Фрагмент для ознакомления
2
вьетнамской войны, воевал в ней больше года и принимал участие в крупном сражении за базу огневой поддержки Берт (2 января 1968 г.) и был дважды ранен. Стоун вернулся с войны с несколькими наградами, обучился режиссуре у Мартина Скорсезе. Позже он отразил свой опыт в фильмах «Взвод» (1986 г.), «Рожденный четвертого июля» (1989 г.) и «Небеса и земля» (1993 г.).
Итак, первый этап в истории кинематографа США на тему войны во Вьетнаме приходится на временной период, когда эта война только продолжалась. На протяжении этого периода одна из важных тенденций – это установка на «ура-патриотизм». Оправдание участия американцев во вьетнамской войне наблюдались во многих картинах, которые ставились в США до 1973 года включительно.
С другой стороны, появление картин, которые обладали глубоким подтекстом, которые раскрывали сущность серьезных тем, психологических, прежде всего, с которыми сталкивались те, кто вернулся с войны во Вьетнаме, говорило о попытках американских режиссеров представить тему войны во Вьетнаме в другом смысле, в контексте «вьетнамского синдрома». Именно эта направленность стала основной в первые после окончания вьетнамской войны годы .
1.2 Американские кинокартины о «вьетнамском синдроме» (с 1970 х гг)
В 1970 е годы, под воздействием на общество США «вьетнамского синдрома», создается серия кинокартин во Вьетнаме. Первой была «Безумный мир Джулиуса Врудера» (The Crazy World of Julius Vrooder), США, 1974, режиссер Артур Хиллер. Сюжет данного фильма включает в себя, в основном, описание личности вьетнамского ветерана, который оказывается в психиатрической клинике. Он живет в своем безумном мире и пытается вырваться, сбежать с больницы. Но все, что он видит – это безразличие и холодность окружающих его людей.
После ставится фильм «Смертельный сон» (Dead of Night), США, Канада, Великобритания, 1974, режиссер Боб Кларк. Это было первый фильм ужасов, связанный с вьетнамской войной. Фильм ярко демонстрирует проявления «вьетнамского синдрома». Несмотря на том, что семья героя рада его возвращению с войны, сам он не находит себя после возвращения, он отстраненно сидит в своем кресле и качается, сводит с ума отцам скрипом этой качалки. По вечерам герой уходит, чтобы совершать очередное убийство.
После этого фильма в американском кинематографе появляется огромное количество фильмов, в которых тема войны связывается с темой насилия:
1) «Это номер тринадцатый» (There Is No 13), США, 1974, режиссер Уильям Сэкс,
2) «Братство смерти» (Brotherhood of Death), США, 1976, режиссер Билл Берри,
3) «Раскаты грома» (Rolling Thunder), США, 1977, режиссер Джон Флинн,
4) «Найти и уничтожить» (Search and Destroy), США, 1979, режиссер Уильям Фрюит.
Такое количество фильмов говорило о попытках применять «вьетнамскую тематику» для получения прибыль от проката таких фильмов, которые часто были крайне низкого качества.
«Вьетнамский синдром» более глубоко раскрыт в фильме «Таксист» (Taxi Driver) США, 1976, р. Мартин Скорсезе. В этой драме, которая получила «Золотую пальмовую ветвь» на фестивале в Каннах 1976 года, события происходят с участием героя Тревиса Бикла, которого играет Роберт де Ниро. Он работает по ночам в Нью-Йорке таксистом, сам он – ветеран войны Вьетнама, бывший морской пехотинце, но он медленно сходит с ума, видя то, что происходит в огромном мегаполисе.
Вьетнамская война идет в картине образом, но становится очевидно, что участие героя в этой войне разрушило его психику, сломало его личность. Война сделала из него человека-одиночку, который просто никому не нужен.
Рисунок 4 - Кадр из фильма «Таксист», 1976 год, режиссер – Мартин Скорсезе
Главный герой отчужден от окружающего мира. Он ездит за рулем своего такси по задворкам Нью-Йорка, так зрителю показывается его внутренняя отстраненность от людей, которые находятся за пределами его салона автомобиля. Герой часто видит «темную сторону» жизни города, он копит в себе негативные эмоции и приходит к мысли, что пора убрать всю «грязь» из города, полагая, что единственным выходом этому может стать только насилие.
«Таксист» является прорывом в кинематографе США на тему Вьетнама, так как фильм стал глубокой первой попыткой освятить судьбу ветеранов вьетнамской войны. Кроме того, работа Скорсезе, конечно, великолепна.
Тема «вьетнамского синдрома» продолжается в кинокартине «Следы» (Tracks), США, 1977, режиссер Генри Джэглом. В этом фильме демонстрируется американская атмосфера того времени. Герой сопровождает гроб с телом своего товарища, который погиб в вьетнамской войне. Но позже герой понимает, что простые американцы не представляют, что такое война. Это приводит к возмущению с его стороны, и при помощи насилия герой хотел бы добиться «восстановления справедливости».
Тема адаптации вернувшихся с войны к реальности в быту рассматривается и в кинокартине «Возвращение домой» (Coming Home), США, 1978, режиссера Хэл Эшби. Данная картина проходила на Каннском кинофестивале 1978 года в номинации на «Золотую пальмовую ветвь», получила «Золотой глобус» в 1979 году как лучшая драма, в этом же году получила три «Оскара» (за лучшую главную женскую и мужскую роль, а также за лучший сценарий).
Рисунок 5 – Кадры из фильма «Возвращение домой», 1978 год
В картине рассказывается о нескольких главных героях. Основная героиня - женщина (Джейн Фонда), муж которой находится во Вьетнаме. Она работает в военном госпитале и влюбляется в парализованного ветерана вьетнамской войны. Здесь возникает линия вопросов к смыслу самой войны и участия в ней. Другая линия связывается с личностью ветерана, который вернулся с войны и потерял рассудок. Главная героиня, изначально патриотично настроенная и полностью поддерживающая участие американцев в вьетнамской войне, трансформирует свои взгляды. Она видит, к чему приводит война, к каким физическим и психологическим последствиям, как самим вернувшимся с войны тяжело осознавать, что в реальной жизни они никому не нужны.
То, как складываются судьбы обычных американцев в этом фильме, говорит о том, что вьетнамская война являлась бессмысленной, жестокой, приводящей к целому комплексу психологических расстройств у людей, нежеланию адаптироваться к нормальной жизни .
Рассматриваемая кинокартина содержит в себе огромное количество агрессии, которая направлена против правительства, что следует понимать как попытку передать ответственность за участие во вьетнамской войне американскому правительству.
Но начало вьетнамской войны не представляется понятным. Причины войны непонятны, а последствия – ужасны. Именно по вине правительства, по мнению режиссера, происходят страдания обычного населения.
В фильме много антивоенной тематики. После того, как возвращается после войны умалишенным, брат подруги главной героини заканчивает жизнь самоубийством. Один из героев приезжает в призывному участку и приковывает себя цепями к воротам, чтобы не пускать туда молодых призывников.
Особую атмосферу этому фильму, снятому на основе одноименного романа Джорджа Дэвиса, придает саундтрек – композиции The Rolling Stones, Джима Хендрикса, Боба Диллана и других американских музыкантов. Многие из этих песен были написаны во время войны во Вьетнаме и также несли в себе антивоенный заряд.
Фрагмент для ознакомления
3
Список используемой литературы
1) Авдонина Н.С. Журналистика и политика вооруженного конфликта: сравнительный анализ американской и отечественной прессы. - URL: https: // www.academia.edu/6185214/ (дата обращения: 01.06.2020)
2) Авдонина Н.С. Кинематограф о войне во Вьетнаме (1957-1975) какэлемент политической коммуникации // Вестник Санкт-Петербургскогогосударственного университета. Серия Филология. Востоковедение. Журналистика. 2012. №. 1. С. 197-206
3) Бахманн-Медик, Д. Культурные повороты: новые ориентиры в науках о культуре/ Пер. с нем. С. Ташкенова. - М.: НЛО, 2017. - 502 с.
4) Белов С.Б. Бойня номер «х»: Литература Англии и США о войне и военной идеологии. М.: Сов. писатель,1991.
5) Вильярехо, Э. Фильм. Теория и практика / Пер. с англ. - Харьков: Изд-во «Гуманитарный центр», 2015. - 228 с.
6) Герр М. Репортажи // Раны сознания: Американские писатели и журналисты об агрессии США во Вьетнаме: Худож. публицистика. Пер. с англ./ Вступление Алексея Хамадана. М.: Прогресс. 1985. 448 с
7) Иванян Э.А. От Джорджа Вашингтона до Джорджа Буша: Белый дом и пресса - М., 1991 - 206с
8) Кузнецов, Д.В. Война во Вьетнаме и ее отражение в американском кинематографе // Актуальные проблемы современности: Материалы всеросс. научно-практич. конф. «Альтернативный мир» / Отв. ред. Д. В. Буяров. - Благовещенск, 2013. - С. 102-134.
9) Мировой кинематограф и война во Вьетнаме (эволюция идейно-эстетических тенденций, 60-80-е годы) : дис. на соискание ученой степ. доктора искусствоведения - спец. 17.00.03. - Киноискусство и телевидение / Г. И. Долматовская ; Госкино СССР. - (на правах рукописи). - М. : НИИ киноискусства, 1989. - 367 с.
10) Сайт о кино «Кинопоиск». — URL: https://www. kinopoisk.ru/ (дата обращения: 01.06.2020).
11) Badsey S. The depiction of war reporters in Hollywood feature film fromthe Vietnam War to the Present // War and Militarism. Vol. 14. No. 3/4. PP. 243 – 260.
12) Blumler J. G., Kavanagh D. The third age of political communication:influences and features // Political Communication. 1999. Vol. 16. PP. 209 – 230
13) Carter, Dan T. The Politics of Rage: George Wallace, the Origins of the New Conservatism, and the Transformation of American Politics. N-Y., 2000,- 299c
14) Newman J. Vietnam War literature: an annotated bibliography of imaginative works about Americans fighting in Vietnam. Metuchen, - N-J., 1988,- 399c
15) Saliba K. Hayes, Herr and Sack: Esquire goes to Vietnam. // Journal ofMagazine and New Media Research. 2007. Vol. 9. No. 2. PP. 1 – 19