Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Все, что связано с информацией, ее сбором, обработкой, распространением,
хранением, вызывает в современном мире повышенный интерес, поскольку,
2
значение информации, ее влияние на происходящие в обществе процессы
возрастают буквально года от года.
Кроме того, информация – незаменимый элемент прогресса любого
общества, а значит востребованными будут и информационные агентства -
специализированные информационные предприятия (организации, службы,
центры), обслуживающие средства массовой информации (СМИ) [1]. В
связи с этим существует интерес к тому, какими принципами и методами
руководствуются информационные агентства при освещении того или
иного события, в частности, крупнейшие российские агентства ТАСС и
Интерфакс, а значит работа, цель которой исследование методов и
принципов работы информационных агентств (на примере Интерфакс и
ТАСС), является актуальной.
Предметом исследования в данной работе являются методы и принципы
работы, а объектом – информационные агентства (в частности, ТАСС и
Интерфакс).
Для достижения поставленной цели в работе были сформулированы
следующие задачи:
- охарактеризовать место информационных агентств в системе современных
СМИ;
- исследовать методы и принципы деятельности информационных агентств;
- проанализировать работу агентств ТАСС и Интерфакс
Теоретическая значимость данного исследования заключается в том, что его
результаты могут быть использованы в дальнейшем анализе деятельности
информационных агентств.
Практическая значимость данного исследования заключается в том, что
полученные результаты могут быть применены в практической оценке
работы информационных агентств ТАСС и Интерфакс.
Материалом исследования послужили сайты агентств ТАСС [2] и
Интерфакс [3], а также работы Н. Больц, Е. Л. Вартановой, Н. Вострикова,
С. Г. Корконосенко, А. А. Маркова, М. В. Шкодина, T. Rantenen [4-11] и др.
Структура данной работы состоит из введения, двух глав, заключения и
списка используемой литературы.
3
Глава 1 Особенность работы информационных агентств
1.1. Место информационных агентств в системе современных СМИ
Известно, что средства массовой информации – это технология, которая
предназначена для охвата массовой аудитории. Это основное средство
связи, используемое для охвата подавляющего большинства населения.
Наиболее распространенными платформами для средств массовой
информации являются газеты, журналы, радио, телевидение и Интернет.
Широкая общественность, как правило, полагается на средства массовой
информации для получения информации по политическим вопросам,
социальным вопросам, по вопросам досуга и развлечения, а также, новостям
в культуре.
Средства массовой информации значительно изменились со временем. До
того, как появился Интернет, телевидение или радио, была газета. Газета
была изначальной платформой для СМИ. В течение длительного периода
времени общественность полагалась на писателей и журналистов местных
газет, чтобы предоставить им последние новости в текущих событиях, а
спустя столетия появилось радио, а позже и телевидение.
Позже по линии пришло изобретение телевидения. Телевидение скоро
заменит радио для самой эффективной платформы, чтобы достигнуть
широкой публики. Сегодня Интернет является наиболее актуальной формой
средств массовой информации и стал, соответственно, основным
инструментом для информационных агентств и информационных сайтов.
Могут ли информационные агентства и информационные онлайновые сайты
конкурировать друг с другом? – вопрос, который многие себе задают [12].
Информационный сайт – это веб-ресурс, на котором содержатся страницы с
размещенным на них контентом (статьи, изображения, видео и
аудиофайлы), посвященным одной или нескольким тематикам. Статьи на
таком сайте обычно отвечают на вопрос "Что, где, когда, как сделать и т.д.".
Проще говоря, информационный сайт представляет собой сборник
документов с определенным информационным контентом. Пример
наиболее популярного информационного сайта - Википедия.
В свою очередь, информационные агентства - основное звено любой
национальной медиасистемы. Именно они формируют повестку дня,
выделяя в потоке информации главные новости. Такова роль агентств на
протяжении более чем 150-летней истории их существования — несмотря
4
на то, что их продукты не были адресованы напрямую широкой аудитории,
не находились в режиме открытого наблюдения и не часто становились
объектом научного изучения [13].
Новостные информационные агентства, ставшие основой интернетжурналистики в период ее становления в 90-х годах прошлого века,
меняются вместе со всем медиапространством России. За два десятилетия
агентства пережили этап становления в качестве интернет-СМИ, периоды
содержательного и технологического развития, конкуренции друг с другом
за право выживания в условиях рынка, нестабильности и экономического
роста, а в последние несколько лет активно трансформируют свои подходы
к представлению информации, внедряют новые продукты, осваивают
современные механизмы доставки контента потребителю.
Агентства первыми, и при этом довольно чутко, реагируют на любые
изменения медиасреды, будь то колебания политического климата,
технологические новации, конъюнктура рынка или предпочтения
потребителей информации. Агентства фактически создают и хранят
профессиональные стандарты в работе с информацией; они же первыми
вносят изменения в стандарты, когда в этом назревает объективная
необходимость. Поэтому именно функционирование информационных
агентств может служить своеобразным индикатором состояния
медиасистемы и, в определенном смысле, общества в целом [14].
Функционирование агентств не ограничивается производством
информационной продукции для подписчиков — виды деятельности
агентств постоянно расширяются. Если на первых этапах своего
существования агентства снабжали газеты и журналы исключительно
хроникой и официальными сообщениями, то в настоящее время сфера
информационных услуг значительно расширилась.
Таким образом, можно сказать, что информационное агентство – это более
широкое понятие, чем информационный сайт. Современные агентства,
помимо хроники текущих событий и анонсов, готовят подписчикам и
справочно-аналитический материал, и специализированную информацию;
проводят пресс-конференции, делают заявления, организуют акции,
разрабатывают специальные проекты, участвуют в информационных
кампаниях — словом, стремятся к максимальному использованию
информации, «владельцами» которой они являются.
1.2. Специфика деятельности информационных агентств
5
Разнообразие видов деятельности, а также статусные различия агентств
(государственные, акционерные, частные, смешанные) сформировали
условия для развития нескольких бизнес-моделей [5, с.140-150].
При всех различиях в статусе, а следовательно, и в структуре источников
финансирования, информационные агентства имеют ряд существенных
общих черт в методах работы:
1) они не получают доходов от рекламы, которая остается наиболее
прибыльной и доминирующей моделью большинства медиакомпаний;
Фрагмент для ознакомления
3
1. Засурский, Я.Н. Глобальное информационное пространство в
условиях мобильной коммуникации [Электронный ресурс] / Я.Н. Засурский
// Медиаскоп. – 2006. - №1. – режим доступа:
http://www.mediascope.ru/?q=node/162.
2. ТАСС [Электронный ресурс] www.tass.com
3. Интерфакс [Электронный ресурс] www.interfax.ru
4. Больц, Н. Азбука медиа / Пер. с нем. Л.Ионин, А.Черных. – Москва:
Европа, 2011. – 136 с.
5. Вартанова Е.Л. Современная медиаструктура // Средства массовой
информации постсоветской России. М., 2002.
6. Вартанова, Е. Л. Чем управляют менеджеры СМИ. О природе
современного медиаменеджмента / Е. Л. Вартанова // Журналистика и
медиарынок. – 2006. – №7-8.
7. Востриков, Н. Информагентства построили по ранжиру [Электронный
ресурс] /Н. Востриков // Российская газета. – 2005. № 3961. - Режим
доступа: http://rg.ru/2005/12/27/informagentstva.html
8. Корконосенко, С.Г. Журналист и информация: учебное пособие / под
ред. С.Г. Корконосенко. – Санкт-Петербург, 1994. – 55 с.
6
9. Марков, А.А. Теория и практика массовой информации: учебник /
А.А. Марков, Молчанова О.И., Полякова Н.В. ; под общ. ред. А.А. Маркова.
– Москва: ИНФРА-М, 2014. – 252 с.
10. Шкондин М. В. Системные характеристики СМИ. Средства массовой
информации России: учебное пособие для вузов / под ред. Я. Н. Засурского.
– Москва: Аспект Пресс, 2010. – 472 с.
11. RantanenТ.,Vartanova E. News Agencies in Post-Communist Russia: From
State Monopoly to State Dominance / T. Rantanen, E. Vartanova // European
Journal of Communication. - 1995. Vol. 10 (2)
12. Моджук, А. Могут ли информационные агентства и информационные
онлайновые сайты конкурировать друг с другом? [Электронный ресурс] / А.
Моджук // YoungJournalists. - 2010. Режим доступа: http://yojo.ru/?p=486
13. Бакулев Г.П. Массовая коммуникация: Западные теории и концепции.
2-е изд. М.: Аспект Пресс, 2010.
14. Вартанова Е. Л., Вирен Г. В., Фролова Т. И. Типология
информационных агентств [Электронный ресурс]
https://vestnik.journ.msu.ru/books/2013/3/tipologiya-informatsionnykh-agentstv/
15. Кириллова Н.Б. Медиасреда российской модернизации. М.:
Академический проект, 2005.
16. Информационные агентства государств - участников СНГ
(ИНФОРМСОВЕТ СНГ) [Электронный ресурс]
http://www.cis.minsk.by/page/12456
17. Росконгресс [Электронный ресурс] https://roscongress.org/
18. Всемирная Ассоциация Русской Прессы [Электронный ресурс]
http://warp.pro/
19. World Media Summit [Электронный ресурс]
https://www.facebook.com/pages/category/Event/The-World-Media-Summit279172912286598/
20. The European Alliance of News Agencies: EANA [Электронный ресурс]
www.newsalliance.org