Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Феномен предпринимательства издавна вызывает интерес и находится в центре внимания социально-экономических наук. Это объясняется тем, что предпринимательство рассматривается как необходимое условие экономического роста, как действенное средство влияния на общественные процессы, деятельность и поведение человека. Предпринимательство как социально-экономическое явление охватывает практически все сферы жизни общества, касаясь его идеологии, культуры, отношений, взглядов на пути дальнейшего развития социальной системы. Попытки изучить проблему предпринимательства, так или иначе наблюдались в науке самых разных периодов, но следует подчеркнуть, что данный феномен по-прежнему актуален в исследовательских практиках и требует тщательного анализа на разных уровнях гуманитарного знания. В курсовой работе мы сконцентрируем внимание на некоторых концепциях западных и отечественных исследователей, чье мнение, на наш взгляд, актуально и в наше время, а, следовательно, заслуживает пристального внимания.
Цель работы – провести сравнительный анализ типов предпринимателей в современном обществе.
Для достижения поставленной цели автор поставил перед собой ряд задач:
рассмотреть феномен предпринимательства в концепциях западных и отечественных исследователей;
провести анализ типов предпринимателей в исследованиях российских и зарубежных ученых;
Дать сравнительную характеристику различных типов предпринимателей.
Объект исследования – субъекты предпринимательской деятельности.
Предмет исследования - типы предпринимателя в классификациях различных исследователей.
1 Теоретические и методические аспекты предпринимательства
1.1 Феномен предпринимательства в концепциях западных и отечественных исследователей
Значительный вклад в теорию предпринимательства и первыми, кто исследовал природу предпринимательства были Р. Кантильйон, Ф. Кене, А. Тюрго, А. Смит, Д. Рикардо, Ж.-Б. Сей, А.Маршалл и другие, в трудах которых анализируется экономическая природа феномена предпринимательства.
Социологические подходы к пониманию предпринимательства и его социальной природы, заложили М. Вебер, В. Зомбарт и Й. Шумпетер.
Термин «предприниматель» в научный оборот введен английским банкиром и экономистом Р. Кантильйоном в начале XVIII века . Главной чертой предпринимателя Р. Кантильйон считал готовность к риску. По его мнению, в подобного рода деловой активности имеет место быть некоторый дисбаланс между спросом и предложением на рынке, который создает все необходимые условия для извлечения прибыли, развивая тем самым конкуренцию, как неотъемлемый элемент рыночных отношений.
Первыми в изучении феномена предпринимательства в XVIII веке были представители физиократической школы. Основатель физиократической школы, французский экономист Ф. Кене считал, что ведущее место в классовой структуре французского общества занимает производительный класс – фермеры – «те, кто арендует землю и делает высокопроизводительным сельское хозяйство, кто производит богатства и материальные блага» .
Развитие теории предпринимательства в пределах физиократической школы отобразился в трудах французского экономиста и государственного деятеля А. Тюрго . Часть прибыли, которая остается у предпринимателя, рассматривалась им как особый вид надбавки за предпринимательскую работу, риск и организаторское искусство. Таким образом, А. Тюрго пришел к выводу, что для реализации предпринимательской функции требуется наличие определенных способностей к управлению, а не только рискованные капиталовложения.
В рамках научных исследований английской классической политической экономии категории предпринимательства не уделялось достаточного внимания. Это объясняется тем, что сущность экономики составляла саморегуляция рынка и принцип естественного равновесия в экономической системе. В таком механизме не находилось места для творческого предпринимательства.
В то же время шотландский экономист и основатель классической политэкономии А. Смит в своем труде «Исследование природы и причин богатства народов» дает характеристику предпринимателя. По определению А. Смита, предприниматель ради реализации всегда рискует. Полученная в результате прибыль служит компенсацией за этот риск .
Адам Смит один из первых показывает эгоистическую сторону предпринимательства. Он говорит, что в своей хозяйственной деятельности человек непрерывно нуждается в сотрудничестве с другими людьми. Эти люди могут не являться его друзьями, родственниками, и, тем не менее, они поддерживают его, при этом преследуя свои собственные интересы. Следовательно, важнейший принцип делового мира: не следует экономическому партнеру говорить о своих потребностях и нуждах, акцентируя внимание лишь на его выгоде.
Английский экономист и представитель классической политэкономии Д. Рикардо характеризует предпринимателя как капиталиста, который ищет прибыльного применения для своих средств . Раскрыв причины и последствия перемещения капитала, Д. Рикардо не сделал предпринимательство предметом научного анализа в своих работах.
Французский экономист Ж.-Б. Сей рассматривал предпринимателей как ключевой фактор экономического развития, который несет ответственность способен за «все шансы успеха или неудачи производства» .
А. Маршалл в работе «Принципы экономической науки» первым добавил организацию к трем классическим факторам производства (капитал, земля, труд) .
Значительный вклад в развитие теории предпринимательства внесли труды немецкого социолога, экономиста, философа и историка М. Вебера. В произведении «Хозяйство и общество» М. Вебер определяет предпринимательство как хозяйственное действие, направленное на получение дохода, но не каждое такое действие, а только то, которое ориентировано на капитальный расчет . Ученый указал на наличие предпринимательского духа как составляющей капиталистического духа. Дух капитализма – склад мышления, для которого характерно систематическое и рациональное стремление к законной прибыли в рамках своей профессии.
Теория М. Вебера о предпринимателе-капиталисте как носителя рациональности сильно повлияла на общественное мнение в странах Запада. Его исследования протестантской этики и духа капитализма оказали значительное влияние на развитие социологической мысли относительно феномена предпринимательства.
Немецкий социолог и экономист В. Зомбарт продолжил изучение капиталистического предпринимательства. В работе «Современный капитализм» ученый определяет капиталистическое предприятие как форму хозяйства, цель которого состоит в том, чтобы извлечь выгоду из материального имущества, то есть, чтобы воспроизвести его с надбавкой (прибылью) для владельца .
Важное место в разработке социологического подхода к предпринимательству занимает социолог и экономист Й. Шумпетер. Согласно его определению быть предпринимателем «означает делать то, что не делают другие»
Фрагмент для ознакомления
3
1. Адизес И. Личностный рост. – М.: Рид Групп, 2012. – 176 с.
2. Арсеенко А. Феномен предпринимательства: теоретические концепции, история, современность. Предприниматель Украины: эскизы к социальному портрету: монография / ред. В.М. Ворона, Е.И. Суименко. Киев, 1995. Глава 1. С. 6-23.
3. Вебер М. Протестантская этика и дух капитализма. Избранные произведения / пер. с нем. под ред. Давыдова Ю.Н., Москва: Прогресс, 1990. С. 44- 271.
4. Вебер М. Хозяйство и общество: очерки понимающей социологии / пер. с нем. под ред. Ионина Л.Г., Москва: Издательский дом Высшей школы экономики, 2016. 446 с.
5. Зомбарт В. Современный капитализм / пер. с нем. под ред. Базарова В., Степанова И., Москва: Издание Скирмунта, 1931. 584 с.
6. Зомбарт В. Собрание сочинений в 3 томах / пер. с нем. под ред. Филиппов А.Ф., Санкт-Петербург: Издание Владимир Даль, 2005. 639 с.
7. Кене Ф., Тюрго А.Р.Ж., Дюпон де Немур П.С. Физиократы. Избранные экономические произведения / предисл. Клюкин П.Н.; пер. с франц., англ., нем. Москва: Эксмо, 2008. 1200 с.
8. Маршалл А. Принципы экономической науки. Москва: Дирекмедиа Паблишинг. 2007. 993 с.
9. Пономарев О.Б., Светуньков С.Г. Экономика и предпринимательство. – СПб: Левша. Санкт-Петербург, 2015. – 634 с.
10. Пригожин А.И. Цели и ценности. Новые методы работы с будущим. – М.: ИЦ «Дело» АНХ, 2010. – 432 с.
11. Прохоров А.П. Русская модель управления. – 2-е изд., испр. – М.: Издательство Студии Артемия Лебедева, 2013. – 492 с.
12. Рикардо Д. Сочинения / пер. с англ. под ред. Смита М.Н., Москва: Государственное издательство политической литературы, 1955. 339 с.
13. Сей Ж.-Б. Трактат по политической экономии. Москва: Дело. 2000. 232 с.
14. Смит А. Исследование о природе и причинах богатства народов / пер. с англ. Клюкина П.Н.,Москва: Эксмо, 2019. 1056 с.
15. Шумпетер Й. Теория экономического развития : пер. с нем. / под общ. ред. А.Г. Милитковского. М.: Изд-во «Прогресс», 1992. 230 с.
16. Шумпетер Й. Теория экономического развития. М.: Прогресс, 1982. 401 с.
17. Cantillon R. Essai sur la nature du commerce en general. – INEd, 1952
18. Drucker P. F. (1986). Innovation and entrepreneurship: Practice and principles (Perennial Library ed.). New York: Harper & Row. (Original work published 1985). 288 p.
19. Say J. B. Cours complet d’economie politique pratique, Volume 5. Couverture. Rapilly, 1829.