Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы.
Канада является одной из немногих стран, где механизмы «мягкой силы» являются важными
способами реализации внешнеполитической деятельности. Связывается это с традициями
истории и разносторонним опытом деятельности в гуманитарной сфере, с положением страны на
современной международной арене.
Канада относится к державам «среднего ранга» с относительно небольшим населением (меньше
35 млн) и небольшим составом Вооруженных сил (65 тыс). Но ВВП отличается средним размером
на душу населения, который превышает аналогичный показатель стран Европы.
После войны Канада активно внедряла в свою политику механизмы «мягкой силы». Именно они
дали возможность стране занять особую «нишу» в международном сообществе и обеспечить
авторитет на международном уровне, влиять на процесс международных отношений в общем и
на двусторонние связи с разными странами. В 2017 году отмечалось 150-летие Канады. Канадский
специалист в сфере общественной дипломатии Э. Поттер отмечает: «Если мы не будем
рассказывать о себе, то имидж страны будет строиться исключительно на представлениях других»
.
Специфика создаваемых в Канаде теорий применения «мягкой силы» и определенных программ
этой концепции заключается с том, что акцент на ее политики делается на решении разного рода
гуманитарных вопросов, с которым сталкивается мировое сообщество и конкретные государства.
Дж. Хэмфри, выходец из Канады, являлся одним из разработчиков Всеобщей декларации прав
человека, принятой ООН в 1948 г. Канадский дипломат Л. Пирсон выдвинул предложение о
формировании первых чрезвычайных Вооруженных сил ООН для урегулирования Суэцкого
кризиса 1956 г. в 1957 г.
В работе Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе 1973–1975 гг. Канаде была
выделена «третья корзина»,где обсуждались права человека и вопросы воссоединения семей.
В рамках влиятельных международных организаций - ООН, «Большой восьмерки», АТЭС – Канада
часто являлась новатором в гуманитарной сфере.
Поэтому так актуально рассмотреть вопрос ведения публичных вопросов дипломатами Канады.
Целью данной работы является рассмотрение публичной дипломатии Канады.
Задачи:
- изучить историю формирования, специфику публичной дипломатии Канады;
4
- рассмотреть концептуальные подходы формирования «мягкой силы» Канады;
- описать канадские ценностные ориентиры для «экспорта»;
- изучить ключевые государственные ведомства Канады;
- описать общественную дипломатию Канады через академические круги;
- проанализировать систему оценки результативности канадской дипломатии, основные формы
реализации механизмов «мягкой силы».
Объект исследования – публичная дипломатия Канады. Предмет исследования – специфика
применения механизмов «мягкой силы» Канады.
1 История формирования и специфика публичной дипломатии Канады
1.1 Концептуальные подходы формирования «мягкой силы» Канады
В условиях трансформации современных отношений на международной арене, при ситуации,
когда однополярная модель мироустройства продемонстрирована свою неэффективность и все
более утверждается направленность к оформлению полицентричного мира, растет роль и
важность нетрадиционных внешнеполитических способов и техник, в том числе такого, как
«мягкая сила» (привлекательность государства).
Рассматриваемый термин прочно вошел в области политики и науки. В широком понимании под
«мягкой силой» понимается повышение уровня влияния на международном уровне, авторитета и
возможностей своей страны при помощи применения несиловых и невоенных методов
продвижения интересов, ценностей, приоритетов, идей и взглядов. Это также говорит о
проведении конкретных мероприятий в пределах официальной и неофициальной дипломатии в
рамках государственной внешней политики той или иной страны при помощи НПО и НКО,
которые реализуют свою деятельность на территории других стран.
Иногда такая деятельность может быть нацелена на трансформации внутренней политики того
или иного государства. «Мягкая сила» в последние годы играет важную роль.
Странам, которые претендуют на лидерство в плане мира и регионов, важно в этих
обстоятельствах как можно быстрее выработать свою национальную концепцию «мягкой силы»,
отработать технологии и методы ее реализации, стратегии развития, приоритеты и цели. Это
5
предполагает присутствие финансовых вопросов и тем организационного характера,
политической и интеллектуальной поддержки, помощь гражданского общества и других стран.
Становление концепта «средней державы» относительно Канады традиционно связывают с
развитием канадской внешнеполитической автономии и усилением ее экономических и военных
позиций в годы Второй мировой войны. Канада, занимавшая значительное место среди
участников антигитлеровской коалиции на заключительном этапе войны и вносившая ощутимый
вклад в военные усилия, справедливо требовала для себя достойного места в послевоенном
мироустройстве .
Формальным воплощением этих стремлений и стал концепт «средней державы».
Будущее международного сообщества мировая общественность в первую очередь связывала с
созданием Организации Объединенных Наций. В процессе подготовки уставного документа
нового объединения выделился перечень стран, которые сегодня принято называть «великими
державами».
Эти государства впоследствии вошли в состав постоянных членов Совета Безопасности ООН.
Объективно понимая, что ее внешнеполитический вес пока не позволял претендовать на место
среди «великих держав», Канада, тем не менее, «не желала стоять в одном ряду с Доминиканой и
Сальвадором».
Именно это побудило канадских общественных и политических деятелей выделить категорию
«средних держав», опираясь на возможности и сферы интересов того или иного государства.
Однако, в отличие от конкретного перечня «великих держав», мировое сообщество так и не
получило на тот момент формального списка стран, попадающих под категорию «средней
державы», хотя такие попытки предпринимались.
Научная основа для использования «мягкой силы» в Канаде – это либеральный
интернационализм, оформившийся в Канаде как течение науки после окончания Второй мировой
войны. До сих пор этот инструмент является важным во внешнеполитическом анализе.
В это время в Министерство иностранных дел Канады формируется концепции функционализма и
державы «среднего ранга». Особая роль в учении либерального интернационализма
принадлежала теории мультилатерализма. Ее основателями были политики и дипломаты Канады
- Л. Сен-Лоран, Л. Пирсон, Э. Рейд. Они говорили о важности реализации многосторонней
дипломатии как основного способа обеспечения мира и экономического процветания при
помощи ведения переговоров, осуществления компромиссов и достижения взаимовыгодных
соглашений.
Мультилатерализм описывался как метод демонстрации идентичности Канады, отличия ее
позиции от подходов других государств – США и Великобритании. Канадский мультилатерализм
характеризуется и выраженной гуманитарной направленностью .
Введенное в научный оборот понятие «человеческий интернационализм» (humane
internationalism) подразумевало деятельность на международной арене, которая нацелена на
защиту прав населения в зоне конфликта и реализуемую методами ненасильственного характера.
Такой человекоцентричный подход был основан на ориентирах на ценности неприятия силовых
способов решения проблем, толерантности к многообразию и на равенстве полов.
6
Либеральные интернационалисты Канады применяли свою методологию для критики
концептуального обоснования и практики реализации реалистической парадигмы.
Либеральный интернационализм предлагался как пример успешного поведения в
международной политике, в противопоставление силовому одностороннему подходу США.
Одновременно с этим, формат многосторонней дипломатии пропагандировался как лучший для
того, чтобы
Фрагмент для ознакомления
3
1) Аггеева И. А. Формирование канадских ценностей: роль третьих партий в национальной
истории // Канадский ежегодник. – 2018. – №. 22. – С. 92-120.
2) Акимов Ю. Г. Канада, Квебек и вопрос о проведении саммита Франкофонии (1970-есередина 1980-х годов) // Вестник РГГУ. Серия: Политология. История. Международные
отношения. – 2016. – №. 3 (5). – С. 108-121. https://cyberleninka.ru/article/n/kanada-kvebek-i-voproso-provedenii-sammita-frankofonii-1970-e-seredina-1980-h-godov
3) Бабаев Э. А. Основные направления внешней политики Канады в 1984-1993 гг.(по
материалам архива внешней политики РФ) // Вестник Томского государственного университета. –
2013. – №. 376. – C. 81-84. https://cyberleninka.ru/article/n/osnovnye-napravleniya-vneshney-politikikanady-v-1984-1993-gg-po-materialam-arhiva-vneshney-politiki-rf
4) Бабаев Э. А. Пьер Эллиот Трюдо: Политический портрет // Наука и школа. – 2011. – №. 4. –
С. 147-149. https://cyberleninka.ru/article/n/pier-elliot-tryudo-politicheskiy-portret
5) Балабанов К. В., Трофименко Н. В. Влияние процессов интеграции и глобализации на
развитие и трансформацию дипломатии // Евразийские исследования в гуманитарных науках:
успехи, проблемы, перспективы 28-29 ноября 2013 года Часть первая. – Санкт-Петербург, 2013. –
С. 36-42. http://www.miep.edu.ru/upload/science/evraziyskiy-nauchnyy-forum-enf/enf2013/sbornik_ipfs_13_chastq_1_na_sajt.pdf#page=36
6) Барышников Д. Н. Параметры публичной дипломатии: проблемы теории и практики //
Вестник Пятигорского государственного лингвистического университета. – 2011. – №. 4. – С. 411-
413.
7) Барышников П. Ю. Тенденции экономического и политического сотрудничества Канады и
стран Европейского союза // Мир новой экономики. – 2017. – №. 3. – C. 54-57.
https://cyberleninka.ru/article/n/tendentsii-ekonomicheskogo-i-politicheskogo-sotrudnichestvakanady-i-stran-evropeyskogo-soyuza
8) Бережная М. И., Щегорцов В. А. Публичная дипломатия как тренд мирового глобального
развития // Экономика и политика. – 2014. – №. 1. – С. 22-30.
9) Демчук А. Л., Соколов В. И. Региональное измерение политики Канады // США и Канада:
экономика, политика, культура. – 2015. – №. 7. – С. 74-89.
10) ИСКРАН. Экономика и политика Канады / под ред. В.И. Соколова. Институт США и Канады
РАН. М.: Инфо-Да., 2013
7
11) Исраелян Е.В. Ценностные ориентиры внешней политики Канады // США – Канада:
экономика, политика, культура. 2011. No 6. С. 21–34.
12) Исраелян Е.В., Евтихевич Н.С. Гуманитарные аспекты внешней политики Канады. М: ИнфоДа, 2013
13) Исраелян Е. В. Внешнеполитическая повестка дня Канады // Журнал США. Канада.
Экономика-политика-культура. 2012. № 1. C.62.
14) Byers M. Who do they think we are? Globe and Mail. 23 August., 2012
15) DFAIT Freedom from Fear: Canada’s Foreign Policy for Human Security. Department of
Foreign Affairs and International Trade Canada. Ottawa, 2000
16) DFAIT Canada in the World Government Statement. Department of Foreign Affairs and
International Trade. Ottawa, 1995
17) Kirton J. Canadian Foreign Policy in a Changing World. First Canadian Edition. Toronto: Nelson
and Thomson., 2007
18) Saul J. The Collapse of Globalism and the Rebirth of Nationalism. Toronto: Penguin Books
Canada, 2005.