Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Государственный бюджет является основным инструментом государства для влияния на социально-экономическую политику. Именно с помощью государственного бюджета мобилизуются и пере-распределяются для обеспечения функционирования государства.
Актуальность темы обусловлена первостепенной важностью государственного бюджета для функ-ционирования национальной экономики и ее територий. Состояние бюджета тесно связано с состо-янием экономики государства и в целом его развитием.
Задача оптимизации структуры государственных расходов, в частности и расходов на развитие тер-риторий, выдвинулась на передний план во многих странах мира после международного финансо-вого кризиса 2008 года. Неожиданное торможение экономического роста и ограниченные возмож-ности финансирования дефицита вызвали потребность в проведении масштабной бюджетной кон-солидации в большинстве развитых и в некоторых развивающихся странах. Затянувшаяся стагнация заставила правительства искать новые источники роста, и одним из кандидатов на эту роль стала, в частности, активизация инфраструктурных инвестиций. Таким образом, коррекция структуры гос-расходов оказалась в фокусе внимания международного сообщества (Большой двадцатки, МВФ, Всемирного банка, ОЭСР) и ведущих экономических держав. Активизировалось обсуждение общих подходов к этой коррекции и соответствующие эмпирические исследования. Оптимизация структу-ры бюджетных расходов является важной задачей и для России, поскольку ее решение способно в значительной степени помочь, во-первых, повысить темпы роста ВВП до уровня не ниже темпов роста мировой экономики и, во-вторых, восстановить долгосрочную сбалансированность бюджет-ной системы, которая была нарушена вследствие значительного падения цен на нефть.
Объектом курсовой работы являются бюджеты субъектов федерации, а предмет – сбалансирован-ность бюджетов и экономическое развитие территорий РФ.
Цель работы – исследование особенностей расходной части федерального бюджета РФ на разви-тие территорий. Для этого выделено несколько конкретных задач:
1. изучить сущность государственного бюджета, принимая во внимание разные точки зрения на его определение;
2. выявить место расходов государственного бюджета в экономическом росте территорий страны
3. разобрать и проанализировать структуру бюджета и его расходной части;
4. проанализировать государственный бюджет Российской Федерации за 2017-2020 года;
5. изучить роль государственного бюджета в социально-экономическом развитии;
6. дать рекомендации по улучшению бюджетной системы государства.
Вопросам роли бюджета в экономическом росте уделяют должное внимание такие исследователи, как Е.Н. Рудская., Т.А. Агапова., А.Г. Грязновой, Е.В. Маркиной., А.И. Добрынина, Л.С. Тарасевича, В.С. Артамонова, С.А. Иванова.
1. Теоретические аспекты изучения места субъектов РФ в бюджетной системе
1.1 Место бюджетов субъектов Российской Федерации в бюджетном устройстве государства
Для того, чтобы понять сущность и назначение бюджета субъекта Российской Федерации, необхо-димо рассмотреть понятие бюджетное устройство, а также – каково бюджетное устройство Россий-ской Федерации.
Прежде всего отметим, что с точки зрения государственного устройства Россия представляет собой федеративное государство. Что означает: государство состоит из определенных частей (субъектов Российской Федерации), обладающих собственной системой органов государственной власти (как законодательных, так и исполнительных) и собственным набором функций. А это в свою очередь предполагает наличие собственных источников финансирования деятельности субъекта Россий-ской Федерации, сформированных в определенный фонд денежных средств (бюджет) и значи-тельную самостоятельность в формировании и расходовании этого фонда.
Бюджетный кодекс Российской Федерации хотя и употребляет понятие «бюджетное устройство», но не раскрывает его содержания. Довольно широко и устойчиво употребляется это понятие и в финансово-правовой и экономической литературе.
Центральное место в любой финансовой системе занимает бюджет (от английского слова budget – кошелек, сумка). Так в Англии в Средние века под словом «бюджет» понимали, как отчет канцлера Казначейства (министра финансов) в Парламенте счетов. В этом документе были отражены цифры об истекшем финансовом годе и планы на следующий. На сегодняшний день в российском законо-дательстве понятие бюджет определено следующим образом: «Бюджет - форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления». [1]
В зависимости от территориального устройства страны выделяется несколько уровней бюджета. В унитарных государства бюджет имеет два уровня:
государственный;
местный.
Примерами таких государств служат Япония, Франция, Украина. В странах с федеративным устрой-ством выделяется уже три уровня бюджета:
федеральный;
субъектов;
местный.
Такого типа являются страны Россия, Канада, Германия. Также к бюджету относятся внебюджетные государственные фонды. [6]
Если же рассматривать конфедерации, то бюджет там складывается с общих взносов государств, который расходуется на цели данного союза. На ряду с этих у стран участников существуют свои су-веренные бюджеты.
Государственный бюджет вместе бюджетной системой государства представляют собой совокуп-ность экономических отношений, которые возникают при распределении внутреннего валового продукта. Бюджет – это инструмент государства, с помощью которого мобилизуются денежные средства со всех секторов экономики для проведения внутренней и внешней политики государства.
При рассмотрении государственного бюджета с точки зрения экономической категории можно сформулировать следующее определение. Государственный бюджет – это совокупность отноше-ний, которые складываются между государством и всеми субъектами различных форм собственно-сти, а также отдельными индивидами (гражданами государства), в связи с формированием и ис-пользованием основного централизованного фонда денежных средств государства для обеспече-ния его функционирования. [4]
Отношения, складывающиеся у государства с организациями, учреждениями и населением, назы-ваются бюджетными. Данный отношения характеризуются следующими признаками:
это экономические отношения;
носят денежный характер;
носят распределительный характер;
связаны с формированием и использованием денежных фондов.
Важно, бюджетные отношения имеют объективный характер. Это обусловлено тем, что в руках государства сосредотачиваются внутренний валовый продукт и часть национального дохода, необ-ходимые для расширенного воспроизводства в масштабах государства и удовлетворение экономи-ческих, социально-культурных потребностях граждан, поддержание функционирование государ-ственного аппарата страны. Бюджетные отношение напрямую связаны с функционированием госу-дарства, однако они являются элементом базиса общества, а не надстройки.
Бюджетные отношение – часть экономической структуры общества. Они обусловлены тем, что для существования государства и осуществления им своих функций необходима материально-денежная база. В процессе воспроизводства бюджетные отношения приобретают материально- вещественную форму и отражаются в государственном бюджете. [14]
Так как государственный бюджет является основным элементом бюджетных отношений, а следо-вательно и финансовых (бюджетные отношения входят в финансовые), то он, наделен характери-стиками, как экономическая категория, присущими и финансам в целом. Однако бюджет имеет свои особенности.
Бюджет представляет собой особую экономическую форму перераспределительных отно-шений, связанных с мобилизацией части национального дохода в руках государства и ее использо-вании для удовлетворения потребностей общества.
С помощью государственного бюджета происходит перераспределение денежных средства для финансового регулирования различных секторов экономики. Меняя налоги, их ставки и изме-няя статью расходов государство может влиять на общественные процессы. Так бюджет выступает в роле инструмента финансовой политики государства.
Для эффективного влияния на экономическую ситуацию в стране в условиях рыночной эко-номики государство должно координировать денежно-кредитную, финансовую и валютную поли-тику.
Распределение бюджета занимает центральное место в составе государственных финансов, так как оно бюджет занимает ключевое место в сравнении с другими звеньями.
Сущность государственного бюджета как самостоятельной экономической категории заключается в его функциях:
перераспределение национального дохода и внутреннего валового продукта;
государственное регулирование и стимулирование;
контроль за формированием и использованием центрального фонда денежных средств;
развитие социально сферы жизни общества.
Фрагмент для ознакомления
3
1. «Бюджетный кодекс Российской Федерации» от 31.07.1998 N 145-ФЗ (ред. от 27.12.2019)
2. Бюджет России в цифрах на 2020 год / FINCAN [Электронный ресурс]. / http://fincan.ru/articles/45_byudzhet-rossii-na-2020-god-v-cifrah/ (режим доступа 25.11.2019).
3. Динамика цен на нефть с 2015 года. Досье / ТАСС [Электронный ресурс]. / https://tass.ru/info/3315320
4. Е.Н. Рудская. Финансы и кредит. Учебное пособие. – Ростов на Дону: изд. «Феникс», 2018. – 357с.
5. Крым обогнал все регионы России по темпам роста строительства жилья [Электронный ре-сурс]. / https://www.rbc.ru/rbcfreenews/5cb5f4179a794741b5699d48 .
6. Макроэкономика / Т.А. Агапова. – Москва: изд. «Основы менеджмента Мескон» 2015. – 447с.
7. Официальный сайт Министерства Финансов России [Электронный ресурс]. / https://www.minfin.ru/ru/
8. Федеральный закон "О федеральном бюджете на 2017 год" от 14 декабря 2016 г. N 359-ФЗ.
9. Федеральный закон "О федеральном бюджете на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов" от 19.12.2017 N 415-ФЗ.
10. Федеральный закон "О федеральном бюджете на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов" от 05.12.2018 N 362-ФЗ.
11. Федеральный закон "О федеральном бюджете на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов" от 29.11.2019 N 459-ФЗ.
12. Характеристика доходов бюджетов разных уровней / Под ред. А.Г. Грязновой, Е.В. Марки-ной. – Москва: изд. «Финансы и статистика», 2019. – 501 С.
13. Экономическая теория / под ред. А.И. Добрынина, Л.С. Тарасевича, 3-е изд. – СПБ.: изд. «Пи-тер», 2017. – 544с.
14. Экономическая теория / под ред. В.С. Артамонова, С.А. Иванова. – СПб.: изд. «Питер», 2019. – 528 С.
15. Экономическая теория / под редакцией В.Д. Камаева. – Москва: изд. «Владос» 2016. – 640с.
16. Федеральная Служба Государственной статистики [Электронный ресурс]: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/rates/46880c804a41fb53bdcebf78e 6889fb6
17. Budget of the U.S. Government, Fiscal year 2017. [Электронный ресурс]: https://www.govinfo.gov/content/pkg/BUDGET-2017-BUD/pdf/BUDGET-2017-BUD.pdf
18. Efficient, effective, accountable an American Budget, Fiscal year 2019. [Электронный ресурс] : https://www.govinfo.gov/content/pkg/BUDGET-2019-BUD/pdf/BUDGET-2019-BUD.pdf
19. Минфин России. Ежегодная информация об исполнении федерального бюджета (данные с 1 января 2011 г.) [Электронный ресурс]: https://www.minfin.ru/ru/document/
20. Динамика цен на фьючерсный контракт на нефть Brent. [Электронный ресурс]: https://news.yandex.ru/quotes/1006.html
21. Балашев Н.Б., Хиневич Д.Ю., Нурмухаметов Р.К. Проблемы контроля расходования средств бюджета // Вестник Тульского филиала Финуниверситета. 2016. № 1. С. 14-15.
22. БалашевН.Б., Дуничева А.А. К вопросу сравнительного анализа финансовых систем и бюд-жетов России и США // Экономика и бизнес: теория и практика. 2019. № 1. С. 24-28.
23. Громов А. Д. Влияние государственных расходов на экономический рост // Финансовый журнал. 2019. № 4. С. 62–71.
24. Дробышевский С. М., Назаров П. А. Оценка бюджетного и налогового мультипликатора в Российской Федерации. М.: РАНХиГС, 2018.
25. Иванова Н., Каменских М. Эффективность государственных расходов в России // Экономиче-ская политика. 2020. № 1. С. 176–192.
26. Идрисов Г. И., Синельников-Мурылев C. Г. Бюджетная политика и экономический рост // Вопросы экономики. 2019. № 8. С. 35–59.
27. Кнобель А. Ю., Чокаев Б. В., Миронов А. К. Сравнительный анализ эффективности госрасхо-дов в сфере национальной обороны и правоохранительной деятельности. М.: РАНХиГС, 2015.
28. Кудрин А. Л., Кнобель А. Ю. Бюджетная политика как источник экономического роста // Во-просы экономики. 2019. № 10. С. 5–26.
29. Кудрин А. Л., Соколов И. А. Бюджетный маневр и структурная перестройка российской эко-номики // Вопросы экономики. 2017. № 9. С. 5–27.
30. Стратегия–2020: Новая модель роста — новая социальная политика. Итоговый доклад о ре-зультатах экспертной работы по актуальным проблемам социальноэкономической стратегии Рос-сии на период до 2020 года. Кн. 1. / под ред. В. А. Мау, Я. И. Кузьминова. М.: Дело, 2013.
31. Стратегия–2020: Новая модель роста — новая социальная политика. Итоговый доклад о ре-зультатах экспертной работы по актуальным проблемам социальноэкономической стратегии Рос-сии на период до 2020 года. Кн. 2. / под ред. В. А. Мау, Я. И. Кузьминова. М.: Дело, 2013.
32. Открытый бюджет Республики Крым. [Электронный ресурс]. Режим досту- паMp://budgetrk.ifmmon.ш/byudzhet-dlya-grazhdan/byudzhet-respubliki-krym/osnovnye-kharakteristiki- byudzheta-respubliki-krym
33. Alesina A., Ardagna S., Perotti R., Schiantarelli F. Fiscal Policy, Profits, and Investment. NBER Work-ing Papers. No 7207. 1999.
34. Aschauer D. A. Is Public Expenditure Productive? // Journal of Monetary Economics. 1989. Vol. 23. No 2. P. 177–200.
35. Barbiero O., Cournède B. New Econometric Estimates of Long-Тerm Growth Effects of Different Areas of Public Spending. OECD Economics Department Working Papers. No 1100. 2013.
36. Barro R. J. Determinants of Economic Growth: А Cross-Country Empirical Study. NBER Working Pa-pers. No 5698. 1996.
37. Barro R. J. Economic Growth in a Cross Section of Countries // The Quarterly Journal of Economics. 1991. Vol. 106. No 2. P. 407–443.
38. Barro R., Sala-i-Martin X. Economic Growth. N. Y.: McGraw-Hill, 1995.
39. Blanchard O., Perotti R. An Empirical Characterization of the Dynamic Effects of Changes in Gov-ernment Spending and Taxes on Output // The Quarterly Journal of Economics. 2002. Vol. 117. No 4. P. 1329–1368.
40. Clarida R., Gali J. Sources of Real Exchange Rate Fluctuations: How Important Are Nominal Shocks? NBER Working Papers. No 4658. 1994.
41. Corsetti G., Meier A., Müller G. J. What Determines Government Spending Multipliers? // Eco-nomic Policy. 2012. Vol. 27. No 72. P. 521–565.
42. Devarajan S., Swaroop V., Zou H. The Composition of Public Expenditure and Economic Growth // Journal of Monetary Economics. 1997. Vol. 37. P. 313–344