Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Важной чертой современной мировой экономики стали рост
взаимозависимости экономики разных стран.
Так как экономическая интеграция в любой отрасли мировой экономики
неразрывно связана с логистикой, то вызывает интерес анализ логистики в
связи с особенностями международной экономической интеграции стран с
развитой, развивающейся и транзитивной экономикой в свете с
региональными, субрегиональными и межрегиональными
интеграционными объединениями и соглашениями созданными с участием
2
стран Европы, Северной и Латинской Америки, Карибского бассейна,
Азиатско-Тихоокеанского региона, Африки, Западной Азии, СНГ.
Следовательно работа, цель которой – исследование развития
международных логистических систем на основе интеграционных
процессов в мировой экономике, является актуальной.
Объектом в данном исследовании является развитие международных
логистических систем, а объектом – интеграционные процессы в
выбранной области, в качестве которой взято сельское хозяйство.
Материалом исследования послужили как официальные источники,
такие как сайт Россельхознадзора [1] и Федеральной службы
государственной статистики [2], материалы отраслевого журнала
«Логистика» [3], так и работы исследователей – специалистов в
экономической и логистической областях, таких, как В. В. Ожигина, Н. О.
Старкова, Б. А. Аникин, М. Д. Годлевский, В. И. Сергеев [4-8] и др.
Для решения поставленной задачи были сформулированы
следующие задачи:
- определить роль интеграционных процессов в мировой экономике;
-привести формы международной экономической интеграции в выбранной
отрасли (сектор продуктов питания);
- проанализировать глобальные логистические системы в мировой
экономике;
- исследовать факторы развития международных логистических систем;
- сформулировать основные тенденции глобализации логистики в
выбранной отрасли.
Методом исследования в данной работе является анализ источников и
интегральный метод, позволяющий на основе отдельно сделанных
выводов сделать общее заключение.
Теоретическая значимость данного исследования заключается в том, что
полученные результаты могут быть использованы при изучении аспектов
международной экономической интеграции с точки зрения логистической
составляющей процесса.
Практическая значимость данного исследования заключается в том, что
полученные результаты могут быть использованы в практическом анализе
международных логистических систем применительно к выбранной
отрасли (сектор продуктов питания).
3
Структура данной работы состоит из введения, двух глав, заключения и
библиографического списка.
Глава 1. Международная экономическая интеграция как инструмент
повышения темпов роста национальной экономики
1.1. Роль интеграционных процессов в мировой экономике
Глобальная экономическая интеграция - не новое явление. Некоторая связь
и торговые отношения имели место между отдаленными цивилизациями
даже в древние времена. После путешествий семь веков назад Марко Поло,
глобальная экономическая интеграция посредством торговли,
перемещения и обмена экономически полезными знаниями и
технологиями стала приобретать тенденцию к росту [9].
Процесс глобализации в экономической сфере не всегда проходил гладко.
Не всегда он приносило пользу всем, кто был в него вовлечен. Но,
несмотря на случайные перерывы, такие как после распада Римской
империи или в межвоенный период в ХХ веке, степень экономической
интеграции между различными обществами по всему миру в целом
возрастала. Действительно, за последние полвека темпы экономической
глобализации были особенно быстрыми. И, если не считать людскую
миграцию, глобальная экономическая интеграция сегодня больше, чем
когда-либо, и, вероятно, будет углубляться в будущем еще больше.
Три фундаментальных фактора повлияли на процесс экономической
глобализации и, вероятно, будут продолжать стимулировать ее в будущем.
Это - во-первых, улучшение в технологии транспорта и связи, которые
позволили сократить расходы на транспортировку товаров и услуг
производства, а также на передачу экономически полезных знаний и
технологий; во-вторых, настрой отдельных лиц и обществ в целом часто
благоприятствовали использованию возможностей, предоставляемых
снижением транспортных и коммуникационных расходов за счет усиления
экономической интеграции; в-третьих, государственная политика ряда
стран значительно повлияла на характер и темпы экономической
4
интеграции, хотя и не всегда в направлении усиления экономической
интеграции.
Эти три фундаментальных фактора повлияли на характер и темпы
экономической интеграции во всех ее важных измерениях.
Хотя технологии, предпочтения и государственная политика имеют
важное независимое влияние на характер и темпы экономической
интеграции в ее различных измерениях, они, также, явно взаимодействуют
в важных отношениях. Совершенствование технологии транспорта и связи
не происходит самопроизвольно в экономическом вакууме. Желание
людей воспользоваться преимуществами более тесной экономической
интеграции, то есть преимуществами интеграции, является основной
причиной, почему выгодно делать инновации и инвестиции, которые
приносят улучшения в технологии транспорта и связи. Кроме того,
государственная политика часто играет важную роль в стимулировании
инноваций и инвестиций в транспорт и связь как для достижения
преимуществ более тесной экономической интеграции (как внутри, так и
за пределами политических границ), а также, по другим причинам, таким
как, напрмер, национальная оборона.
Предпочтения разных групп, которые они развивают для получения
потенциальных выгод от более тесной экономической интеграции, сами
отчасти зависят от опыта, который стал возможен благодаря более
дешевым средствам транспорта и связи [10]
Например, много веков назад богатые люди в Европе впервые узнали о чае
и пряностях Востока как следствие ограниченной и очень дорогой
торговли. Растущее стремление к этим продуктам в результате
ограниченного опыта ускорило поиск более простых и дешевых средств их
защиты. В качестве побочного продукта этих усилий была открыта
Америка, и были открыты новые границы интеграции в экономической и
других областях. В последнее время, хотя и менее кардинально, становится
очевидным, что предпочтения продуктов и услуг, производимых в
отдаленных местах (включая предпочтения, которые движут туристами и
путешественниками), а также инвестиции в иностранные активы, в
значительной степени зависят от длительности проекта. По мере того как
длительность проекта (интеграции, в данном случае) увеличивается,
отчасти потому, что он становится дешевле, то предпочтения для выгод
экономической интеграции растут. Например, похоже, что, поскольку
глобальные инвесторы приобрели больше опыта в отношении акций,
выпущенных компаниями в странах с формирующимся рынком, они стали
5
более заинтересованы в диверсификации своих портфелей для включения
некоторых из этих активов [11].
Государственная политика в отношении экономической интеграции также
в значительной степени учитывает предпочтения людей в отношении
различных аспектов такой интеграции, а также технологии, которые
делают интеграцию возможной. Что касается последнего, уместно
отметить текущие вопросы, касающиеся государственной политики в
отношении торговли, осуществляемой через Интернет. До недавних
достижений в области компьютерных и коммуникационных технологий не
было Интернета, через который можно было бы вести коммерцию; и,
соответственно, этих вопросов государственной политики просто не
возникало. Что касается влияния предпочтений на государственную
политику, то ситуация сложная.
Отражая общее стремление обеспечить ощутимые выгоды от интеграции,
государственная политика обычно, если не всегда, имеет тенденцию
поддерживать более тесную экономическую интеграцию в рамках
политических юрисдикций. Склонность государственной политики к
экономической интеграции между различными юрисдикциями обычно
Фрагмент для ознакомления
3
1. Россельхознадзор [Электронный ресурс] www.fsvps.ru
2. Федеральная служба государственной статистики [Электронный
ресурс] https://www.gks.ru/
3. Логистика. Отраслевой журнал [Электронный ресурс] www.logistikaprim.ru
4. Ожигина, В. В. Международная экономическая интеграция/ В. В.
Ожигина, О. Н. Шкутько, Е. Н. Петрушкевич ; под ред. В. В. Ожигиной. -
Минск : БГЭУ, 2017. - 431 с.
5. Старкова Н. О. Тенденции развития логистических услуг на
современном мировом рынке / Н. О. Старкова, С. М. Саввиди, М.
В.Сафонова // Научный журнал КубГАУ – №85(01) – 2013
6. Корпоративная логистика в вопросах и ответах / под общ. и науч.
ред. проф. В. И. Сергеева. Изд. 2‑е, перераб. и доп. М. : ИНФРА‑М, 2013.
634 с.
7. Аникин Б.А. Логистика: учебное пособие/ Под ред. Б. А. Аникина. -
М.: ИНФРА-М, 2015.
6
8. Годлевский, М. Д. Базовые модели и алгоритмы координации
бизнес-процессов в логистических цепочках поставок / М. Д. Годлевский,
А. А. Станкевич // Матеріали ХІІ Міжнародної науково-технічної
конференції «Системний аналіз та інформаційні технології» (SAIT 2010). -
Київ. - 2010. - С. 67.
9. Мантусов В. Б. Международная экономическая интеграция в
современных мирохозяйственных отношениях. М: Юнити – Дана, 2011.
10. Цветкова Н. Н. Новые тенденции в глобализации: регионализация и
усиление протекционизма // Труды Института востоковедения РАН, Вып.
4: Экономические, социально-политические, этно -конфессиональные
проблемы афро-азиатских стран /отв. ред. выпуска О. П. Бибикова, Н. Н.
Цветкова. М.: ИВ РАН, 2017.
11. Peterson E. R., Laudicina P. A. Global Business Policy Council, A. T.
Kearney. From Globalization to Islandization. https://www.
atkearney.com/gbpc/thoughtleadership/detail/-/asset_publisher/03
JmqNRaRZj7/content/from-globalizationto-islandization/10192/
12. Michael Mussa. Factors Driving Global Economic
Integrationhttps://www.imf.org/en/News/Articles/2015/09/28/04/53/sp082500
13. Основы логистики : учеб. пособие /Л. Б. Миротин, В. И. Сергеев. –
М. : ИНФРА-М, 2009. – С. 21.
14. Заботина Н.Н. Проектирование информационных систем: учебное
пособие. – М.: ИНФРА-М, 2013. – 331с.