Фрагмент для ознакомления
2
Психологические исследования влияния отца на личность ребёнка показали, что [20]:
• не настолько важны черты характера отца, насколько содержание сложившихся взаимоотношений с сыном или дочкой. Дети, получающие папину эмоциональную поддержку, его принятие и понимание, чувствуют себя психологически благополучнее;
• не так важно количество времени, отведенного папой на взаимное общение, как качество совместного времяпровождения и положительная оценка его детьми;
• отсутствие в неполной семье родного отца может заменить значимый для ребенка мужчина из ближайшего окружения – старший брат, дядя, дедушка, друг семьи.
Отец для своего ребенка – один из первых источников информации о взаимоотношениях с противоположным полом. Это не только родной человек, это – символ мужского начала, образец мужского поведения. Отцы играют особую роль в половой идентификации своих детей – постепенном процессе принятия ими своего биологического пола.
Отцы выполняют социализирующую функцию: они помогают детям усвоить моральные нормы, выражая своё отношение к поступкам или событиям. Чаще всего именно глава семьи определяет рамки поведения, следит за дисциплиной, наказывает или одобряет.
Глава 2. Исследование существования свойств отца, оказывающих влияние на свободные занятия детей
2.1. Организация и этапы исследования
С целью оценки свойств отца, оказывающих влияние на свободные занятия детей, было проведено исследование. В исследовании приняло участие 20 человек. Из них 10 человек – дети, отцы которых проявляли высокий уровень тревожности и агрессивности, 10 человек – дети, отцы которых были дисциплинированными, ответственными и уравновешенными.
В работе использовали методику по определению ведущей формы общения ребенка со взрослым, разработанная М.И. Лисиной.
1) Методика по определению ведущей формы общения ребенка со взрослым, разработанная М.И. Лисиной.
Для использования методики М.И. Лисиной по диагностике форм общения необходимо познакомиться с предлагаемой автором классификацией форм общения и их основных параметров дошкольном возрасте, которая представлена в таблице 1.
В предлагаемой М.И. Лисиной методике исследуются три формы общения за исключением ситуативно-личностной, так как она проявляется лишь у детей раннего возраста (до 6 месяцев).
1) Ситуативно-деловая (СД) форма общения.
Для ее изучения организуется игра с участием взрослого. Он предварительно рассказывает, в чем состоит игра, как пользоваться игрушками. Затем ребенок разворачивает свою деятельность. Взрослый наблюдает, оказывает при необходимости помощь: отвечает на вопросы, откликается на предложения ребенка. Здесь общение протекает на фоне практических действий с игрушками.
2) Внеситуативно-познавательная (ВП) форма общения.
С целью изучения этой формы общения осуществляется чтение обсуждение книг. Книги подбираются соответственно возрасту детей и имеют познавательный характер (о животных, машинах). Взрослый читает книжку, объясняет, что нарисовано на картинках, дает возможность ребенку сообщить о своих знаниях в соответствующей области, подробно отвечает на вопросы ребенка. Тему беседы и конкретную книжку ребенок выбирает сам из ряда предложенных.
3) Внеситуативно-личностная (ВЛ) форма общения.
С детьми проводится беседа на личностные темы. Экспериментатор задает вопросы ребенку о его семье, друзьях, отношениях в группе. Взрослый рассказывает о себе, о поступках разных людей, оценивает свои достоинства и недостатки, старается быть равноправным и активным участником беседы [1].
Таблица 1.
Формы общения и их основные параметры
Параметры форм общения
Время проявления С кем и где общается ребенок Вид потребности Ведущий мотив общения Средство общения Продукты общения
Ситуативно-деловая (предметно-действенная) форма общения
6 мес. (от 6 мес. До 3 лет) Совместная деятельность со взрослым в ходе предметной деятельности Потребность в доброжелательном отношении, внимании, сотрудничестве Деловой: взрослый – образец для подражания, эксперт, помощник Предметно-действенные операции Развитие предметной деятельности. Подготовка к овладению речью
Внеситуативно-познавательная форма общения
3 – 4 года (с 3 лет до 5 лет) Совместная деятельность со взрослыми и самостоятельная деятельность ребенка Потребность в доброжелательном внимании, сотрудничестве, уважении Познавательный: взрослый – источник познания. Партнер по обсуждению причин и связей Речевые операции Развитие наглядно-образного мышления и воображения
Внеситуативно-личностная форма общения
5 – 6 лет (с 5 до 7 лет) Общение разворачивается на фоне самостоятельной деятельности ребенка Потребность в доброжелательном внимании, сотрудничестве, уважении. Ведущая роль – стремление к взаимопомощи и сопереживанию Личностный: взрослый как целостная личность, обладающая знаниями и умениями Речь Накопление морально-нравственных ценностей. Развитие логического мышления. Готовность к обучению. Система мотивов, произвольность поведения
Далее рассмотрим описание методики М.И. Лисиной.
1. Цель: определение ведущей формы общения ребенка со взрослыми.
Проведение обследования. Диагностика форм общения проводится следующим образом. Педагог приводит ребенка в комнату, где на столе разложены игрушки и книжки, и спрашивает, что бы он хотел:
- поиграть с игрушками (I ситуация);
- почитать книжку (II ситуация);
- поговорить (III ситуация).
Затем педагог организует ту деятельность, которую предпочел ребенок. После этого ребенку предлагается на выбор один из двух оставшихся типов деятельности. Если ребенок не может самостоятельно сделать выбор, педагог предлагает последовательно поиграть, потом почитать, а затем поговорить. Каждая ситуация длится не более 15 мин.
Во время обследования при выборе каждой новой ситуации педагог заполняет на ребенка отдельный индивидуальный лист протокола. Таким образом, в каждом обследования будет заполнено три протокола - на каждую ситуацию. В случае, если ребенок вновь и вновь выбирает, например, игровую ситуацию, не проявляя интереса к познавательному и личностному общению, взрослый после самостоятельного выбора ребенка мягко, но настойчиво предлагает ему отдать предпочтение двум оставшимся ситуациям общения (отмечается в графах 5-10 протокола).
В протоколах фиксируются 6 показателей поведения детей:
– порядок выбора ситуаций;
– основной объект внимания в первые минуты опыта;
– характер активности по отношению к объекту внимания; I
– уровень комфортности во время эксперимента;
– анализ речевых высказываний детей;
– желательная для ребенка продолжительность деятельности.
Типы общения выделяют по предпочтению одной из трех ситуаций:
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Айзенберг Б. И. Психокоррекционная работа с детьми, имеющими нарушения психического развития / Б. И. Айзенберг, Л. В. Кузнецова. – М.: Просвещение, 2012. – 296 с.
2. Вахитова Г.Х. Формирование познавательной мотивации старших дошкольников в игровой и творческой деятельности // научно-педагогическое обозрение. – №4 (6). - 2014. - С.12-19.
3. Волков, Б. С. Дошкольная психология. Психическое развитие от рождения до школы [Электронный ресурс]: учебное пособие для вузов / Б. С. Волков, Н. В. Волкова. — М.: Академический Проект, 2017. — 287 c.
4. Гаркуша Ю. Ф. Возможности изучения динамики развития дошкольника с нарушением речи / Ю. Ф. Гаркуша // Логопед. – 2014. – № 1. – С. 10–13.
5. Глозман, Ж. М. Детская нейропсихология [Электронный ресурс]: учебное пособие / Ж. М. Глозман. — 2-е изд. — Саратов: Вузовское образование, 2019. — 247 c.
6. Горина Е.А. Игровое взаимодействие как инструмент формирования коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста // Психолого-педагогический Гаудеамус. - №4. – Т.16. – 2017. – С.79-84.
7. Горошко Е.В. Дидактическая игра как форма организации образовательной области «познавательное развитие в условиях выполнения федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования и основной образовательной программы дошкольного образования // Вестник науки и образования. – №4(40). – Т.1. - 2018. – С. 86- 89.
8. Грибова О. Е. К проблеме анализа коммуникаций у детей с речевой патологией / О. Е. Грибова // Дефектология. – 2017. – № 6. – С. 12–19.
9. Грозина В.А, Возможности игровых и рисуночных техник для развития эмоционального интеллекта старших дошкольников // Психологические исследования эмоций. - №6. – 2012. - С.85-93
10. Дзюба О.В. Формирование коммуникативной компетентности дошкольников с общим недоразвитием речи // Преподаватель XX век. - №2. – 2009. – С. 85-89.
11. Дорофеева О.В. Особенности межличностного общения у дошкольников с патологией речи в системе «Взрослый ребенок» в процессе игровой дидактической деятельности // Образование и наука. – №10 (78). – 2010. - С.79-87.
12. Екжанова Е. А. Коррекционно-развивающее обучение и воспитание дошкольников с нарушением интеллекта / Е. А. Екжанова, Е. А. Стребелева. – М.: Просвещение, 2019. – 175 с.
13. Карпенко, Л.А. Категориальный анализ понятий общения и коммуникации / Л.А. Карпенко // Мир психологии, 2016.- №4. - С.77-85.
14. Кащенко В. П. Педагогическая коррекция / В. П. Кащенко. – М.: Просвещение, 2014. – 304 с.
15. Коррекционно-развивающая работа с детьми раннего и младшего дошкольного возраста [Электронный ресурс] / О. Ю. Кравец, И. А. Рыбкина, А. Е. Иванова [и др.] ; под ред. Н. В. Серебрякова. — СПб. : КАРО, 2014. — 104 c.
16. Репина, Т.А. Психология дошкольника. Хрестоматия. / Т.А. Репина - М.: Академия, 2015. – 248 с.
17. Рузская, А.Г. Развитие общения дошкольников со сверстниками / А.Г. Рузская. Москва: Просвещение, 2016.-240с.
18. Сакулина Н. П. Сенсорное воспитание в детском саду / Н. П. Сакулина. – М.: Просвещение, 2014. – 192 с.
19. Серебрякова О.В. Этапы коррекции и развития межличностных отношений дошкольников с речевыми нарушениями средствами творческой игры // Вестник ДВГСГА. Гуманитарные науки. № 1/2(8). - 2011. – С.77 – 83.
20. Тулякова, О. В. Состояние здоровья, физическое и психическое развитие детей в зависимости от различных факторов [Электронный ресурс]: монография / О. В. Тулякова. — Саратов: Вузовское образование, 2014. — 332 c.
21. Федеральный Государственный образовательный стандарт дошкольного образования: утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013г., №1155 / Министерство образования и науки Российской Федерации. – Москва: 2013.
22. Фурман, Бен Навыки ребенка в действии: Как помочь детям преодолеть психологические проблемы [Электронный ресурс] / Бен Фурман; пер. М. Кульнева. — М.: Альпина нон-фикшн, 2019. — 239 c.
23. Чернецкая, Л.В. Развитие коммуникативных способностей у дошкольников / Л.В. Чернецкая. Ростов-на-Дону, 2013.-240с.
24. Ширикова О.А. Творческие игровые приемы в логопедической работе с дошкольниками с общим недоразвитием речи // Сибирский педагогический журнал. - № 1. – 2014. - С.217 – 220.