Фрагмент для ознакомления
2
Методика №1. Н.В. Серебрякова, Л.С. Соломаха.
Цель: Обследовать активный словарный запас детей дошкольного возраста с ОНР.
Методика состоит из шести заданий. Опишем каждое задание отдельно.
Задание №1. Обследование словаря существительных.
Инструкция: посмотри на карточки и назови, что там изображено.
Ребенку предлагаются карточки из пяти тематических блоков существительных: посуда, одежда, птицы, звери, мебель. За каждый верный ответ ребенок получает один балл. Оценка результатов производится по таблице 1. Результаты диагностики представлены в таблице 2.
Согласно рисунку №1 видим, что у испытуемых преобладает низкий уровень развития словаря существительных. Данный уровень выявлен у двоих ребят из экспериментальной группы, что составляет 67% от всего количества испытуемых. Еще один ребенок демонстрирует средний уровень развития словаря существительных, но при качественном анализе данных понимаем, что он набрал граничное количество баллов среднего уровня с низким.
Задание №2. Обследование знания названий групп предметов.
Цель: определить уровень знания названий групп предметов.
Инструкция: назови одним словом. (Далее ребенку показываются карточки с группами предметов: части тела, элементы одежды, части автомобиля, цветы, насекомые, птицы, обувь, мебель, игрушки, овощи).
За каждый правильный ответ ребенок получает 10 баллов. Анализ результатов проводится по таблице 1. Результаты диагностики представлены в таблице 3.
Согласно результатам диагностики видим, что в экспериментальной группе преобладают дети с низким уровнем знаний названий групп предметов (67% от общего количества).
Задание №3. Исследование знания существительных, обозначающих части тела, части предметов.
Инструкция: назови части своего тела, части одежды, части автомобиля. (При этом демонстрируется картинка с изображением человека, одежды, автомобиля).
Оценка результатов диагностики проводится согласно таблице 4. Результаты диагностики представлены в таблице 5.
Согласно рисунку 3 видим, что в экспериментальной группе преобладает средний уровень развития знаний о частях целого (67% от общего количества).
Задание №4. Определение уровня знаний о профессиях.
Инструкция: скажи, какая профессия у этого человека. (Испытуемый показывает карточки с профессиями - 10 штук.
Оценка результатов проводится согласно таблице 4. Результаты обследования представлены в таблице 6.
По результатам диагностики видим, что у всех испытуемых знания о профессиях находятся на высоком уровне, это подтверждает систематичность занятий педагогов и родителей с детьми по данной теме.
Задание №5. Исследование глагольного словаря.
Инструкция: педагог задает вопросы: Что ты делаешь в течение дня? Кто как кричит? Кто как передвигается?
Оценка результатов производится по таблице 4. Результаты обследования представлены в таблице 7.
Результаты, представленные на рисунке 5 свидетельствуют о неоднородности развития глагольного словаря у испытуемых. Каждый человек демонстрирует отличный от других сверстников уровень.
Задание №6. Исследование знаний названия цветов и форм.
Инструкция: назови цвет предмета, назови форму предмета.
С пяти лет используем цвета: коричневый, розовый, голубой, оранжевый; используем названия форм: круглый, квадратный, треугольный, овальный, прямоугольный.
Оценка результатов производится по таблице 4. Результаты диагностики представлены в таблице 8.
Согласно рисунку 6 в экспериментальной группе недостаточно развиты знания о форме и цвете предметов. Преобладают дети со средним уровнем – 67% от общего количества испытуемых. У одного ребенка не выявлены знания о цвете и форме.
Оценка результатов обследования дается согласно таблице 9. Общие результаты диагностики представлены в таблице 10.
Согласно результатам диагностики, у испытуемых выявлен средний уровень развития активного словаря.
Методика №2. Исследование импрессивной речи (Волкова Г.А.)
Цель: исследовать уровень понимания импрессивной речи.
Инструкция: нарисуй трубу на крыше, а дерево около домика.
Стимульный материал к методике представлен на рисунке 8.
В экспериментальной группе преобладают дети со средним уровнем понимания импрессивной речи (двое из испытуемых – 67%). Третий ребенок демонстрирует низкий уровень.
Методика №3. Исследование посодической стороны речи – чувства ритма (Архипова Е.Ф.).
Цель: определить, умеет ли ребенок определять количество:
а) изолированных ударов;
б) серии простых ударов;
в) акцентированных ударов путем показа карточки с записанными на ней соответствующими ритмическими структурами.
Материал для исследования: карточки с графическим изображением ритмических структур: //, ///, ////, // //, // // // //, /// ///, //// ////, U/./U/U/ и т.д., где / - громкий удар, U - тихий удар.
1. Инструкция: «Послушай, сколько было ударов. Покажи карточку, на которой изображено нужное количество ударов».
- изолированные удары: а) //б) /// в) //// г) ////
2. Инструкция: «Послушай, сколько было ударов, покажи нужную карточку». - серии простых ударов: а) // // // // б) /// /// в) //// //// г)/// /// ///
3. Инструкция: «Послушай, сколько и какие были удары, покажи нужную карточку». Серии акцентированных ударов: а) UU/б) / / в) //UU// г) /U//