Фрагмент для ознакомления
2
самоуправления и некоммерческими организациями. Такие советы собираются, когда нужно решить какой-то вопрос, в котором необходимо участие некоммерческих организаций.
Еще одной формой взаимодействия органом государственной власти и некоммерческих организаций является «совместная разработка программ, их координация и контроль над исполнением» [28].
Разобрав все эти формы взаимодействия их можно условно поделить на экономические и неэкономические.
Совершенно очевидно, что взаимодействие государственных органов власти и некоммерческих организаций необходимо улучшать, поскольку общественные организации эффективнее взаимодействуют с населением. Информированность НКО о потребностях населения, его настроениях может помочь органам государственной власти в реализации своей деятельности.
Таким образом, как государственные органы власти, так и некоммерческие организации заинтересованы в осуществлении активного взаимодействия, которое должно осуществляться для решения задач и проблем местного сообщества. Однако, в данном аспекте представляется важным определить каким образом, в каких формах и через какие каналы коммуникаций должен осуществлять информационный обмен, чтобы быть максимально полезным и создавать правильный эффект.
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ РОЛИ НЕКОММЕРЧЕСКОГО СЕКТОРА В ЭКОНОМИКЕ НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ
2.1 Анализ взаимодействия НКО Новосибирской области с региональными органами управления
Процесс взаимодействия Правительства Новосибирской области с НКО осуществляется следующим образом (рис.2.1):
Рисунок 2.1 – Процесс взаимодействия органов государственного управления с НКО. Составлено автором
Если в ходе данного процесса обнаруживается возможность привлекать к участию население, то это также используется в рамках реализации проекта.
На данной территории работа НКО особенно важна, т.к. они в рамках своих проектов:
- реализуют экономические проекты,
- осуществляют поддержку ветеранов и инвалидов,
- осуществляют строительство спортивных площадках,
- организуют праздники и культурно-спортивные мероприятия для молодежи,
- помогают в строительстве объектов социально-культурной сферы,
- оказывают социально-экономическую поддержку людям, находящимся в сложной ситуации,
- осуществляют развитие молодежных, общественных, гражданских «народных» СМИ.
В данном аспекте происходит активное взаимодействие нескольких субъектов регионального сообщества (рис.2.2):
Рисунок 2.2 – Субъекты взаимодействия некоммерческих организаций с органами государственной власти в экономической сфере
Механизмы данного взаимодействия:
- оказание организационной помощи в поисках ресурсов для проведения мероприятий и реализации проектов,
- предоставление площадки или помещений для проведения мероприятия,
- информационная поддержка со стороны СМИ,
- финансовая поддержка со стороны органов власти.
2.2 Проблемы влияния НКО на экономику региона
Взаимодействие НКО с органами государственной власти трудно назвать паритетным, но иждивенческим оно также не является. Хотя в ожиданиях лидирует финансовая помощь, обращается за ней к органам государственной власти лишь каждая вторая НКО. Справедливости ради укажем, что имеются регионы, где ожидание финансовой помощи от органов государственной власти характерно для абсолютного большинства НКО, не имеющих возможности найти иные источники. Речь идет об НКО Санкт-Петербурга, Волго-Вятского и Поволжского районов.
В информации от органов государственной власти нуждаются прежде всего НКО, организующие общественные юридические приемные, занимающиеся правовым просвещением населения и организацией массовых правозащитных акций. Помощь в издании брошюр, листовок, плакатов ожидают от органов государственной власти многие НКО, организующие массовые акции. В помещении нуждается почти треть НКО, организующих общественные юридические приемные. Велика потребность в финансовой помощи у НКО, занимающихся правовой консультацией и благотворительностью (таблица 3.1)
Таблица 3.1 – Доля ожидающих помощь от территориальных органов власти в составе НКО, деятельность которых направлена на разных субъектов, в % [28].
Некоторые НКО, организующие массовые социально-культурные, молодежные акции, сталкиваются с затруднениями при получении официального разрешения на проведение мероприятия, в результате чего они оказываются в ситуации конфликта с территориальными органами государственной власти.
Основная форма взаимодействия НКО и территориальных органов власти – это работа руководителей НКО в комиссиях и экспертных советах при администрациях. В ряде случаев органы власти оказывают финансовую помощь НКО, либо освобождают их от налогов.
Взаимное информирование НКО и территориальных органов власти более-менее налажено лишь у НКО Москвы, Северо-Западного, Центрального, Центрально-Черноземного, Поволжского, Южного, Уральского и Восточно-Сибирского районов, хотя, взаимное информирование и в этих регионах касается не более четверти НКО. Складывается впечатление, будто две трети российских НКО информационно изолированы от территориальных органов власти. В то же
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Нормативно-правовые акты
1. Конституция Российской Федерации. Официальный текст по состоянию на 1 января 1997 года с историко-правовым комментарием. – М.: Издательская группа ИНФРА-М – НОРМА, 1997.
2. Федеральный закон «О некоммерческих организациях» от 12.01.1996 N 7-ФЗ // Информационная система «КонсультантПлюс» http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_8824/
Учебная литература
3. Баклага Е. Н. Механизмы взаимодействия некоммерческих организаций и исполнительных органов государственной власти: к постановке проблемы // Colloquium-journal. 2019. №15 (39). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/mehanizmy-vzaimodeystviya-nekommercheskih-organizatsiy-i-ispolnitelnyh-organov-gosudarstvennoy-vlasti-k-postanovke-problemy (дата обращения: 18.02.2020).
4. Бурмыкина И. В. Социальная эффективность реализации проектов некоммерческих организаций: технология социальной оценки / И. В. Бурмыкина // Вестник Липецкого государственного педагогического университета. Сер. Гуманитарные науки. — 2015. — № 1. — С. 92-96.
5. Василенко И.А. Возможности инновационных технологий территориального брендинга для формирования современного имиджа российских регионов // Власть. - 2016. - №1 - С.68-73.
6. Вишнева К.В. Развитие социально активной молодежи в рамках деятельности социально ориентированных некоммерческих организациях // Международный студенческий научный вестник. – 2018. – № 4-7.; URL: http://www.eduherald.ru/ru/article/view?id=19066 (дата обращения: 25.01.2019).
7. Воеводина Н. А. Некоммерческие организации: правовой статус, бухгалтерский учет, налогообложение и новые возможности :практ. пособие / Н. А. Воеводина, А. А. Вяльшина, Т. Л. Ермак. — 2-е изд., испр. — Москва : ОМЕГА-Л, 2011. — 153 с.
8. Гимазова Ю.В. Особенности нормативно-правового регулирования социально ориентированных некоммерческих организаций в России // Политология. №58-5, 24.01.2017. С.35-37
9. Говорова П.В. Социальные проекты НКО и их роль в развитии сельского поселения (на примере МО «Немюгюнский наслег» Хангаласского улуса» РС (Я)) // Студенческий: электрон.научн. журн. 2018. № 20(40). URL: https://sibac.info/journal/student/40/119745 (дата обращения: 25.01.2019).
10. Зверков А. В. Проблемы измерения эффективности автономных некоммерческих спортивных организаций / А. В. Зверков // Научный обозреватель. — 2015. — № 6. — С. 25-26.
11. Земляк С.В., Лапшова О.А., Шеломенцева М.В. Взаимодействие региональной власти с общественными некоммерческими организациями // Экономика. Налоги. Право. 2016. №5. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vzaimodeystvie-regionalnoy-vlasti-s-obschestvennymi-nekommercheskimi-organizatsiyami (дата обращения: 18.02.2020).
12. Игнатьева И.В. Социальный и коммерческий аспекты деятельности некоммерческих организаций // УЭкС, 2018. - №5. – С.24
13. Карпельева Ю. А. Анализ современного состояния некоммерческого сектора России / Ю. А. Карпельева // Экономика и социум. — 2015. — № 1-3. — С. 517-524.
14. Комаров П. И. Маркетинг некоммерческих организаций / П. И. Комаров, А. Н. Слободич, В. В. Шарай // ФӘн-наука. — 2015. — № 7. — С. 8-10.
15. Коновалова О. Н. Некоммерческие организации как фактор улучшения взаимоотношений между бизнесом и властью / О. Н. Коновалова, О. Н. Ананьев // Инновационная экономика и общество. — 2015. — № 1. — С. 106-112.
16. Ловкова, А.А. Взаимодействие органов местного самоуправления, общественных организаций и бизнеса как форма социального партнерства: дис. ... канд. соц. наук. — Саратов, 2009.
17. Михальченков Н. В. Роль НКО в модернизации российской экономики // Актуальные вопросы экономики и управления в условиях модернизации современной России. Смоленск: Смоленская городская типография, 2016. С. 14-24.
18. НКО должны выйти из «спящего режима»: Ольга Вешникова — о дефиците социальных инвестиций в Якутии // https://www.asi.org.ru/report/2019/01/08/nkodolzhnyvyj/(дата обращения: 12.01.2019)
19. Управление общественными отношениями / под ред. В. С. Комаровского. – М., 2019.
20. Фолометова В. Э. Деятельность социально ориентированных некоммерческих организаций в Росси и их роль в обществе / В. Э. Фолометова, Л. И. Хвоевская // Высшая школа. — 2015. — № 10. — С. 19-22.
21. Хананашвили, Н.Л. Авторская концепция системы взаимодействия органов власти Российской Федерации с негосударственными некоммерческими организациями // Государственная власть и местное самоуправление. - 2006.
22. Хау Джефф. Краудсорсинг. Коллективный разум как инструмент развития бизнеса. — М.: «Альпина Паблишер», 2012. — 288 с.
23. Хижняков Д.П. Информационно-коммуникационные барьеры в региональной практике государственного управления // Современные проблемы науки и образования. – 2011. – № 5.;
URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=4826 (дата обращения: 14.04.2019).
24. Хижняков Д. П., Лебедев С. Д. Информационные барьеры в системе государственного управления // Научные ведомости БелГУ. Серия: Философия. Социология. Право. 2011. №2 (97). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/informatsionnye-bariery-v-sisteme-gosudarstvennogo-upravleniya (дата обращения: 14.04.2019).
25. Цыкунов И. Семь причин прервать заговор молчания, или зачем PR некоммерческой организации? [Электронный ресурс] / И. Цыкунов // Центр социального программирования. — Режим доступа : http://www.ngoprofile.ru/ library/5.html,
26. Цинпаева Ф.С. Роль некоммерческих организаций в развитии региона // УЭПС. 2018. №3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/rol-nekommercheskih-organizatsiy-v-razvitii-regiona (дата обращения: 27.05.2020).
27. Шереги Ф.Э. Взаимодействие НКО с органами государственной власти, местного самоуправления и СМИ / Электронная библиотека «Гражданское общество России» https://www.civisbook.ru/files/File/sheregi_NKO_SMI.pdf (дата обращения: 18.01.2020)
28. 4 успешных примера, как развиваются некоммерческие организации в регионах России // Электронный журнал о благотворительности «Филантроп» Режим доступа: https://philanthropy.ru/analysis/2018/04/04/62969/ (дата обращения: 12.01.2020)