Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Административная реформа является одной из основных задач Российской Федерации на ближайшую перспективу, поскольку дальнейшее развитие государственных институтов находится в неразрывной связи с совершенствованием государственного управления. Административная реформа должна привести к оптимизации административно-управленческих процессов, повышению качества оказания государственных услуг гражданам, снизить издержки взаимодействия с органами исполнительной власти.
Институт административного права достаточно специфичен по своему характеру ввиду того, что первые административные нормы в широком их понимании появились еще в древней Руси у восточных славян. В процессе развития института государственной власти, правовой системы, усложнения административно-территориальных условий, международных отношений и прочих внутренних и внешних аспектов сформировалась достаточно развитая отрасль права – административное право. Его специфика заключается в том, что оно призвано решать задачи по построению, установлению, поддержанию исполнительной ветви государственного управления, которая является самой сложной и самой большой. Помимо этого, административное право является методом правового регулирования практически всех сфер социальной жизни, как отдельных граждан, так и всего населения Российской Федерации. Административное право является фундаментальной отраслью права.
Объектом исследования являются общественные отношения в сфере административного права в современных условиях.
Предметом работы выступают правовые нормы, регулирующие актуальные проблемы административного права в современных условиях.
Цель исследования – анализ проблематики административного права России на современном этапе.
Задачами работы являются:
– рассмотреть предпосылки административной реформы;
– выявить проблемы реализации административной реформы;
– исследовать современное состояние и направления развития науки административного права;
– проанализировать особенности проблем науки административного права на современном этапе развития.
Реализация поставленных задач достигается при помощи общенаучных (диалектический, анализ, синтез, моделирование) и частнонаучных методов. К последним относятся формально-юридический, а также сравнительно-правовой.
Теоретической основой исследования явились труды таких авторов, как: В.В. Бондаренко, М.К. Вилкова, И.С. Дюрягина, А.Ф. Камилова, Е.В. Сергеева, Л.Ф. Бадыков, И.Л. Олейник, М.А. Лапина и др.
Структура курсовой работы состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
ГЛАВА 1. АДМИНИСТРАТИВНАЯ РЕФОРМА В РОССИИ
1.1. Административная реформа в России
Административная реформа – это совокупность мер, нацеленных на создание результативной системы органов исполнительной власти на основе четкой регламентации их работы.
Цель реформирования – навести порядок в данной области, повысить качество государственных и муниципальных услуг.
Административные преобразования, происходящие в России, можно разбить на три этапа:
1) административные преобразования которые происходили 1991 – 1999 годы, политическим мотивом здесь выступала необходимость радикальной перестройки советской системы государственного управления экономикой и формирование новой структуры и системы органов государственной власти Российской Федерации;
2) административные преобразования, проведенные в 2000–2005 годы, преследующие политическую цель укрепления государственной власти в стране и определяемый соответствующим замыслом, выработанным в период 2000–2002 годов;
3) административные преобразования, начавшиеся в 2006 году, они были политически ориентированы на построение эффективного и компактного государственного устройства на основе специально разработанной Концепцией административной реформы .
Также административная реформа характеризуется тем, что различные изменения отдельных областей государственного управления, несмотря на схожесть и взаимосвязанность являются разными. Согласно мнению большинства российских административистов, содержание административной реформы включает в себя:
1) усовершенствование трех ветвей триединой государственной власти;
2) преобразование административно - территориального механизма государства;
3) разграничение в соответствии с федеративным устройством России прерогатив и компетенций между федеральным, региональным и местным уровнями власти;
4) реформа прохождения государственной службы;
5) преобразование основных направлений и конструкции исполнительной власти .
Изменение государственной системы, имевшее место в России в конце прошлого века, неизбежно привело к значительным изменениям в структуре управления. Государство, существовавшее в советское время и построенное на плановой экономике, должно было стать государством, управляющим рыночной экономикой и действующим в соответствии с принципами демократии в соответствии с конституцией. Задачи, стоящие перед государством, в первую очередь связаны с решением проблемы наблюдения за примирением интересов личности, общества и государства. Для этого необходимо создать условия для развития экономических свобод, обеспечить население высококачественными государственными услугами, эффективно управлять имуществом и обеспечивать безопасность граждан
Вполне справедливо, что в последние годы большое значение в повышении эффективности государственного управления придается административным реформам. Они, конечно, нужны, их необходимо если не завершить, то активно продолжать: надо повышать управляемость во всех отраслях и сферах – экономических, социально-культурных, административно-политических, надо совершенствовать государственную службу, организацию местного самоуправления, устранять административные барьеры, прежде всего перед малым и средним предпринимательством, частными инвесторами, ликвидировать излишние, дублирующие функции органов исполнительной власти (федеральных и региональных), смелее передавать исполнение ряда государственных полномочий коммерческим и саморегулируемым организациям. Все это обязательно необходимо довести, как говорится, до ума, если, конечно, подобная деятельность не превратится в «административную суету».
Итак, причины, инициирующие административные реформы.
Во-первых, это революции, т.е. организованные или стихийные действия народных масс. Великая Октябрьская социалистическая революция привела к слому государственного механизма управления и появлению нового управленческого аппарата. События начала 90-х гг. XX в., похожие на революцию, также привели к смене политического режима, замене тоталитарного строя демократическим (ст. 2 Конституции РФ ), появлению рыночных отношений. В результате данных коренных изменений появилась частная, муниципальная, акционерная и другие виды собственности, что привело к ликвидации многих государственных органов управления, основанных на социалистической собственности, таких как Госплан, Госснаб, ряда отраслевых министерств и мучительному, на годы затянувшемуся созданию новой системы и структуры органов государственного управления, органов исполнительной власти, новых форм и методов управленческой деятельности.
Во-вторых, к ведущим причинам административных реформ относится появление объективных обстоятельств, связанных со стремительно развивающейся глобализацией, постиндустриальным, информационным обществом, появлением общества знания, электронного управления (электронное правительство), цифровой экономики и др.
В-третьих, причиной административных реформ может быть наступление важных исторических событий. Например, к таким событиям относится завершение к концу XV в. собирания русских земель в новое централизованное Московское государство, а московский великий князь Василий II стал прижизненно титуловаться царем. Поводом к такому величанию послужила Флорентийская уния, означавшая фактическую капитуляцию Византии (гибель Византии в 1453 г.) перед латинским Западом. Превращение великого княжества в Московское царство, а его владыки в самодержца (царя) завершилось при Иване III, которого народ и историки хотели назвать «Великим», освободившим Русь от монгольского ига; Москва летописцами была названа Третьим Римом (а четвертому не бывать). Суверенитет престола (царства) самодержца (самодержавия) практически распространялся теперь на всю православную ойкумену. Естественно, эти эпохальные события коренным образом изменяли сущность государственной власти и весь управленческий механизм.
Изменения потребовали пересмотра контента в трех областях: функции, выполняемые государством; деятельность органов, которым поручено выполнение этих задач; и принципы функционирования властей. Текущая административная реформа повлияла на эти три области.