Фрагмент для ознакомления
2
1.Исторические аспекты правового регулирования дарения в России
1.1 Понятие договора дарения в постсоветский период
Истоки договора дарения начинаются еще с римского права. Первоначальной формой договора дарения по римскому праву представляло соглашение, не обладающее исковой защитой. Позже в период императорского правления данный договор получил защиту со стороны законодателя. Дарение являлось одним из оснований возникновения права собственности.
Рассмотрев более подробно договор дарения по римскому праву можно отметить, что согласно данному договору сторонами являются даритель, сторона которой одаряет, и одаряемый, сторона которая получает в дар вещь.
Передача в собственность могла состоять в передаче вещи, денежных средств или установления сервитута и т.д.
Также к дарению относилась и дарственное обещание, т.е. обещание передать в будущем вещь или совершить определенное действие в пользу одаряемого. В этом случаи обещание в будущем должно быть облечено в письменную форму. В случаи не соблюдения письменной формы оно не порождало обязательств.
Договор представлял собой безвозмездную форму сделки, ответственность дарителя за недостатки подаренной вещи была ограничена, даритель отвечал только за умышленную вину.
В случаи возникновения некоторых обстоятельств дарение могло быть отменено дарителем. Возможность отмены договора дарения была в случаи неблагодарности одаренного: причинения обиды, возникновение угрозы жизни и здоровью одаряемого, возникновение имущественного вреда одаряемого.
Таким образом, объектом договора дарения, по римскому праву, могла быть не только вещь, а также право требования, которое принадлежало дарителю.
Исторически на Руси в период феодальной раздробленности наряду с «Русской правдой» использовались нормативно — правовые акты городов. Так, к примеру, «Псковская судная грамота» закрепила положения о договоре дарения, чем оказала большое влияние на развитие русского права в целом.
Некоторые исследователи отмечают, что нормы о договоре дарения появились впервые применительно к дарению в пользу церкви и монастырей.
В эпоху правления императоров был принят Свод Законов, в котором была глава, закрепляющая положения о договоре дарения. Свод не давал понятия договора дарения, однако закреплял, что благоприобретенное имущество, как недвижимое, так и движимое, владелец может дарить свободно по своему волеизъявлению; родовое же имение дарить родственникам или иным лицам, кроме ближайших наследников, не возможно. Дарение по настоящему законодательству признавалось как добровольное и безвозмездное обогащение состояния другого лица через уменьшение собственного состояния.
Добровольность данной сделки проявляется в том, что даритель не обязан совершать действия по одарению. Безвозмездность проявляется в том, что одаряемый не обязан в счет принятого дара произвести какие-либо действия и оплатит этот дар. Дарение сохраняет свое действие даже в случае когда какая-нибудь нравственная или другая необязывающая причина побуждает дарителя к дару.
Свод проводил разницу между дарением и духовным завещанием. Так если при жизни владелец дара закреплял дар за другими лицами признавалось дарственными записями, а дарственными записями, согласно которых имущество должно поступить в другое владение не при жизни, а после смерти дарителя, принадлежат по существу своему к актам завещательным.
Свод рассматривает дарение как двухстороннюю сделку, предмет которой составляет имущественное отчуждение. Договор дарения относится к договору, исполнение которого состоит в передаче имущества, а не в личном действии.
По мнению исследователя Д.И. Мейер дарение не всегда представляет собой договор. Так, по мнению ученого, по договору дарения может передаваться право как на чужое действие, так и на иное право.
Исследователь считает, что предмет дарения заключается в любом имущественном праве, а не только в передаче права собственности. Однако со своей точки зрения ученый не приводит конкретного перечня предметов дарения, а лишь абстрактно заявляет об этом.
В науке мнение о правовой природе дарения носит отрицательный характер нежели положительный, так как безвозмездное отчуждение права обладает необычной природой оно может быть ограничено. В связи с этим важно определить когда именно дарения запрещено законом. Иногда запрет заключения договора дарения делается с целью недопущения злоупотреблением или притворности.
Д.И. Мейер подчеркивал, что выделение пожертвования и выделение детям имущества и приданого в особый вид дарения является не целесообразным.
Свод выделял не только договор дарения, но также выдел имущества детям от родителей, приданное членом семьи при вступлении их в брак, пожертвование имущества государству.
Г.Ф. Шершеневич, проводя анализ Свода о дарении, утверждал, что отношения по дарению следует рассматривать как договорные. Под договором дарения ученый понимал безвозмездный договор, который носит характер в сторону увеличения имущества одаряемого и соответственно уменьшения имущества дарителя. Исследователь делает разграничение о порядке увеличения имущества: передача имущества собственность; предоставления одаряемому иных прав, соединенных с пользованием; установление обязательств, в соответствии с которым одаряемый пользуется правом требования; освобождения одаряемого от обязательства или устранения ограничения его права собственности. Таким образом, исследователь приведя виды передачи имущества одаряемому пришел к определению предмета договора дарения.
По аналогии в вышеприведенными предметами договора дарения можно выделить и форма договора. Так, в случае когда устанавливается обязательство, согласно которому даритель должен в будущем передать имущества одаряемому, договор не должен быть в письменной форме. Однако в случае непосредственной передачи права собственности на вещь в момент соглашения договора дарения, договор должен обрести письменную форму, но в данном случае следует определить является ли эта вещь движимым или недвижимым имуществом. Если передается движимое имущество, то имущество передается в форме простого вручения.