Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность исследования. В силу высокой динамичности процессов, происходящих в сфере
развития новых, в том числе образовательных технологий, проблема управления созданием
практико-ориентированного и конкурентоспособного учебно-методического обеспечения
инновационных учебных курсов, причем в короткие сроки, приобретает все большую
практическую и теоретическую значимость.
Мир вокруг меняется с возрастающей скоростью. Стремительное развитие новых технологий
приводит к отмиранию одних профессий и появлению других, знания и навыки, приобретаемые
учениками школ сегодня, могут утратить свою актуальность и востребованность на рынке уже к
моменту завершения обучения. Поэтому в современном образовании необходима фокусировка
не только на предметных, но и на метапредметных и личностных результатах, как и описано в
Федеральных государственных образовательных стандартах. Современному выпускнику важно не
много знать, а уметь быстро ориентироваться в изменчивой неопределенной ситуации,
самостоятельно находить нужную информацию, анализировать ее, ставить перед собой задачи и
оценивать результаты их выполнения, осваивать новые технологии, быть лидером (или
руководителем) при выполнении одних задач и исполнителем (участником общего дела) при
выполнении других, уметь работать в команде. А хорошим инструментом для обеспечения
результативной командной работы школьников может стать современная образовательная
методика Agile. Все перечисленные факторы определяют актуальность представленного проекта.
Объект исследования – процесс обучения в общеобразовательной школе.
Предмет исследования – гибкие технологии Agile в обучении.
Цель работы – рассмотреть возможности Agile как метода управления созданием
образовательных продуктов.
Задачи исследования:
- провести обзор литературы по рассматриваемому вопросу;
- рассмотреть исследования по выбранной тематике;
3
- провести экспериментальное исследование по рассматриваемой теме.
Экспериментальная часть была проведена на основе разработки уроков (этапов уроков) алгебры
различных типов, а также занятий (этапов занятий) внеурочной деятельности с использованием
технологии гибкого обучения Agile.
Глава 1. Теоретические аспекты исследования
1.1. Обоснование темы исследования
Современный мир стремительно меняется, исчезают старые профессии и на смену им приходят
десятки новых. Будущее, в котором требуются специалисты с новыми навыками, уже наступает. И
оно предъявляет свои требования к образованию, в котором ключевыми навыками будут
выступать: коммуникация, командная работа, критическое мышление и креативность. Эти навыки
4
были подчеркнуты в манифесте разработчиками программных продуктов для крупных ITкомпаний в начале XX века, которые разработали гибкий подход Agile.
Показав свою эффективность в IT сфере, данный подход быстро развился в других сферах
деятельности. В мире IT «Agile» уже много лет является основой для управления сложными
проектами. На русский язык слово «Agile» можно перевести как «подвижный», «гибкий». Сегодня
«Agile» внедряется в государственные учреждения, банки, коммерческие организации и
используется для достижения совместных бытовых планов в некоторых сферах.
В 2015 году международная команда единомышленников предложила попытку перенесения
гибких инструментов управления в образовательное пространство. Был придуман новый термин
EduScrum и созданы методические рекомендации по использованию данного подхода на
занятиях. EduScrum процесс совместного творчества, система обучения, в которой ответственность
за образовательный процесс передается от преподавателя к обучающимся.
Обучающимся дается свобода самим сформировать образовательный процесс внутри
обозначенных границ и целей обучения. В EduScrum преподаватель определяет почему и что
должно быть учтено (цель), а обучающиеся в свою очередь определяют как этого достичь.
Обучающиеся получают больше ответственности за результат, что способствует повышению их
мотивации и улучшения образовательных результатов в целом. Основными ролями в этой
концепции являются:
1) владелец продукта-это преподаватель, который формирует бэклог урока, то есть список задач
(заданий), которые необходимо решить. Обязательно указываются сроки реализации и формы
демонстрации (контроля) достигнутых результатов, предлагается список источников, которыми
могут пользоваться обучающиеся.
2) Scrum-мастер – обучающийся, который отвечает за организацию процесса в своей ученической
команде.
3) Проектные команды образуются делением класса на подгруппы по 4-5 человек. Ученические
команды должны быть самоорганизующиеся и иметь разные учебные навыки. Важно
организовать правильное распределение обучающихся по группам.
Во-первых: у группы должны быть представлены все компетенции, необходимые для работы.
Во-вторых: каждый обучающийся должен почувствовать себя членом команды. Обучающиеся в
командах, основываясь на маршрутный лист, начинают выполнять задания. Во время работы
обучающиеся активно взаимодействуют: обсуждают проблемы, делятся информацией, совместно
находят решения и помогают друг другу. При этом в любой момент команда может обратиться к
преподавателю за помощью.
Согласно этой методологии любая учебная деятельность делится на несколько этапов.
Структурным элементов является спринт “забег” – связный набор учебного материала, который
помогает достичь планируемого результата в определенный срок. Обычно спринты совпадают
или пересекаются с четвертями или полугодиями. Но это совсем не обязательно. В состав спринта
входят следующие этапы:
1) планирование (формирование команды);
5
2) собрание на ходу перед каждым занятием или спринтом;
3) выполнение поручения внутри спринта;
4) обзор спринта – представление результатов проделанной работы;
5) ретроспектива командной работы и личная рефлексия. В конце каждого этапа команда
демонстрирует результаты.
Чтобы переход по этапам проходил быстро и с большим комфортом для обучающихся, важно
четко работать по этим правилам и уметь отвечать на вопросы: как мы организуем работу? Как мы
общаемся? Как часто встречаемся? Какими средствами связи пользуемся? Когда все соблюдают
базовые правила, то повышается способность работать согласовано и принимать решения в какихто сложных и неопределенных ситуациях.
В таких случаях обучающиеся меньше заботятся об организации процесса внутри соей команды и
больше внимания уделяют работе над проектами.
Занятия на основе технологии EduScrum продуктивнее и эмоционально насыщеннее
традиционных.
Положительный российский и международный опыт доказывает, что гибкие методы организации
образовательного процесса, такие как EduScrum и Agile показали свою жизнеспособность и
являются сейчас одними из самых современных методик об образовании XXI века. Используя этот
метод, достаточно быстро и эффективно организовать урок, в котором роль учителя будет уже не
как транслятора знаний, а в какой-то степени навигатора образовательного процесса.
1.2. Обзор исследований по рассматриваемой теме
Профессор А. Г. Асмолов отмечает: «XXI век — эпоха неопределенности, разнообразия,
возможностей и мотивации. Образование XXI века — образование «в тумане»: ради чего и кого
учить, чему и как учить,
Фрагмент для ознакомления
3
1. Бермус А.Г. Стратегический менеджмент и гибкие методологии управления реализацией
стандартов подготовки по педагогическим направлениям // Известия ВГПУ. 2018. № 9 (132). C.16-
23.
2. Долгова Т.Г., Филатова К.В. Использование новых образовательных технологий при
подготовке ИТ-специалистов // Решетневские чтения. 2014. № 18. С.75-78.
6
3. Никонова Е.З. Методологии управления программными проектами в подготовке ITспециалистов // Современные исследования социальных проблем. 2018. Т. 9. № 2-2. С.167-173.
4. Рабинович П.Д., Матвиюк E.C. Agile в школе: от уроков до реальных проектов.
[Видеозапись]. 2017. URL: http://agileineducation.ru/ agile-days-agile-v-moskovskix-shkolax/.
2. Руководство по eduScrum. Правила игры / Arno Delhij, Rini van Solingen, WilliWijnands ;
Рецензия Jeff Sutherland ; Пер.на русский Ильнур Мифтахов, Татьяна Глухарева. 2015. 23с. URL:
http://edu-scrum.nl/en/file/CKFiles/The_eduScrum_Guide_RU_1.2.pdf.
3. Сазерленд, Джефф. SCRUM. Революционный метод управления проектами / Джефф
Сазерленд; пер. с англ. М. Гескиной – М.: Манн, Иванов и Фербер, 2016. – 288 с.
4. Станкевич В. Ю. Scrum: чему каждый может поучиться у ИТпроектов. [Электрон. ресурс] ?
05 января 2016. ? Режим доступа: http://www.kv.by/content/339934-scrum-chemu-kazhdyi-mozhetpouchitsya-u-itproektov
5. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/strategicheskiy-menedzhment-i-gib-kie-metodologiiupravleniya-realizatsiey-standartov-podgotovki-po-peda-gogicheskim-napravleniyam
6. 22. What is the Difference Between Scrum and Agile methodology [Электронный ресурс] //
Merehead, офиц.сайт агентства по разработке цифровых веб-сайтов. URL:
https://merehead.com/blog/scrum-vs-agile-difference/.
7. 23. Fowler M., Highsmith J. (2001). The agile Manifesto // Официальный сайт Agile alliance.
URL: https://www.agilealliance.org/ agile101/the-agile-manifesto/.
8. Hirotaka Takauti, Ikudziro Nonaka. The New Product Development Game // Harvard Business
Review, Jan – Feb, 1986
9. West D., & Grant T. (2010). Agile development: Mainstream adoption has changed agility.
Forrester Research, Inc. 21 p.
10. State of Agile Survey. 7th annual state of agile development survey. VersionOne, 2012. 16 p.