Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Изучение культурной проблематики в СМИ является важной и актуальной темой во все времена. Она всегда будут привлекать повышенное внимание государственных деятелей, социологов, политологов и других представителей социально-гуманитарного знания.
В активном процессе информатизации общества проявляются тенденции глобализации, меняющей жизнь человека посредством информационных систем, в результате чего усиливается роль средств массовой информации в трансформации как отдельного индивида, так и социума в целом.
Оформляющаяся новая информационная культура как структурная характеристика развития общества обуславливает значимость воздействия СМИ на формирование общественного мнения. От смысловой наполненности массовых сообщений сегодня начинает зависеть поведение людей, стабильность социокультурной системы.
Журнализм как особый вид социологической деятельности должен активно способствовать процессу мирового культурного развития, в котором налажен баланс между культурами различных народов.
Актуальность темы данной курсовой работы обусловлена тем, что освещение вопросов культуры и искусства в периодической печати задает тон общественной дискуссии о будущем нации.
Объектом исследования являются статьи рубрики Афиша газеты «Фонтанка».
Предмет данной работы – газета «Фонтанка».
Цель исследования – анализ культурных обзоров газеты «Фонтанка».
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1) рассмотреть общую характеристику периодической печати;
2) провести анализ освещения вопросов культуры газетой «Фонтанка».
Для решения поставленных задач используется комплекс взаимодополняющих методов исследования: анализа и синтеза, а также описательный, классификационный, статистический, типологический, типографический, историко-библиографический, сравнительно-сопоставительный.
Материалом исследования послужили периодические издания газеты «Фонтанка».
Научная новизна данного исследования предопределяется тем, что в нем впервые рассматривается противоречие между массовостью распространения сетевых СМИ и низкой степенью доверия к ним, что является значимой проблемной культурологической характеристикой сетевых средств массовой информации.
Структура работы. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка используемой литературы.
1. Общая характеристика периодической печати
1.1. Типологическая характеристика периодической печати
Современный рынок печати с каждым годом открывает иные потребности общества, достигает всё более совершенных способов по их удовлетворению, пополняется новыми возможностями. Уровень информации в различных сферах жизни считается одной из основных характеристик общественного прогресса.
Опираясь на данное утверждение, можно сделать вывод о том, что непосредственно само становление нашего общества способствовало развитию до настоящего уровня тех электронно-технических средств, что на данный момент обеспечивают оперативную передачу и массовое распространение информации. Сегодня, в противовес более эффективным источникам, таким как интернет, телевидение и радио, периодическая печать все еще успешно функционирует в качестве элемента духовной культуры общества.
Понятие периодической печати включает в себя не только привычные слуху обывателя газету и журнал, но и календарь, сборник, бюллетень и другие сериальные издания, отвечающие определенным требованиям.
Доктор филологических наук, профессор Акопов А. И. [1, с. 65] в своих трудах указывал, что периодическим также называется печатное или электронное издание, которое имеет определенное проблемно-тематическое и функциональное направление. В России принято считать периодическим издание, выходящее от двух раз в год до ежедневного. Важно, чтобы объявленная периодичность выдерживалась на практике в течение длительного времени или хотя бы в течение года . Издание – это некая система с определенным набором признаков, которые важно принимать во внимание при редактировании [8, с. 75]. Основными из них можно назвать: характер информации, читательский адрес и целевое назначение издания. Кроме того, целевое назначение издания представляется наиболее важным системным признаком, так как именно исходя из целевого назначения, будь то информирование или обучение и воспитание, формируется характер информации, непосредственно содержание издания. Благодаря реализации целевой функции определяется уже выбор читателя, а соответственно и читательская аудитория.
Издание как система не изолировано, оно находится в тесной взаимосвязи с читателем, автором, редактором, художественным оформителем и т.д. Признаки издания могут присутствовать как в одном издании определенным набором, так и быть общими для группы изданий. Изданию могут быть присущи следующие системные признаки:
- периодичность;
- структура издания;
- знаковая природа информации;
- характер оформления;
- состав основного текста;
- степень аналитико-синтетической обработки информации.
Знание и полный учет типологических признаков – обязательное условие для создания издания, способного эффективно выполнять свои функции.
Для того, чтобы выявить характерные устойчивые признаки издания редактор обычно прибегает к использованию типологического метода, который дает возможность идентификации и группирования признаков. Выводы на основе исследований способствуют выявлению и унификации методов редактирования, а также нахождению необходимых оценочных критериев, влияющих на этапы подготовки издания. Начало формированию взглядов на классификацию периодических изданий было положено известным книговедом Н. М. Лисовским [11, с. 281].
В изданном им в 1915 году труде «Библиография русской периодической печати 17.03.1900гг.» Лисовский отмечал, что, «поскольку периодические издания имеют некоторые особенности, относящиеся к их изготовлению, распространению и описанию, их рассмотрение и изучение можно было бы выделить в особый раздел книговедения» [11, с. 281].
Прежде всего периодические издания имеют много общего непосредственно в своем функциональном назначении – оперативно, через установленные промежутки времени распространять информацию, адресованную читателю, отражать актуальные события общественной жизни. Существенное различие между газетой и журналом заключается в характере информации и в оперативности.
Целью газеты можно назвать оперативное освещение событий. Для журнала куда более важно проанализировать случившееся, дать комментарий и оценку. В соответствии с функциями изданий, логически разнятся способы их воплощения.
Газете свойственны короткие заметки и небольшие корреспонденции, журналу – статьи, обзоры, рецензии, хотя в настоящее время зачастую наблюдается смешение и взаимопроникновение жанров в зависимости от типа газеты или журнала, что определяет природу периодического издания как общественного явления [10, с. 75].
Характер информации периодического издания, хоть и имеет общее публицистическое начало, окончательно определяется тематическим профилем и читательским адресом. Поиск своей читательской аудитории предполагает сегментирование читателей по соответствующим категориям. Чаще всего исследователями используются следующие социально демографические характеристики:
- пол;
- возраст;
- образование;
- социальный и семейный статус;
- профессия, место работы;
- уровень дохода;
- география проживания;
- национальность или расовая принадлежность.
Основные видо-типологические признаки такие как читательский адрес, характер информации, целевая направленность, напрямую влияют на выбор названия, характер оформления и периодичность издания. Также издание должно иметь свой особенный внешний облик, который бы позволил без труда найти его среди других изданий.
С одной стороны, «типологические признаки носят не формальный и не частный характер. Изменение хотя бы одного из них влечет за собой целую цепь преобразований в облике и содержании изданий», считает С. Г. Корконосенко.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Акопов, А. И. Периодические издания : Учеб.-метод. пособие для студентов-журналистов / А. И. Акопов. - 2. изд., доп. - Ростов н/Д : Книга, 1999. - 91 с.
2. Антонова, С. Г., Редактирование. Общий курс: Учебник для вузов / С.Г. Антонова, В. И. Соловьев, К. Т. Ямчук. - М.: Изд-во МГУП, 2014. – 256 с.
3. Былинский, К. И. Литературное редактирование: учеб. пособие / К. И. Былинский, Д. Э. Розенталь. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: ФЛИНТА: Наука, 2011. – 400 с.
4. Гордиенко, Т. В. Журналистика и редактирование: учебное пособие / Т. В. Гордиенко. – М.: ИД «ФОРУМ»: ИНФРА-М, 2015. – 176 с.
5. Евтюгина, А. А. Функциональные стили русского языка (для самостоятельной работы студентов дневного и заочного отделения всех специальностей): Учеб.-метод. Пособие / А.А. Евтюгина, И.В. Родионова. – Екатеринбург, 2014. – 61 с.
6. Кожевников, Г. В. Печатные и электронные средства информации: конспект лекций / Г. В. Кожевников, Т. Г. Куприянова. – М.: МГУП имени Ивана Федорова, 2016. – 146 с.
7. Кожина, М. Н. Стилистический энциклопедический словарь русского языка. – 2-е изд., стереотип. / М.Н. Кожина. – М.: ФЛИНТА: Наука, 2011. – 696 с.
8. Колесников, Н. П. Стилистика и литературное редактирование / Н.П. Колесников. – М.: Изд-во Март, 2014. – 191 с.
9. Корконосенко, С. Г. Основы журналистики: учебник для вузов / С.Г. Корконосенко. – М.: Аспект Пресс, 2014. – 287 с.
10. Лазутина, Г. В. Жанры журналистского творчества / Г.В. Лазутина, С.В. Распопова. - М.: Аспект Пресс, 2015.
11. Лисовский Н.М. Периодическая печать в России. 1703-1903 гг.: (Статистико-библиогр. обзор рус. периодич. изданий) / Н.М. Лисовский // Литературный вестник. - 1902. - № 8. - С. 281-306
12. Марков, А. А., Молчанова, О. И., Полякова, Н. В. Теория и практика массовой информации. Учебник / под общ. ред. А. А. Маркова. – М.: ИНФРА-М, 2014. – 252 с.
13. Мильчин, А. Э. Методика редактирования теста / А.Э. Мильчин. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Логос, 2014. – 524 с.
14. Накорякова, К. М. Литературное редактирование. – М.: Изд-во МГУ, 2011. – 432с.
15. Плещенко, Т. П., Федотова, H. B., Чечет, P. Г. Стилистика и культура речи. Интepнeт-жypнaл Textologia.ru. [Электронный ресурс]. – URL: http://www.textologia.ru/russkiy/stilistika/stili- (дата обращения: 20.05.2020)
16. Рябинина, Н. З. Технология редакционно-издательского процесса / Н.З. Рябинина. –М.: Изд-во Логос, 2014. – 256 c.
17. Сбитнева, А. А. Литературное редактирование. История, теория, практика: учебное пособие / А. А. Сбитнева. – 3-е изд., стереотип. – М.: ФЛИНТА, 2016. – 208 с.
18. Свитич, Л. Г., Смирнова, О. В., Ширяева, А. А., Шкондин, М. В. Содержательно-тематическая структура городских газет (контентаналитическое исследование). [Электронный ресурс]. – URL: http://vestnik.journ.msu.ru/books/2015/6/soderzhatelno-tematicheskaya-strukturagorodskikh-gazet-kontent-analiticheskoe-issledovanie-/ (дата обращения 25.05.20)
19. Сметанина, С. И. Редактирование текстов массовой коммуникации: учебно-методическое пособие / С.И. Сметанина. – СПб.: СПбГУ, 2014. – 154 с.
20. Солганик, Г. Я. Язык СМИ и политика / Г.Я. Солганик. – М.: Изд-во МГУ, 2012. – 953 с.
21. Официальный сайт газеты Фонтанка // https://www.fontanka.ru/