Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Аспекты государственного надзора на водном транспорте являются весьма общиной темой, что связано с особым объектом правового регулирования. Водный
транспорт представляет собой инфраструктуру, деятельность в области которой связана с повышенными рисками для жизни и здоровья граждан, безопасности общества и государства в целом.
Отсутствие должного надзора специально уполномоченных органов за соблюдением законодательства в области водного транспорта может повлечь за собой не только частные случаи аварий,
но и возникновение угроз природного и техногенного характера.
Несмотря на то, что существует большое количество разных научных работ по данной проблематике, данный вопрос остается открытым и изучен не всесторонне и не с той тщательностью и
углубленностью, как это необходимо.
Поэтому данная проблема нуждается в более тщательном и комплексном исследовании, что мы и
попытаемся сделать в данной работе.
Цель курсовой работы состоит во всестороннем и комплексном исследовании законодательства,
научных подходах к данной проблеме, сущности и реализации государственного надзора на водном транспорте, его место в системе правового регулирования водной инфраструктуры и деятельности хозяйствующих субъектов на водном транспорте.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- определить общие понятия государственного надзора;
- определить понятие водного транспорта;
-исследовать особенности государственного надзора на водном транспорте, а также определить
круг уполномоченных субъектов;
- провести аналитику деятельности уполномоченных органов в области надзора на водном транспорте.
Объектом исследования являются общественные отношения, возникающие в связи с реализацией
государственными органами надзорных функций на водном транспорте.
4
Предметом исследования являются теоретические положения понимания понятия и сущности государственного надзора на водном транспорте.
Степень разработанности темы. Исследовали данную проблему такие известные ученые, как Д.Н.
Бахрах, Гуляк Ц.Н., Милякина Е.В., Ефимов А.В. ,Разаренов Ф.С. и мн. др.
Методологическая основа исследования. В основу данного исследования положены общенаучный диалектический метод и его разновидности: исторический, логический, методологического
анализа и синтеза, сравнительный метод. Также использовались специальные методы, такие как
технико-юридический, метод правового моделирования, метод контент-анализа.
Нормативная база исследования. Источниками данного исследования являются Кодекс внутреннего морского плавания РФ, Кодекс об административных правонарушениях Российской Федерации, а также иные акты министерств, ведомств.
Теоретической основой исследования послужили труды по теории государства и права, научные
труды отечественных ученых в области водного, морского и административного права, а также
научные работы практикующих юристов и иные литературные источники, а также материалы периодической печати, посвященные данной теме исследования.
Структура курсовой работы. Данная работа состоит из введения, двух глав, заключения и библиографического списка.
Глава 1. Теоретические основы государственного административного надзора на водном транспорте
1. Понятие водного транспорта
Российская Федерация в области транспортной инфраструктуры имеет практически все виды
транспорта: речной (внутренний водный), морской, автомобильный, железнодорожный, трубопроводный, городской, электрический, воздушный.
Для осуществления перевозок пассажиров и грузов по внутренним морским водным путям, искусственным и естественным, используется речной транспорт.
Он относится к числу сезонных, поскольку перевозка грузов и пассажиров осуществляется исключительно в период навигации, продление которой возможно только за счет применения ледоколов.
Водный транспорт является наиболее существенным пользователем, за счет которого происходит
повсеместное загрязнение природных вод, водохранилищ и озер, разрушение берегов, снижения
нагульной и нерестовой площади, скапливается бытовой мусор.
5
В России сеть внутренних водных путей для водного транспорта является весьма разветвленной,
включающей в себя естественные водные пути реки и озера), а также искусственные (шлюзованные реки, каналы и водохранилища)
Внутренние судоходные водные пути включают несколько речных бассейнов, ключевыми из которых являются Волжско-Камский, Западно- Сибирский и Северо-Западный.
Учитывая разветвленную сети водных транспортных путей в Российской Федерации национальным законодательством предусмотрена комплексная система соответствующая надлежащему использованию водных объекте, их охране, а также регулированию правоотношений на водном
транспорте. Еще в 2002 году Правительством Российской Федерации была принята федеральная целевая программа развития и модернизация транспортной системы России . Основная цель
программы состояла в сохранении модернизации внутренних водных путей, повышении безопасности судоходства и надежности эксплуатации гидротехнических сооружений. Реализация программы, срок которой составлял более восьми лет, позволила улучшить показатели водной транспортной инфраструктуры, увеличить динамично развивающийся спрос на грузовые и пассажирские перевозки водным транспортом, улучшить транспортные показатели страны.
Исследователем Л.А. Тимофеевым была высказана точка зрения о необходимости их закрепления
такого комплексного подхода в правовом обеспечении деятельности хозяйствующих субъектов на
водном транспорте с учетом его текущих и последующих потребностей. При этом исследователем
указывалось на необходимость государственного контроля ввиду специфики деятельности транспортной отрасли при эксплуатации природных запасов вод .
Историческим документом, который закреплял правоотношения на водном транспорте, было Уложение 1649 года «О мытах и о перевозке и о мостах» , устанавливающее правила судоходства.
Это был первый законодательный акт, установивший свободное судоходство по внутренним водным путям.
В настоящее время в объеме водной инфраструктуры используются следующие понятия:
1) судно- это корабль, плавучее сооружение, которое предназначено для выполнения хозяйственных и военных задач, а также задач в области водного спорта и научных исследований. Это инженерное сооружение, которое способно плавать по воде и перемещаться по ней с грузом, людьми,
оборудованием и т.д.
По своему назначению судна бывают грузовые, пассажирские и грузопассажирские.
По режиму плавания судна делятся на морские, внутренние и суда смешанного плавания.
Органами государственного надзора было установлено, что начиная с 2008 года и в течении последующих семи лет были списаны более 90 % судов, возраст которых составлял более 28 лет .
Следует отметить, что использование судов относится к сезонному виду деятельности, что значительно увеличивает срок из окупаемости и что, в последующем приводит к допущению нарушений наводном транспорте, о выявлении которых надзорными органами нами будет изложено в
последующих главах работы.
Еще в 2008 года Правительством Российской Федерации была разработана федеральная целевая
программа «Развитие гражданской морской техники» на 2009-2016 года . Данная программа
6
была направлена на повышение конкурентоспособности российского водного транспорта путем
внедрения научно- технических разработок, а также обновления водной инфраструктуры.
Динамика объема грузооборота российских портов по видам перевозок морским путем показывает абсолютно устойчивый рост, который создает возможность развития отечественного транспортного флота. Однако даже на
Фрагмент для ознакомления
3
1. Федеральный закон от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» // СПС «Консультант- Плюс»;
2. Федеральный закон от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных
производственных объектов» // СПС «Консультант- Плюс»;
3. Федеральный закон от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» // СПС «Консультант- Плюс»;
4. Кодекс внутреннего водного транспорта Российской Федерации от 07.03.2001 № 24-ФЗ
(ред. от 02.08.2019) // СПС «Консультант- Плюс»;
5. Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» // СПС «Консультант- Плюс»;
6. Федеральный закон от 26.12.2008 № 294-ФЗ (ред. от 01.04.2020) «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля
(надзора) и муниципального контроля» // СПС «Консультант- Плюс»
7. Федеральный закон от 05.04.2011 № 47-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс внутреннего
водного транспорта Российской Федерации» // СПС «Консультант- Плюс»;
8. Федеральный закон от 23.04.2012 № 36-ФЗ (ред. от 29.12.2017) «О внесении изменений в
отдельные законодательные акты Российской Федерации в части определения понятия маломерного судна»//СПС «Консультант-Плюс»;
9. Федеральный закон от 03.07.2016 № 277-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон
«О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» // СПС «Консультант- Плюс»;
10. Постановление Правительства РФ от 05.12.2001 № 848 (ред. от 20.09.2017, с изм. от
12.10.2017) «О Федеральной целевой программе «Развитие транспортной системы России (2010 -
2021 годы)» // СПС «Консультант- Плюс»;
11. Постановление Правительства РФ от 30.07.2004 № 398 (ред. от 31.08.2019) «Об утверждении Положения о Федеральной службе по надзору в сфере транспорта» // СПС «КонсультантПлюс»;
7
12. Постановление Правительства РФ от 30.07.2004 № 400 «Об утверждении Положения о Федеральной службе по надзору в сфере природопользования и внесении изменений в Постановление Правительства Российской Федерации от 22.07.2004 № 370» // СПС «Консультант- Плюс»;
13. Постановление Правительства РФ от 02.02.2010 № 39 «Об утверждении Положения о государственном надзоре за безопасным ведением работ, связанных с пользованием недрами, и о
внесении изменений в Положение о государственном контроле за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр» // СПС «Консультант- Плюс»;
14. Технический регламент о безопасности объектов внутреннего водного транспорта, утв. Постановлением Правительства РФ от 12 августа 2010 г. № 623 // СПС «Консультант- Плюс»;
15. Постановление Правительства РФ от 12.04.2012 № 290 «О федеральном государственном
пожарном надзоре»;
16. Постановление Правительства РФ от 27.10.2012 № 1108 «О федеральном государственном
надзоре в области безопасности гидротехнических сооружений» // СПС «Консультант- Плюс»;
17. Постановление Правительства РФ от 15.11.2012 № 1170 «Об утверждении Положения о
федеральном государственном надзоре в области промышленной безопасности»;
18. Постановление Правительства РФ от 05.06.2013 № 476 «О вопросах государственного контроля (надзора) и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации» // СПС «Консультант- Плюс»;
19. Постановление Правительства РФ от 08.05.2014 № 426 «О федеральном государственном
экологическом надзоре» // СПС «Консультант- Плюс»;
20. Приказ МЧС РФ от 29.12.2006 № 804 «О Концепции создания единой системы государственных надзоров в области пожарной безопасности, гражданской обороны и защиты населения
и территорий от чрезвычайных ситуаций» // СПС «Консультант- Плюс»;
21. Приказ Минпромторга РФ от 19.12.2008 № 433 (с изм. от 19.12.2014) «О порядке организации в Минпромторге России работ по реализации Федеральной целевой программы «Развитие
гражданской морской техники" на 2009 - 2016 годы» // СПС «Консультант- Плюс»
22. Приказ МЧС РФ от 28.06.2012 № 375 «Об утверждении Административного регламента
Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям
и ликвидации последствий стихийных бедствий исполнения государственной функции по надзору
за выполнением требований пожарной безопасности» // СПС «Консультант- Плюс»;
23. Приказ Минприроды России от 29.06.2012 № 191 «Об утверждении Административного
регламента исполнения Федеральной службой по надзору в сфере природопользования государственной функции по осуществлению федерального государственного экологического надзора» //
СПС «Консультант- Плюс»;
24. Приказ Ространснадзора от 11.10.2019 № ВБ-997фс (ред. от 05.03.2020) «Об осуществлении
Федеральной службой по надзору в сфере транспорта, территориальными органами Федеральной
службы по надзору в сфере транспорта, федеральным казенным учреждением «Информационный вычислительный центр Федеральной службы по надзору в сфере транспорта» бюджетных
8
полномочий главного администратора (администратора) доходов бюджетов бюджетной системы
Российской Федерации» // СПС «Консультант- Плюс»;
25. А.И. Бабкин «Соотношение норм частного и публичного права сфере использования акватории водных объектов на территории Российской Федерации: Закон и практика применения//
СПС «Консультант- Плюс»;
26. Бахрах Д. Н., Российский Б. В., Старилов Ю. Н. Административное право: Учебник для вузов.М. 2005// СПС «Консультант- Плюс»;
27. Прокурорский надзор в Российской Федерации / Под ред. Ю.Е. Винокурова. М., 2001// СПС
«Консультант- Плюс»;
28. Гуляк В.Н. Российское и международное морское право (публичное и частное). 2017 // СПС
«Консультант-Плюс»;
29. Ефимов А.В. Транспорт в регионах: опыт сравнительного исследования и практика правоприменения. СПб., 2007 // СПС «Консультант- Плюс»;
30. Котюргин, С. И.Административный процесс в деятельности советской милиции. 1968//СПС
«Консультант- Плюс»;
31. Милякина Е.В., Росса А.А. Экономико-правовые проблемы обеспечения экономической
безопасности на морском транспорте // СПС «Консультант- Плюс»;
32. Разаренов Ф.С. Административный надзор. М.1964// СПС «Консультант- Плюс»;
33. Тихомиров Л.А. «Технологический надзор (практика и методика административного производства). Практическое пособие» // СПС «Консультант- Плюс»