносит звук неверно, но понимает, какой звук
должен быть на самом деле.
• Фонематические нарушения – противопоставление фонем и искажение звуков — когда
ребенок произносит звук неверно и не понимает, каким этот звук должен быть.
При дизартриях наблюдаются нарушения ощущения или восприятия движений, т.е. речевые
кинестезии (например, когда ребенок не понимает, куда двигает рукой). Также характерны
нарушения голоса (обычно он глухой, немодулированный), меняется высота голоса, отсутствует
возможность произвольной регуляции силы голоса, иногда наблюдается спастическая дисфония
(тонический голосовой спазм).
Отличается парез или паралич мышц мягкого нёба. Это приводит к «носовому голосу». Кроме
того, характерно расстройство речевого дыхания: укорочен речевой выдох, поэтому в момент
речи возникает ощущение нехватки воздуха (судорожные вдохи, доборы воздуха), что ведет к
нарушению плавности речи. Нарушены ритмические (соба’ка – соба’ки) и динамические (Лесни’к
– лесники’) ударения – это грубо искажает речь.[3]
Для дизартрии характерно нарушение согласованности в работе мышц артикуляционного
аппарата и голосообразования.
Для детей с дизартрией характерны особенности психической деятельности. Например, дети с
дизартрией по психической деятельности качественно отличаются от детей с дислалией. Эти
отличия проявляются во всех сферах психической деятельности, но они очень тонкие по качеству
— органический психосиндром. Он включает нарушения памяти, внимания, процесса
возбуждения и торможения, эмоциональную неустойчивость, двигательную расторможенность
(беспокойство), отставание в накапливании объема знаний.
При дизартрии всегда имеет место неврологическая симптоматика. Для ребенка с дизартрией
характерны специфические гностические расстройства:
Фрагмент для ознакомления
3
1. Архипова, Е.Ф. Стертая дизартрия у детей / Е.Ф. Архипова. - М.: АСТ: Астрель, 2010
2. Бабина, Г. В., Белякова, Л. И., Идес, Р. Е. Практикум по дисциплине «Логопедия» (раздел
«Дизартрия»): Учебно–методическое пособие / Под ред. Г. В. Бабиной. – М.: МПГУ, 2012. – 104 с.
3. Бим-Бад Б.М. Психология и педагогика: Просто о сложном: Популярные очерки и этюды /
Б.М. Бим-Бад. - М.: МПСУ, МОДЭК, 2014. - 144 c.
4. Бордовская Н.В. Психология и педагогика: Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения
/ Н.В. Бордовская, С.И. Розум. - СПб.: Питер, 2013. - 624 c.
5. Веселова Е. И. Игры и упражнения на каждый день для детей 4-5 лет с ОНР : ч. 2 [Текст] / Е.
И. Веселова, Е. М. Скрябина. — М. : Сфера, 2015. — 64 с. — (Библиотека логопеда).
6. Воржева, Л. В. Из опыта взаимодействия учителя-логопеда и родителей [Текст] / Л. В.
Воржева // Дошкольная педагогика. — 2016. — №3. — С. 42-45.
7. Вульфов Б.З. Психология и педагогика: Учебник для бакалавров /П.И. Пидкасистый, Б.З.
Вульфов, В.Д. Иванов. - М.: Юрайт, ИД Юрайт, 2012. - 724 c.
5
8. Гавришова, Е. Квест — игровая форма комплексного решения образовательных задач в
коррекционной группе [Текст] / Е. Гавришова, О. Березка, С. Звягинцева, В. Миленко //
Дошкольное воспитание. — 2016. — №5. — С. 79-84.
9. Гладковская, Л. М. Логопедическая работа в комплексной системе преодоления заикания
у дошкольников [Текст] / Л. М. Гладковская // Дошкольная педагогика. — 2016. — №8. — С. 51-52.
10. Горбачева, А. Д. Развитие синтаксической стороны речи дошкольников с ОВЗ в условиях
логопедического пункта [Текст] / А. Д. Горбачева // Дошкольная педагогика. — 2016. — №8. — С.
48-51.
11. Грибова, О.Е. Технология организации логопедического обследования: методическое
пособие. / О.Е. Грибова. – М.: АРКТИ, 2012. – 80 с.
12. Гуревич П.С. Психология и педагогика: Учебник для бакалавров /П.С. Гуревич. - М.: Юрайт,
2013. - 479 c.
13. Гуцал, И. Ю. Что такое хорошо, что такое плохо? Коррекционно-развивающие занятия для
детей старшего дошкольного возраста [Текст] / И. Ю. Гуцал, Г. В. Мищенко. — М. : Сфера, 2015. —
64 с.
14. Жантимирова, Д. К. Мастер-класс для родителей «Коррекция звукопроизношения у детей
дошкольного возраста» [Текст] / Д. К. Жантимирова // Дошкольная педагогика. — 2016. — №2. —
С. 63-67.
15. Захарова, Л. В. Календарно-тематическое планирование коррекционно-профилактической
работы с детьми второй младшей группы [Текст] / Л. В. Захарова // Дошкольная педагогика. —
2016. — №2. — С. 53-57.
16. Земляченко, М. В. Формирование речевого дыхания у дошкольников 5–7 лет с речевыми
нарушениями посредством использования логопедических игр и дыхательных упражнений в
системе работы «учитель– логопед – ребенок – родитель» // Молодой ученый. – 2017. – №10. – С.
421– 424.
17. Карелина, И.Б. Новые направления в коррекции минимальных дизартрических
расстройств// Дефектология» / И.Б. Карелина. – 2017. – № 1. [Электронный ресурс:
http://pedlib.ru/Books/4/0337/4_0337–1.shtml] – (Дата обращения: 25.05.2020)
18. Карцева Л.В. Психология и педагогика социальной работы с семьей: Учебное пособие /
Л.В. Карцева. - М.: Дашков и К, 2013. - 14 c.
19. Кирсанова, Н. А. Конспект совместной деятельности по логоритмике с детьми среднего
дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи (ОНР) [Текст] / Н. А. Кирсанова, Ю. Н.
Суханова // Дошкольная педагогика. — 2016. — №5. — С. 36-38.
20. Кравченко А.И. Психология и педагогика: Учебник / А.И. Кравченко. - М.: ИНФРА-М, 2013. -
400 c.
21. Крысько В.Г. Психология и педагогика: Учебник для бакалавров /В.Г. Крысько. - М.: Юрайт,
2013. - 471 c.
22. Ларина, Л.Ю. НОД по развитию связной речи в старшей группе. Пересказ рассказа К.Д.
Ушинского «Смелая ласточка» [Текст] / Л.Ю. Ларина // Дошкольная педагогика. – 2016. — №9. – С.
45-46.
6
23. Марцинковская Т.Д. Психология и педагогика: Учебник /Т.Д. Марцинковская, Л.А.
Григорович. - М.: Проспект, 2013. - 464 c.
24. Оглоблина И. Ю. Логопедический массаж: игры и упражнения для детейраннего и
дошкольного возраста [Текст] / И. Ю. Оглоблина, С. Ю. Танцюра. — М. : Сфера, 2015. — 64 с.
25. Пастюк О.В. Психология и педагогика: Учебное пособие /О.В. Пастюк. - М.: НИЦ ИНФРА-М,
2013. - 160 c.
26. Приходько О.Г. Принципы организации логопедической работы с детьми раннего возраста,
страдающими неврологическими заболеваниями // Развитие и коррекция. – 2014. – Вып. 3 – С. 65-
76
27. Самыгин С.И. Психология и педагогика: Учебное пособие / С.И. Самыгин, Л.Д. Столяренко. -
М.: КноРус, 2012. - 480 c.
28. Столяренко А.М. Психология и педагогика: Учебник для студентов вузов /А.М. Столяренко.
- М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2013. - 543 c.
29. Столяренко Л.Д. Психология и педагогика: краткий курс лекций /Л.Д. Столяренко, В.Е.
Столяренко. - М.: Юрайт, 2013. - 134 c.
30. Филичева, Т. Б. Ф53 Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста:
практ. пособие / Т. Б. Филичева, Г. В. Чирки-на. — 5-е изд. — М.: Айрис-пресс, 2010. — 224 с.
31. Чернышова Л.И. Психология и педагогика: Учебное пособие /Э.В. Островский, Л.И.
Чернышова; Под ред. Э.В. Островский. - М.: Вузовский учебник, НИЦ ИНФРА-М, 2013. - 381 c.
32. Яворская, О.Н. Занимательные задания логопеда для дошкольников / О.Н. Яворская. –
СПб.: КАРО, 2015. [Электронный ресурс: http://www.iprbookshop. ru /61001.html] – (Дата
обращения: 25.05.2020)