Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Развитие греческой музыки уже давно стало феноменом. И не секрет, что греческая музыка всегда останется актуальной для многих слушателей. Истоки развития этой музыки уходят в очень далекое прошлое, поэтому выделение тенденций развития греческой эстрадной музыки актуально как никогда.
В связи с этим, целью работы является, проанализировав сложившийся опыт развития греческой музыки, выделить и сформулировать тенденции развития эстрадной музыки Греции.
Задачами в курсовой работе являются:
Изучить опыт развития греческой музыки;
Рассмотреть особенности развития народной музыки в Греции;
Рассмотреть перспективные направления развития эстрадной музыки Греции.
Объект – непосредственное развитие греческой эстрадной музыки.
Предмет – тенденции развития греческой эстрадной музыки в 20 веке.
ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О РАЗВИТИИ МУЗЫКИ В ГРЕЦИИ
Особенности развития музыкального искусства в Древней Греции
Музыкальное искусство Древней Греции является составной частью античности. Она оказала большое воздействие на дальнейшее развитие музыкального искусства, на особенности дальнейшего развития музыкальной научной мысли. Даже само слово «музыка» тоже греческого происхождения. Музыка выступала предметом образования, составной частью общественной жизни тех времен. Еще Аристотель приравнивал музыку к одной из основных важнейших дисциплин обучения.
К сожалению, до наших дней с тех времен сохранилось очень мало оригинальных произведений, больная часть из них осталась в виде частей на папирусе, пергаментном полотне.
Все сохранившиеся материалы датируются третьим и вторым тысячелетием д.н.э. По большей части это бывают изображения струнных инструментов, сцены игры на лире, арфисты и флейтисты. У Гомера имеются произведения, которые показывают использование музыки в повседневной жизни.
Музыка нашла своё отражение в древнегреческой мифологии. Древнейшая эпоха музыкального развития связывалась в греческих преданиях с именем мифического силена Марсия, который вступил в музыкальное состязание с Аполлоном, победил его, и тем самым вызвал его гнев. Фригийское происхождение Марсия указывает на влияние музыкальной культуры Малой Азии на Грецию.
Самый известный миф, относящийся ко времени старой эпохи, - это миф о певце Орфее, сыне фракийского речного бога Иагры и муза Каллиопе, чья игра на золотой арфе очаровала не только людей, но и животных, деревья, камни. Согласно легенде, Орфей отправился в ад, чтобы спасти свою жену, нимфу Эвридику, которая умерла от укуса гадюки. Игра на лире позволила ему очаровать Харона, который согласился перевезти Орфея через Стикс, но нарушив запрет не смотреть на свою жену, пока он не вернулся домой, Орфей навсегда потерял Эвридику и впоследствии умер сам. Этот сюжет использовали древнегреческие драматурги (Эсхил, Еврипид), а в наше время - ряд оперных композиторов (К. Монтеверди, Глюк и др.).
Олимп считался законодателем древнейших правил игры на Авлосе и законов гармонии. Музыкальные законы понимались как совершенство, согласованность, гармония. Его учеником, согласно легенде, был Талет с Крита, который привез в Спарту обычай музыкального сопровождения (флейты) гимнов Аполлону, а также хорового пения. Приведение хорового пения с Крита также упоминается в Илиаде Гомера.
Рост политики, в которой проводились крупные религиозные и гражданские праздники, привел к развитию хорового пения под аккомпанемент духового инструмента. Вместе с Авлосом вошла металлическая труба. Постоянные войны стимулировали развитие военной музыки. В это же время развивалась лирическая поэзия, которую пели под аккомпанемент музыкальных инструментов. Известные авторы песен включают Alkey, Archilochus и Sappho.
Поэт и музыкант Пиндар, автор гимнов, застолий и победных од, отличающихся разнообразием форм, богатством и причудливыми ритмами, стал классикой хоровой лирики. На основе гимнов Пиндара развивались похвалы, исполняемые на Дионисийских фестивалях (около 600 г. до н.э.).
Музыка была неотъемлемой частью театральных представлений. Трагедия объединила драму, танец и музыку. Авторы трагедий - Эсхил, Софокл, Еврипид, как и древнегреческие лирические поэты, были также создателями музыки. По мере их развития музыкальные части светил и актеров были введены в трагедию.Еврипид в своих работах ограничил введение хоровых партий, сосредоточив внимание на сольных частях актеров и светил, на модели так называемой новой похвалы, характеризующейся большой индивидуализацией, эмоциональностью, подвижностью, виртуозным характером. Создателями стиля новой похвалы были Филоксен и Тимоти Милет. Авторы древнегреческих комедий часто использовали многострунные шифры для сопровождения литературного текста, вводили в пьесу мелодии народных песен. В то же время комедианты критиковали трагедию за изощренность и иностранные влияния и часто пародировали музыку трагедий, следы которых были сохранены в тексте комедии «Лягушки» Аристофана.
Музыка Греции в эпоху Византии
Музыка Византии не является стилистически единым культурным явлением.
Суждения об этом во многом гипотетичны в связи с полным отсутствием музыкальных памятников светской музыки и невозможностью расшифровки самых древних (конец X века) памятников церковного (православного) пения. Уверенно расшифрованные церковные рукописи (а также теоретические трактаты, описывающие традицию византийского церковного пения), дошедшие до нас, датируются значительно позже времени, которое, по общему признанию, является расцветом Византийской империи [2].
По мнению некоторых музыковедов и критиков, в частности греков [3] [4], византийская музыка подверглась сильному влиянию древнегреческой музыкальной культуры. Советские музыковеды К.К. Розеншильд и Ю.В. Келдыш обнаружил влияние персидских, еврейских, сирийских и армянских песен и принял влияние поздней античной греческой музыки. [5] Стоит также отметить влияние Рима, поскольку в Византию входили такие культурные центры, как Александрия и Антиохия. Исследователь византийской культуры Э. Герцман считает, что византийская музыка является продолжением поздней античности. [6]
Нотация византийской церковной музыки является региональной традицией безответственной нотации. Обычно выделяют четыре разновидности, соответствующие четырем этапам исторического развития системы:
1) ранневизантийский (другое название - палео-византийский); отмечается в рукописях 10 - первой половины 12 вв .;
2) Средневизантийская (другие названия - СМИ Византийская, круглая) - в рукописях с последней четверти XII по 1400 год;
3) Поздняя византийская и поствизантийская - в рукописях и ранних печатных книгах начала 15 века. до 1814 г.
Традиция музыкальной интерпретации рукописей палео-византийской нотации утрачена. Звуковая линия песнопений, записанных в системе средних византийских обозначений (и позже), расшифрована [7]. Ритм (например, иррациональное удлинение отдельных звуков, фермы и паузы), исполнение нюансов (например, динамические акценты, глиссандо, агогика) и богатый орнамент (например, орнаментальное микрохроматическое и вибрато), также «закодированные» в оригинальных невмах, Однозначно истолкованные по сей день составляющие предмет противоречия (часто очень острые) византологи. Несмотря на то, что сохранилось довольно значительное количество исторических текстов, описывающих средневизантийские песнопения (самое раннее - в рукописи F-Пн гр. 261 - относится к концу 13-го века), с ними нужно быть осторожнее - особенно в отношении информации о ритме, орнаментации, структуре весов (включая использование в них хроматики) и т. д. [8]
В 1814 г. так называемые «Три дидаскала» (другие обозначения реформы - «Хризантусная нотация» и «Новый метод») [9] предложили метод упрощенного декодирования древних музыкальных рукописей, который получил широкое распространение в практике современного греческого языка. поклонение как главное. В XX в. Попытки расшифровки византийских обозначений умножить. Начиная с 1936 г. на Западе редакторы (под руководством Эгона Уэллса) серии научных публикаций Monumenta musicae Byzantinae (MMB) предложили собственный метод расшифровки музыкальных рукописей. Их транскрипции передают мелодию как строго диатоническую, а ритм - как «свободную речь». Эта «свобода», однако, в современной транскрипции MMB с 5 строками записана только в виде двух периодов - четверти и восьмых; таким образом, транскрипции редакторов MMB очень напоминают (устаревшие) ритмические транскрипции григорианского хорала [10]. Альтернативные (в основном связанные с ритмом, реже мелодиями) транскрипции памятников византийской нотации были предложены выдающимися западными учеными - немцем Эвальдом Яммерсом (1962) [11] и голландцем Дж. Ван Бизеном [12]. Метод Бизен был разработан греком И. Арванитисом, который настаивал на бинарном ритме византийских стихий и ирмоса [13]. В России ритмические транскрипции арванита были поддержаны студентом И. Е. Лозовой, М. Г. Школьником, который применил ритмическую систему к византийским памятникам, известным из русских (более поздних) двойных примет и музыкально-теоретических трактатов [14]. В самой Греции самая смелая попытка восстановить византийскую церковную музыку была предпринята Симоном Карасом (1903-1999), воспитавшим галактику ревностных последователей (Ликург Ангелопулос, один из видных представителей школы Караса). Приверженцы нео-византийской традиции «трех диадаскалов» отвергли реконструкцию
Фрагмент для ознакомления
3
Зайков, А. В. Музыканты в ранней Спарте: создание жанров и противодействие внутренней распре // Вестник Удмуртского университета. Ижевск, 1995. № 2. С. 5—15.
Зайков, А. В.; Рассохин, Ф. В. К вопросу об «учреждении» Гимнопедий в Спарте // Херсонесский сборник. 2019. Вып. 20. С. 59-70.
Лебедев С. Н. Греция Древняя. Музыка // Большая российская энциклопедия. Т. 7. М., 2007, с. 705—729.
Петр, В. И. О составах, строях и ладах в древнегреческой музыке. Киев, 1901.
Bélis, Anne. Les Musiciens dans l’Antiquité. Paris: Hachette Littératures, 1999.— 319 pp. ISBN 2-01-23-5279-0.
Hagel, Stephan . Ancient Greek Music. A new technical history. Cambridge, 2009.— 504 pp.
Henderson, Isobel. Ancient Greek music // The new Oxford history of music. Vol.1. London etc., 1957, p.336-403.
Mathiesen, Thomas J.. Apollo’s Lyre. Greek Music and Music Theory in Antiquity and the Middle Ages. Lincoln & London, 1999.
West, Martin L.. Ancient Greek Music. Oxford, 1992.
Костина А.В. Массовая культура как феномен постиндустриального общества. М.: Едиториал, УРСС, 2005. С. 68.
Сергеева И.В. Особенности коммуникативных процессов массовой музыкальной культуры: Дис. канд. социол. наук: 22.00.06. Саратов, 2004. С. 3.
Шендрик А.И. Социология культуры. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. С. 443
International Federation of Phonogram and Videogram Producers (IFPI). Ежегодные отчеты, 1990-2006, (IFPI 2006), http://www.ifpi.org
Burnett R. Music production in times of monopoly: the example of Sweden. Popular Music and Society. Dec 2006. FindArticles.com. 01 Dec. 2006, р. 1. http:// wwwiindartides.eom/p/artides/mi_m2822/is_5_29/ai_n16850876/pg_1
Burnett R. The Electronic Challenge: Music. Cultural Competence / Ed. V. Ratzenbock and A. Ellmeier. Vienna: Springer, 1999. Р. 21-32.
Музыкальные пристрастия россиян и конкурс "Евровидение", ВЦИОМ, 2005, http://bd.fom.ru/report/map/d052217
Сондер М. Ивент-менеджмент: организация развлекательных мероприятий. Техники, идеи, стратегии, методы. М.: Вершина, 2006. С. 31.
Российский рекламный вестник. 2005. № 5. http://www.prosmi.ru/news/ issledovania/5269
http://www.businessobzor.ru/news10555.html
http://news.by/335/2006-03-28/12802/
http://www.cnews.ru/news/top/index.shtml?2005/10/04/188278э
Охотники за пиратами, ВЦИОМ, 2006, http://wciom.ru/no_cache/arkhiv/ tematicheskii-arkhiv/item/single/2529.html?cHash=fe8a5706d7&print=1