Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Журналистский текст может рассматриваться как один из типов знания,
вырабатываемый специальной отраслью информационного производства.
Профессиональные стандарты подготовки таких текстов свидетельствуют
о том, что причин отнести их к той категории духовных образований,
которая определяется как знание, достаточно много. Однако это не
означает, что они идентичны научному знанию. Функции журналистики в
социуме, порождающая модель журналистского творчества и условия
деятельности журналиста позволяют обратить внимание на те свойства
продукта, ожидаемого обществом от этого рода информационного
производства, которые делают его особым типом знания, что делает анализ
текста в журналистике важной задачей, а работа, цель которой – анализ
специфики текста в журналистике является актуальной.
Объектом данного исследования является текст, а предметом –
журналистика.
Для достижения поставленной цели были сформулированы следующие
задачи:
- дать характеристику тексту как дискурсу;
- определить массмедийный дискурс;
- охарактеризовать СМИ с точки зрения жанра;
- исследовать текста в разножанровой журналистике
Материалами исследования послужили исследования темы теста как
дискурса - Н. Д. Арутюновой, М. Л. Макарова, В. И. Карасик, T. Dijk, N.
Fairclough [1, 5, 9, 15, 16], по теме жанров в журналистике - В. Гатова, Л. Е.
Кройчек, В. А. Тырыгина [2, 8, 12], по тенденциям текста в современных
СМИ - А. Жичкиной, И. Д. Фомичевой, И.Шевченко [3, 13, 14].
Теоретическая значимость данного исследования заключается в том, что
результаты могут быть использованы в дальнейшем анализе текста в
журналистике в целом и СМИ в частности.
Практическая значимость данного исследования заключается в том, что
результаты могут быть использованы при практическом анализе
разножанровых публицистических материалов.
Структура данного исследования состоит из введения, двух глав,
заключения и списка используемой литературы.
Глава 1 Понятие текста и его специфика
1.1. Текст как дискурс
Так как текст и дискурс имеют прямую связь, когда речь заходит о
коммуникации, то проанализируем вопрос дискурса.
Статья о дискурсе Арутюновой Н. Д., которая рассматривает дискурс (от
французского «дискурс» - речь) как «связный текст, наделенный
экстралингвистическими, а именно, прагматическими, социокультурными,
психолингвистическими и другими факторами. Текст автором
рассматривается в его «аспекте, связанном с событиями», а речь
рассматривается как сфокусированное социальное действие, как
компонент взаимодействия людей и механизмов, и их познания
(когнитивных процессов) [1, с.29].
Кроме того, дискурс — это термин из множества наук в области
гуманитарных знаний. Как заявил Дейк Т. Ван, «изучение дискурса
проявляется практически во всех дисциплинах гуманитарных и
социальных наук» [15, p.34].
Так, Van Dijk [15, с.23] и Fairclough [16, с.260] показали, как
доминирующие идеологии элиты были воспроизведены в средствах
массовой информации и как можно выявить идеологии путем изучения
языковых особенностей, используемых в текстах
Понятие дискурс не подвергается общепринятому объяснению, поэтому
точное его определение отсутствует. Данный термин характеризуется
неоднозначностью. Широкое распространение термин «дискурс» получил
в начале 70-х годов. В России под данным термином было принято
понимать особые тексты, например, разговорные, газетные и т.д., данным
текстам была присуща также определенная лексическая система. Позже,
ученые пришли к выводу, что дискурс это не просто текст, а еще стоящая
за ним особенность. Дискурс, включает в себя условия реализации и
актуализации текста.
Данного мнения придерживается Баранов А.Н., он характеризует дискурс
как «сложное коммуникативное явление, не только включающее акт
создания определенного текста, но и отражающее зависимость речевого
произведения от значительного количества экстралингвистических
факторов-знаний о мире, мнений, установок и конкретных целей
говорящего как создателя текста».
Карасик В.И. определяет дискурс как «текст, погруженный в ситуацию
реального общения» [5, с.19].
Дискурс определяется различными подходами, в зависимости от ситуации.
Исходя из вышеназванных определений, мы можем говорить о том, что
текст является центральным звеном дискурса, которое подразумевает
изучение текста, оно носит динамический характер. В связи с этим, мы
можем говорить о том, что понятие «дискурс» разноплановое, которое
включает в себя текст и контекст, в котором он осуществляется. Также,
дискурс, включает в себя обстоятельства, при которых он был создан.
Ученые, проведя исследование дискурса, выделяют виды дискурса. Так,
Карасик В.И. выделил два основных типа дискурса:
- Персональный (личностно-ориентированный);
- Институциональный (статусно-ориентированный).
Также, такое разделение дискурса поддерживают такие ученые, как П.
Грайс, Дж. Остин, Д. Гордон, Дж. Лаккоф и др.
В первом варианте говорящий выступает как личность со своим миром, во
втором – как представитель той или иной социальной группы.
Официальный дискурс привлекает внимание ученых, так как является
сложным объектом, пересекаясь со многими дисциплинами –
лингвистикой, политологией, социальной психологией и употребляется в
различных ситуациях.
Шейгал Е.И. рассматривает дискурс как любые образования речи,
адресата, субъекта, также, учитывается роль данного текста на уровне
жизни государства. Язык в дискурсе является средством воздействия,
который помогает осуществить захват и произвести удержание. По
мнению зарубежных авторов, можно также выделить контролирующую
функцию дискурса, куда входит манипуляция сознанием и побуждение к
действиям.
Большое количество типологий дискурса, существующих на сегодняшний
день, является следствием того, что не все типологии имеют четкие
классификационные критерии и достаточное количество эмпирического
материала [9, с. 147]. Более того, типология дискурса всегда исторически
обусловлена и в каждом отдельном случае выбирается исследователем для
решения конкретных задач. Сказанное свидетельствует о том, что
исчерпывающая классификация типов дискурса вряд ли возможна или
целесообразна. Однако, попытки создать универсальную классификацию
типов дискурса не прекращаются.
На сегодня к ведущим критериям выделения типов дискурса относятся те,
которые связаны с категориями дискурса и могут быть разрозненными в
терминах формальных, функциональных, содержательных критериев.
Итак, все массы дискурса можно логически разделить по тем или иным
критериям [14, URL].
Прагмалингвистическая модель дискурса выдвигает на первый план
признаки способа или канала общения. По способу общения различают
информативный содержательный и фактический, серьезный и несерьезный
и т.п., по каналу общения - устный и письменный, контактный и
дистанционный, виртуальный и реальный типы дискурса [5, с. 295].
В условиях различных общих установок, коммуникативных принципов
реализуется аргументативный, конфликтный и гармоничный
Фрагмент для ознакомления
3
1. Арутюнова Н.Д., Дискурс / Лингвистика. Большая энциклопедия:
под ред. В. Н. Ярцева, Научное издательство «Большая русская
энциклопедия», 1998, 136 с.
2. Гатов В. Будущее журналистики http://newmedia2016.digitalbooks.ru/kniga/budushhee-zhurnalistiki / (дата обращения 30.05.2020).
3. Жичкина А. Социально-психологические аспекты общения в
http://flogiston.ru/articles/netpsy/page/2 (дата обращения 30.05.2020).
4. Какорина Е. В. СМИ и интернет-коммуникация (области
пересечения и проблемы взаимодействия) / Е. В. Какорина // Язык
современной публицистики: сб. статей / сост. Г. Я. Солганик. - М.: Флинта:
Наука, 2005. - С. 67-98.
5. Карасик В. И. Языковой круг: личность, концепты, дискурс / В. И.
Карасик. − Волгоград: Перемена, 2002. − 477с.
6. Ковальская Л. Г. Компьютерно-медийная коммуникация:
виртуальный диалог // Язык и межкультурная коммуникация (Межд.
лингв, журнал). Майкоп, 2002. №1. С. 53-61.
7. Коммерсант. 7 тенденций современных СМИ. [Электронный ресурс]
https://www.kommersant.ru/documents/7tendenciSMI.pdf (дата обращения
30.05.2020).
8. Кройчек Л.Е. Система журналистских жанров // Основы творческой
деятельности журналиста. Ред.-сост. С.Г. Корконосенко - СПб.: Знание,
СПб ИВЭСЭП, 2000. - 272 с.
9. Макаров М. Л. Основы теории дискурса/ М. Л. Макаров. – М.:
Гнозис, 2003. – 280 с
10. Право и этика в работе журналиста, 1996: 198—201
11. Темнова Е. В. Современные подходы к изучению дискурса / Язык,
сознание, коммуникация: Сб. статей / Отв. ред. В. В. Красных, А. И.
Изотов. – М.: МАКС Пресс, 2004. –Вып. 26. – 168 с.
12. Тырыгина В. А. Жанры в информационно-массовом дискурсе. М.:
Прометей, 2007. 359 с.
13. Фомичева И.Д. Мультимедийность: новые возможности для решения
старых проблем // Журналистика в 2003 г.: обретения и потери. Стратегии
развития. М., 2004
14. Шевченко И. Некоторые психологические особенности общения
посредством Internet. [Электронный ресурс]
http://flogiston.ru/articles/netpsy/page/2 (дата обращения 30.05.2020).
15. Dijk, T. Van. Critical Discourse Analysis. В D. Schiffrin, D. Tannen, &
H. E. Hamilton, The handbook of discourse analysis. Oxford: Blackwel., 2001,
p.234.
16. Fairclough, N., & Wodak, R. Critical discourse analysis. In T. A. Dijk,
Discourse as social interaction, 1997, pp. 258-284.
17. «Shaping the future of newspapers» [Электронный ресурс]
https://blog.wan-ifra.org/tags/shaping-the-future-of-the-newspaper (дата
обращения 30.05.2020).