Фрагмент для ознакомления
2
Позиция генералитета и офицерства новых войск была связана с тем, что беспорядки в провинциях за несколько месяцев свергли древнюю монархию.
В знак неподчинения Манчьжурии солдаты из восставших дивизий отрезали традиционные косы. Это были символы прежнего режима дореволюционного Китая.
Рисунок 1 - Солдаты восставших частей новой китайской армии, октябрь 1911 года
В ноябре-декабре 1911 года Южный и Северный Китай смогли даже осуществить небольшую войну – конфликт военных и политических группировок с разных берегов Янцзы, который сформировался еще в XIX веке, не исчез еще в реформированной армии. Вскоре верховная власть стала принадлежать Юань Шикаю, который стал руководить большей частью реформированных дивизий. В январе 1912 года он во главе сорока двух генералов заставил отречься от власти малолетнего императора Пу И и стал первым президентом Китайской Республики .
Рисунок 2 - Президент Юань Шикай в окружении своих генералов, 1912 год
Как только великие державы, поделившие Китай на области влияния, стали участвовать в Первой мировой войне, Юань Шикай попытался провозгласить себя императором и учредить в Китае новую династию. Но это вызвало только волну восстаний и недовольства и в Северном, и Южной Китае, даже там, где были послушные ему войска – генералы, которые захватили власть в ходе революции на местах, страшились потерять ее после воцарения новой династии .
В 1916 году, в эпицентре политического кризиса, несостоявшийся император ушел из жизни, а вооруженные силы государства, которые и до этого момента не отличались общностью, раскололись на несколько генеральских групп, вступивших между собой в конфликт.
В 1917 году, когда в нашей стране произошло уже две революции, в Китае была вооруженная попытка реабилитировать Цинскую монархию.
Сохранившая традиционные косы дивизия генерала-монархиста маньчжура Чжан Сюня ненадолго захватила Пекин и попыталась восстановить на троне малолетнего императора Пу И. Но никто из китайских генералов, почувствовавших вкус реальной власти, не желал подчиняться мальчику-императору – попытка монархической реставрации быстро провалилась.
Рисунок 3 - Во время боёв на площади Тяньаньмэнь в Пекине, 1917 год
В начале 20-х годов в Пекине наблюдалась постоянная смена номинальных правительств и президентов, которые контролировались той или иной группировкой генералов. Последние же вели настоящие военные действия за власть над провинциями.
Управление и контроль провинций реализовывались средневековыми методами и имели опору только военной силе. В 1920-1925 гг было совершено несколько крупных войн внутри Китая, в итоге которых окончательно сформировались военные и территориальные группировки.
Между генералами существовали мелкие конфликты, заговоры, в том числе, внутри группировок. Генералы, не имевшие власть в народе, имели прозвище «собачьих рыб» . Про их «армии» говорили следующее: «Генералов больше, чем офицеров, офицеров больше, чем солдат, винтовок больше, чем патронов…».
После революции 1911 года и во время последовавших генеральских междоусобных войн различные группировки «милитаристов» и правительства провинций стали крайне быстро пополнять уже существовавшие и воинские части, создавались новые.
Перед революцией новая армия Цин имела 800 тыс солдат, из которых 300 000 – в 25-ти дивизиях и 10-ти бригадах новых войск. К середине 20-х годов прошлого столетия Китай имел уже 1,5-2 млн солдат. Великобритания дает следующие цифры: на 1925 год было 1 933 000 человек в 82-х дивизиях, 102-х смешанных бригадах и полусотне отдельных полков.
Это количество солдат было поделено на дюжину постоянно конфликтующих между собой группировок – это были дивизии и бригады, которые официально считались вооруженными силами Китая, но по факту были частными армиями отдельных генералов .
В 1925 году расходы на военное содержание составляли 43 % официального китайского бюджета. 2 млн солдат «съедали» 80 % национального дохода, при этом солдаты терпели практически нищенское существование.
Увеличение численности войск в ходе конфликтов между провинциями привел к тому, что снизились требования к новобранцам. Теперь рядовые комплектовались из обнищавших крестьян, люмпенов и мелких уголовников, которые принесли в армию Китая воровство, наркоманию и безграмотность.
Социум Китая воспринимал армию как воров и грабителей. Часто солдаты Китая того времени были разбойниками в прямом смысле слова. Летом, например, они совершали разбои в лесах и горах «у больших дорог», а зимой, чтобы пережить холод, бандами во главе с атаманами нанимались к какому-нибудь генералу .
Войска Китая комплектовались наемными. Призыв и мобилизация накануне революции 1911 года рассматривалась только в теории. Статья 20 новой конституции, которая была принята в 1923 году, предусматривала, что граждане Китая имеют обязанность отбывать воинскую повинность по закону. Но ситуация была в том, что конституцию Китайской Республики никто не признавал и не соблюдал.
В 1923-1925 гг. войска группировок китайских генералов насчитывали 1,5–2 млн человек при населении страны свыше 400 млн – то есть, в армии (армиях) состояло менее 0,5% китайцев. Китай отличался нищетой и аграрным перенаселением. Многие вербовались в армию просто за копейки.
В середине 1920-х годов рядовой Китая получал от 8 до 15 серебряных юаней (при средней заработной плате неквалифицированного рабочего в 10–12 юаней) и иногда – разовую выплату при найме (20–30 юаней). Питание и жилье солдат производилось за их счет, на что уходило более половины жалованья. То есть, если брать уровень цен и валют, рядовой наемник Китая получал во много раз меньше, чем обычный рабочий на фабрике СССР тех лет .
За копейки любой генерал в Китае мог набрать огромное количество солдат, которые были готовы служить за еду, одежду, ночлег и карманные деньги. Учитывая то, что выплаты рядовым были нерегулярными, многие просо служили за еду. По уровню потерь и напряжения войны между генералами были не ужасающими. Китайцы воевали «вяло» не только по сравнению с Первой мировой, но и по сравнению с гражданской войной в нашей стране.
Сержанты и младшие офицеры «стоили» дороже обычных солдат, но их количество было меньше. За годы смуты в Ките было накоплено огромное количество профессиональных солдат, нанимавшихся в армии со своим оружием. За него при найме выдавалась разовая доплата.
Фрагмент для ознакомления
3
Список используемой литературы
1) Архивы фотографий//baike.haosou.com
2) Балмасов С. С. Белоэмигранты на военной службе в Китае. М.: Центрполиграф, 2007
3) Белов Е. А. Очерки истории Синьхайской революции 1911–1913 гг. — М.:Вост. лит., 2001.
4) Благодатов А. Записки о китайской революции 1925–1927 гг. М.: Наука, 1975
5) Всемирная история/Под ред. Г. Б. Поляка, А. Н. Марковой. – М.: ЮНИТИ, 2016.
6) Высогорец В. Китайская армия. Очерки по основным вопросам вооруженных сил современного Китая. М.-Л.: Госиздат, 1930
7) Демин А. А. Авиация Великого соседа. Книга 1. У истоков китайской авиации. М.: Фонд содействия авиации «Русские Витязи», 2008
8) Дмитриев С. В., Кузьмин С. Л. Что такое Китай? Срединное государство в историческом мифе и реальной политике // Восток. — 2012. — № 3
9) Дмитриев С. В., Кузьмин С. Л. Империя Цин как Китай: анатомия исторического мифа // Восток. — 2014. — № 1.
10) Жуков В. В. Китайский милитаризм. 10-20-е гг. ХХ в. М.: Наука, 1988
11) Каретина Г. С. Чжан Цзолинь и политическая борьба в Китае в 20-е годы XX в. М.: Наука, 1984
12) Каретина Г. С. Военно-политические группировки Северного Китая: эволюция китайского милитаризма в 20-30-е гг. ХХ в. Владивосток, 2001
13) Кузьмин С. Л. Отношения «наставник — покровитель» и проблема статуса Тибета // Наука и буддизм. — 2012
14) Мамаев И., Колоколов В. Китай. Страна, народ, история. М.: Госвоениздат, 1924
15) Мяо Чу - хуан. Краткая история Коммунистической партии Китая. Перевод с китайского. М., 1958
16) Попов-Татива Н. Китай. Экономическое описание. М.: Издание Разведывательного управления штаба РККА, 1925
17) Розанов О. Н. Наградные системы в политике и идеологии стран Северо-Восточной Азии. М.: Памятники исторической мысли, 2008
18) Черепанов А. Записки военного советника в Китае. М.: Наука, 1976