Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Наглядность в педагогических исследованиях трактуется по-разному, а
именно: иллюстрация устного изложения материала учителем, средство
познавательной деятельности, форма представления учебного материала,
качество учебных моделей, дидактический принцип. При этом различие во
взглядах приводит к несогласованности, а порой и возникновению
взаимоисключающих выводов о роли, функции и месте наглядности в
познавательной деятельности учащихся.
2
Проблеме использования принципа наглядности уделяли значительное
внимание педагоги В.Болтянский, А.Брушлинский, Я.Коменский,
А.Леонтьев, Г.Песталоцци, Ж.Руссо, К.Ушинский, Л.Фридман,
И.Осмоловская и других.
Вопросу наглядности в обучении много внимания уделяли методисты Н.Ф.
Бунаков и В.П. Вахтеров.
Важное место в разработке теоретических положений и условий
применения средств наглядности в обучении занимают работы В.П.
Беспалько, Л.В. Занкова, В.Г. Болтянского, И.М. Осмоловской, В.П.
Бранского, Н.М. Шахмаева и других.
Константин Ушинский предложил несколько способов и приемов работы с
наглядными пособиями для активизации мыслительной деятельности
учащихся и формирование у них чувственного образа. Именно
чувственный образ предмета обучения, который сформирован на основе
наглядного пособия является, по мнению педагога, главным в обучении, а
не само наглядное пособие. Ученый понимал, что наглядное обучение
способствует правильному переходу мысли ученика от конкретного
объекта к абстрактному.
Наглядность, по мнению К. Ушинского, обогащает круг представлений
ученика о реальном мире, делает обучение более доступным, конкретным
и интересным, развивает наблюдательность и мышление [16].
Современную практическую деятельность человечества,
научно-технический и культурный прогресс в различных сферах
общественной жизни невозможно представить без проектирования и
проектов.
Модернизация образования, введение в образовательное пространство
таких категорий как системный анализ, информационные технологии,
предполагают необходимость проектирования образовательной
траектории каждого ребенка, включая его в гибкую динамическую среду,
которая отличается по содержанию и форме от традиционных уроков. В
нем проявляется индивидуальность ребенка, он может соотнести свой
выбор с многообразием способов деятельности.
Цель исследования – проанализировать использование средств
наглядности на уроках русского языка по фонетике, лексике,
словообразованию и т.д.
Объект исследования – характеристика особенностей наглядных средств
обучения в процессе обучения школьников.
Предмет исследования – практические особенности использования средств
наглядности на уроках русского языка по фонетике, лексике,
словообразованию и т.д. (на примере средней и старшей школы).
Задачи исследования:
3
- изучить и описать понятие и особенности наглядных средств обучения в
среднем и старшем школьном возрасте;
- рассмотреть особенности применения наглядных средств обучения в
учебной деятельности школьников;
- рассмотреть особенности образовательных инноваций как элементов
средств наглядности на уроках русского языка;
- проанализировать характерные особенности по применению средств
наглядности в учебной деятельности на уроках русского языка;
- охарактеризовать современные требования к использованию средств
наглядности в учебной деятельности на уроках русского языка .
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав и выводов к ним,
заключения, списка использованной литературы, приложений.
ГЛАВА 1. ХАРАКТЕРИСТИКА ОСОБЕННОСТЕЙ НАГЛЯДНЫХ СРЕДСТВ
ОБУЧЕНИЯ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ
1.1. Понятие и особенности наглядных средств обучения в среднем и
старшем школьном возрасте
Наглядность – это универсальное средство обучения и воспитания детей,
которое точно отражает разнообразие определенных явлений, а также
предметов окружающего нас мира; осуществляет восприятие и
наблюдение учениками реальной действительности; влияет на сенсорную
сферу, отлично развивает его наблюдательность, воображение, мышление;
эффективно стимулирует познавательную и творческую активность,
помогает развивать интерес к обучению; способствует умению обобщать;
улучшает качество усвоения знаний и умений и т.д.
Наглядным обучением называют такое обучение, при котором
представления и понятия у учащихся формируются на основе
непосредственного восприятия изучаемых явлений или с помощью их
изображений. Роль наглядности в процессе обучения рассматривался
различными педагогами еще с XVII века. Одним из основоположников в
данном вопросе был Павел Петрович Блонский – русский и советский
философ, педагог и психолог, также над данным вопросом работали К.Д.
Ушинский, Л.В. Занков, И.Г. Песталоцци. И.Г.Песталоцци показал
необходимость сочетать применение наглядности со специальным
мысленным формированием понятий, превратил этот принцип на
основное средство обучения [2; 14].
Значительным шагом вперед в разработке наглядности обучения являются
научные и учебные книги К.Д.Ушинского. Он предоставил более глубокое
4
психологическое обоснование принципа наглядности. Он писал, что
ребенок мыслит конкретными подобиями, поэтому опора на чувственные
познания является необходимым условием обучения. Л.В.Занков
подробно изучил возможные варианты сочетания слова и наглядности. В
опыте В.Ф .Шаталова большую роль играют зарисовки – так называемые
опорные сигналы, в которых в образно-символической форме отражен
главный смысл того или иного факта или явления.
Свое мнение по реализации принципа наглядности высказывали и
психологи. В частности, такие как: А.Н. Леонтьев, А.Н. Ананьев ва, Н.А.
Логинова, Н. Л. Прокопенко, А.М. Леушина.
Психолого-педагогический анализ их работ приводит к постановке
следующей задачи для каждого учителя: найти конкретное место
наглядного материала. Иначе говоря, найти не только метод внесения его в
педагогический процесс, но метод такого управления этим процессом,
который обеспечил бы не формальное «применение» наглядности, а
настоящее эффективное ее применения.
Словами известного психолога Н.И. Пирогова это звучит так: «Не
наглядность, ни слово сами по себе, без умения с ними обращаться как
надо ... ничего путного не сделают ». Большой вклад в решение данной
проблемы внесли И.Я. Лернер, Н.А. Менчинская, С.И. Змеева, Е.И. Пассов,
Б.Н. Скаткин и др. [18].
Принцип наглядности еще XVII в. сформулировал и обосновал Я.А.
Коменский: «...все, что только можно представлять для восприятия
чувствами, а именно: видимое – для восприятия зрением, слышимое –
слухом, запахи – обонянием, подлежащее вкусу – вкусом, доступное
осязанию – путем осязания. Если какие-либо предметы сразу можно
воспринять несколькими чувствами, пусть они сразу схватываются
несколькими чувствами». Результатами работ педагогов XVII в. стали
заключения, что учитель не просто может, а скорее даже обязан
использовать различные средства наглядности.
Особо следует отметить, что наглядные пособия являются одним из
важнейших элементов любого учебного процесса в различных учебных
дисциплинах. Это чётко иллюстрируют данные об усвоении учебной
информации детьми как младшего, так и среднего и старшего школьного
возраста. Ведь эффективность усвоения информации учащимися растет
при условии привлечения к этому процессу как можно больше органов
чувств. Эффективно дети усваивают информацию представленную на слух
и на зрение с последующим ее обсуждением.
Сущность принципа наглядности – это обогащение чувственного
восприятия,что и является исходным для умственной деятельности. При
овладении знаниями мы выходим от самого предмета, четкого
5
представления о нем, от явления или действия, а затем переходим к
обобщению, выводам, понятию.